1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 История развития телевизоров
Телевизор (от латинского tele - далеко и viso – гляжу, смотрю), телевизионный приемник, радиоприемник, предназначенный для усиления и преобразования радиосигналов, изображений и звукового сопровождения телевизионной вещательной программы, которые принимает телевизионная антенна, в изображение и звук. Телевизоры делятся на цветные и черно-белые и бывают стационарные и переносные. Выпускаемые в СССР телевизоры позволяли принимать сигналы телевизионных станций, передаваемые в специально отведенных участках в диапазонах метровых (48,5 – 100 Мгц в 174-230 Мгц; 12 каналов) и дециметровых (470-638 Мгц; несколько десятков каналов) радиоволн.
По качественным показателям, размеру экрана и эксплуатационным удобствам телевизоры в СССР подразделялись на четыре класса: 1 класс - стационарный черно-белый, модель "Горизонт-107", 2 класс – цветной стационарный модель "Рубин-711"; 3 класс – цветной стационарный "Янтарь Ц-310"; 4 класс – черно-белый переносной модель "Юность-401".
Специфичным для телевизоров является одновременное усиление и преобразование радиосигналов изображения и звукового сопровождения. Телевизор обычно строится по супергетеродинной схеме; её варианты различаются способами выделения и усиления сигнала звукового сопровождения. Селектор каналов осуществляет выделение сигналов нужного канала и преобразование их частоты в промежуточную. Устройство обработки сигнала содержит усилитель промежуточной частоты сигнала изображения, амплитудный детектор, видеоусилитель сигнала яркости, а также узел обработки сигнала цветности (только в цветном телевизоре). В этом устройстве вырабатываются: сигнал яркости и цветоразностные сигналы, подаваемые на управляющие электроды кинескопа; сигнал звукового сопровождения, направляемый в звуковой канал; строчные и кадровые синхронизирующие импульсы (или полный телевизионный сигнал), поступающий в генератор развёрстки. Узел обработки сигнала цветности системы цветного телевидения, принятой в СССР, состоит из полосового усилителя, в котором выделяется сигнал цветности, каналов прямого и задержанного сигналов, электронного коммутатора, двух частотных детекторов цветоразностных сигналов, матричной схемы, усилителей трех цветоразностных сигналов; он обеспечивает выделение и декодирование сигнала цветности, а также опознавание строк и отключение цепей канала цветности при приеме программ черно-белого телевидения. Блок генераторов разверстки содержит строчной развёрстки генератор и кадровой развёрстки генератор, создающие пилообразные токи в строчной и кадровой катушках отклоняющей системы.
В цветном телевизоре в схему входят корректирующие трансформаторы, служащие для коррекции подушкообразных искажений телевизионного растра. При использовании трехлучевого цветного кинескопа для обеспечения динамичного сведения его лучей применяется устройство сведения лучей, в котором на импульсов, следующих с частотой строк и полей, формируются токи специальной формы, подаваемые в обмотки электромагнитов сведения.
Устройство размагничивания кинескопа (цветного) создает в петле размагничивания, окружающей экран кинескопа, затухающий переменный ток для размагничивания теневой маски и бандажа кинескопа, сделанных из стали. Блок звукового сопровождения состоит из усилителя разностной частоты, которая в СССР равна 6,5 Мгц, частотного детектора сигнала звукового сопровождения и усилителя низкой частоты, с которого сигнал звукового сопровождения подаётся на высококачественную акустическую систему (обычно из нескольких громкоговорителей). Блок питания преобразует напряжение сети в напряжения питания всех элементов телевизора, включая каналы кинескопа и электронных ламп.
Обычно телевизоры выполняют в виде отдельных конструктивных блоков, широко используя печатный монтаж. В современных телевизорах применяются главным образом полупроводниковые приборы и интегральные схемы (вытесняющие приёмно-усилительные лампы). Проводятся разработки телевизоров с прямоугольным экраном в виде плоской панели, выполненным с использованием электролюминофоров, жидких кристаллов и т.д.
На передней панели телевизора обычно размещают следующие элементы управления: выключатель для включения и выключения телевизора; переключатель каналов; переключатель диапазонов частот "метровые – дециметровые волны" (в случае применения отдельных селекторов каналов метровых и дециметровых волн); регуляторы яркости и контраста изображения, насыщенности цвета и цветового тона изображения, громкости и тембра звука. На задней стенке телевизора обычно размещают: переключатель ручной и автоматической настройки гетеродина и регулятор настройки, выключатель канала цветности; регуляторы частоты строк и кадров, центровки растра кадра, линейности и размера растра по горизонтали и вертикали. Здесь же размещают разъемы для присоединения антенн, гнезда для подключения головных телефонов и магнитофона, а также переключатель напряжения сети. Для удобства телезрителей в телевизоре используется автоматическая регулировка усиления, яркости, контраста, частоты, развёртки, размера изображения.
