Наружная реклама.
Из форм наружной рекламы в библиотеке чаще всего применяют щиты или стенды (биллборды), вывески, витрины, указатели. Удачно расположенная и умело оформленная наружная реклама бросается в глаза, т.к. рассчитана, прежде всего, на непроизвольное внимание, которое, как известно, связано с лучшей запоминаемостью. Исходя из этой особенности наружной рекламы, ее расположению и оформлению дизайнеры придают ей большое значение.
Для наружной рекламы тщательно подбирается место, учитывая при этом такие факторы, как:
- расстояние до входа или подъезда (чем больше это расстояние, позволяющее хорошо увидеть наружную рекламу, тем эффективнее она работает);
- скорость проезжающего мимо транспорта (в данном случае более высокая скорость обратно пропорциональна желаемому эффекту);
- угол установки плаката (щита) по отношению к направлению уличного движения (прямая проекция более выгодна);
- реклама наиболее выгодна в случае, если расположена одиноко и никакие другие средства не отвлекают потенциального потребителя.
Рекламные щиты.
Они чаще всего бывают стационарные, реже – навесные. Они привлекают взгляды проезжающих и проходящих мимо людей. Чаще всего, к поверхности щита прикрепляют отпечатанную типографским способом афишу или же на окрашенную поверхность щита маслом или акрилом наносят основные сведения о библиотеке: ее адрес, часы работы, перечень оказываемых услуг, рекламируя деятельность библиотеки и давая потенциальным посетителям представление о ней. Психологи называют такое воздействие «эффектом пойманной аудитории».
Вывески, как и витрины, создают первоначальное представление о библиотеке, ее статусе. В последнее время библиотеки все чаще задумываются о своем лице - вывеске, делая его привлекательным, индивидуальным, используя не только свет, цвет, но и объем.
Обычно библиотека использует не одну, а несколько вывесок одновременно. Первая, прежде всего, дает представление о функциональном назначении учреждения, размещенного в здании. Другие конкретизируют сведения: сообщают о часах работы, перечне услуг. Постоянные вывески дополняются временными, используемыми периодически. По сути своей они близки к объявлениям: о переходе на летний режим работы, закрытии библиотеки на санитарный день или по техническим причинам. Желательно, чтобы постоянные и временные вывески были выполнены в одном цветовом и графическом стилях, сочетающихся со всей наружной рекламой. Хранят «временные» вывески в библиотеке, а не пишут каждый раз от руки.
К сожалению, в большинстве случаев библиотечные вывески представляют собой обычную плоскую доску с наименованием, номером библиотеки, ее принадлежностью к определенной ЦБС и муниципалитету или округу, району. Вывеска может быть расположена по длине, высоте здания или на фасаде, а если буквы еще и светящиеся, то вывеска привлекает к себе внимание издалека. Вывеска, наряду с сообщением о названии библиотеки может содержать информацию и о режиме ее работы. На фасадах зданий лучше использовать объемные вывески со световой подсветкой и вывески из светящихся букв (неоновое освещение), преимущество которых заключается в том, что они не только более привлекательны, но и хорошо видны в темное время суток. Внутри здания рекомендуется использовать вывески, не выделяющиеся из общей цветовой гаммы помещения, но и в то же время четко указывающие на наличие библиотеки.
Содержание вывески, рассчитанное на мгновенный охват взглядом, должно включать самую необходимую информацию. Например: «Центральная районная библиотека имени...». Этих сведений, как считают многие практики, вполне достаточно для оформления вывески. Дополнительные сведения уместнее давать в официальной документации, в том числе в читательском билете, в вывеске же они сыграют, скорее, негативную роль, обезличивая ее, лишая индивидуальности. Причем, местному жителю информация о том, что библиотека находится в районе или городе таком-то не нужна, а приезжим достаточно надписи «Центральная районная библиотека» или ее аналога.
Привлекательный образ библиотеки создают ее витрины. При этом учитывается, что витрина (сквозная) соединяет внешнюю среду с внутренним пространством библиотеки. Именно двустороннее восприятие продиктовало способы ее оформления. Профессионалы рекламного дела любят сравнивать витрину с визитной карточкой учреждения, т.к. умело оформленная витрина дает сведения прохожим о том, открыта ли библиотека, какова специфика ее деятельности, какие услуги она предлагает и т.п. К сожалению лишь немногие библиотеки используют уникальные возможности этого вида наружной рекламы. А ведь даже небольшая глубина простенка позволяет использовать его в качестве своеобразного просцениума, на котором, по законам сценографии, можно выстроить спектакль. В зависимости от специфики библиотеки действующими лицами могут быть: нарисованные герои детских сказок с соответствующими книжками в руках; в библиотеке, специализирующейся на экологических проблемах, витрину можно оформить в виде зелено-голубого подводного царства, на скалах которого размещены популярные книги о природе, или же создать зимний сад из живых и искусственных растений; иногда витрина представляет собой регулярно меняемую выставку книжных новинок.