Пульт дистационного управления позволяет зрителю, находящемуся на некотором расстоянии от телевизора, осуществлять включение и выключение, переключение каналов, регулировать яркость и контраст изображения, громкость звука. Пульт содержит ультразвуковой передатчик, излучающий сигналы телекоманд, принимаемые ультразвуковым приемником в блоке дистанционного управления телевизора.
Главный принцип действия телевидения был предложен в 1880 году независимо двумя учеными, американцем В.Е.Сойером и французом Морисом Лебланом. Принцип заключался в быстром сканировании каждого элемента изображения последовательно срока за строкой и кадр за кадром. За этим последовала имеющая решающее значение разработка простого и эффективного метода механического сканирования изображения, известное сегодня как диск Нипкова.. Его запатентовал в 1884 году немецкий инженер Пауль Готтлиб Нипков. В диске тридцать отверстий, расположенных по спирали Архимеда на периферии диска. Изображение передаваемого объекта фокусировалось на ограничительной (кадровой) рамке, расположенной в верхней части диска. При вращении диска каждое отверстие прочерчивало одну строку кадра, а один кадр содержал 30 строк по 40 элементов в каждой строке, т.е. всего было 1200 элементов изображения.
Автором первого проекта цветной телевизионной системы механического типа является русский инженер-электрик Александр Полумордвинов. В декабре 1899 года он предложил систему цветного телевидения, которая как и все современные системы, основана на трехкомпонентной теории цветного зрения Ломоносова-Юнга-Гельмгольца.
Между 1900 и 1920 годами были сделаны важные усовершенствования технологии, включая создание первого кинескопа, изобретение метода усиления электронных сигналов, а также были описаны теоретические принципы сканирования изображений электронным лучом.
В 1922 году шотландский инженер Джон Лоджии Бэрд начал разрабатывать телевизионное оборудование и тремя годами позднее смог передать первые распознаваемые изображения человеческих лиц. В 1926 году в Королевском Институте в Лондоне Бэрд продемонстрировал первую действующую телесистему, передающую движущиеся изображения.
В конце 1920-х "Дженерал Электрик" стал пионером в производстве телевизоров по технологии, разработанной в собственной научно- исследовательской лаборатории Эрнестом Александерсоном.
Бэрд также начал разработку телевизионного оборудования для немецкой почтовой службы в 1929 году. В то же время Маркони вел разработку аналогичного продукта. В 1936 году "ВВС" (в то время радиовещательная программа) начала первые регулярные трансляции телевизионных программ. Годом позже "ВВС" стала использовать систему "ЕМГ" Маркони, предпочтя её разработке Бэрда. В Америке научно-исследовательская лаборатория RCА, возглавляемая инженером-электроником Владимиром Зворыкиным, продемонстрировала электронный телевизор в 1932 году. Его конструкция, известная как иконоскоп, была запатентована в 1923 году (Зворыкин также разработал систему цветного телевидения, которая была запатентована в 1928 году).
Первые телевизионные передачи из Москвы были осуществлены в 1931 году коллективом лаборатории Всесоюзного электротехнического института под руководством П.Шмакова и В.Архангельского. Сигналы московской телестанции передавались на волнах 379 метров и принимались в Ленинграде, Одессе, Харькове, Нижнем Новгороде, Томске и других городах.
Март 1934 года. На Ленинградском заводе им. Козицкого стали малосерийно выпускать первый отечественный любительский механический телевизор "Б-2" конструкции Антона Брейтбарта, предназначенный для приема движущихся изображений и звукового сопровождения на расстоянии (по радио), осуществляемых в результате использования фотоэлектронного эффекта. Размер видимой части экрана с увеличительной линзой составил 3х4 см. Хорошие результаты получились только при приеме простых изображений (например, мультипликаций). Яркость изображений определялась силой приема, т.е. мощностью передающей станции, расстоянием от неё, качеством приёмной антенны и т.д. За период с 1934 по 1936 годы было выпущено более 3 тысяч таких телевизоров.
В декабре 1936 года лаборатория RCА (Американская радиовещательная корпорация) продемонстрировала первый телевизор, пригодный для практического использования. В апреле 1939 года RCA представил первый телевизор для широкой продажи. Он был показан на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Этот телевизор производился в четырех версиях – трех консольных и одной настольной, которая имела 5-дюймовый экран и была известна как "RCA ТТ-5". Все модели размещались в шкафах ручной работы из орехового дерева.