Занавеси, прикрывающие витрины. Плотные витрины позволяют изолировать посетителей от уличного шума, создают благоприятные условия для работы с книгой, особенно в читальном зале. На абонементе же выигрышней будет смотреться легкий ажурный тюль. С улицы такие витрины выглядят не только уютно, но и нарядно, как при дневном свете, так и в темноте. Это привлекает в библиотеку посетителей.
Реклама в витринах имеет свои особенности, т.к. взгляд стоящих перед ней фиксируется на середине ее нижней части. И предметы, размещенные внизу, в середине витрины, рассматриваются в 10 раз интенсивнее, чем в верхней.
Фотографии в рекламе привлекают больше внимания, чем рисунки.
Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание на 23 % больше, нежели иллюстрации, изображающие неодушевленные предметы.
Оформляя витрину, желательно предусмотреть регулярную замену ее отдельных элементов или сюжета в целом. Иначе, она через определенное время примелькается, не говоря уже о том, что просто выгорит на солнце, запылится и т.п. К тому же, сменяемость наружной рекламы, особенно витрин, дает населению возможность визуально наблюдать за динамикой развития библиотеки, освоением новых направлений и форм работы.[Борисова, 2003; С.30-35]
2.3 Технология стендовой и постерной рекламы библиотеки
Стендовые библиотечные выставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные компоненты библиотечно-библиографической деятельности, логику их развития, а также выявить социальный эффект библиотечно-информационной деятельности. Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, "голографическое" представление о реально существующих направлениях деятельности библиотечно-библиографических учреждений, их подразделений в наглядной, легко воспринимаемой форме.
На стендах бывают представлены не просто таблицы, диаграммы, графики,- статистические показатели. Создается информация-метафора, подразумевающая глубокие пласты библиотечно-информационной, библиографической деятельности. [Борисова, 2003; С.30-35]
На стендах помещаются разнообразные текстовые материалы: книги, распечатки текстов из массивов электронной информации, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, фильмы и т. д. При помощи досок-блокнотов удобно демонстрировать материалы, содержащие сведения о библиотечно-библиографическом учреждении, его продуктах и услугах.
Планирование стендовой презентации начинается с принятия решения о ее проведении, затем следуют изучение темы, подготовка материала, экспонирование, организация встреч, бесед, обзоров.
Стендовая презентация должна представлять собой не случайный набор, а целостную систему логически выстроенных актуальных, социально и профессионально ориентированных документов. Композиция призвана быть привлекательной по своей цветовой гамме, шрифтам, организации материалов.
Эффективной формой рекламы в библиотеке является стенд с плакатами (постерами). Постерное направление библиотечно-библиографической, рекламно-информационной деятельности считается весьма перспективным, особенно в связи с возможностями, которые открывают компьютерная графика и другие новейшие электронные технологии.
Наиболее апробированными формами стендовой рекламы являются библиотечные (книжные) иллюстративные выставки литературы, — практикуемые в отечественных библиотечно-библиографических и книготорговых учреждениях с середины XIXв. До настоящего времени они пользуются неизменным успехом у читателей. Виды выставок разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Выделим основные группы:
Первая группа — книжные выставки информационного характера. К ним относятся выставка новинок и выставка "забытых", редко или совсем не спрашиваемых книг.
Выставка новинок литературы (новые поступления). Экспонируемые книги объединяются по чисто формальному признаку — времени выхода в свет и поступления в библиотечно-библиографическое учреждение. Для удобства пользования выставкой литература группируется по отраслям знания. На одну полку выставляются новинки социально-экономической литературы, на другую — естественнонаучной, далее — технической, сельскохозяйственной и т. д.
Выставка новинок может проводиться и в такой форме, как открытый просмотр. Она концентрирует внимание читателей на крупных массивах документов разных типов и видов по одной или нескольким проблемам, темам, отраслям знания. Они могут охватывать несколько сот названий. Цель открытых просмотров — познакомить читателей с новой литературой в условиях доступности и комфорта. Посетителю предоставляются по возможности удобные условия для работы, он может сесть за стол, почитать заинтересовавшую его книгу, сделать выписки, в том числе библиографические, получить ксерокопию.