Смекни!
smekni.com

Маркетинговые исследования рынка театрально-зрелищных услуг (стр. 2 из 4)

Третий круг коммуникационных взаимодействий составляют службы, занятые продвижением и продажей спектакля. Сотрудничая с дирекцией и работниками административной части, автор спектакля способствует привлечению зрителей, обеспечению посещаемости спектакля и поддержанию интереса к театру.

Под внешней средой театрально-зрелищной организации подразумевается вся культурная среда. Она состоит из представителей структур, организаций, коллективов и отдельных личностей, напрямую не связанных с данной театрально-зрелищной организацией, однако играющих в её деятельности важную роль. Среди них – критики и рецензенты, представители различных средств массовой информации, госструктур и городских властей, лидеры общественного мнения, поклонники и рядовые зрители.

Современный зрелищно-театральный процесс рассматривается как система отношений между различными участниками этого процесса – создателями спектакля (производителями), зрителями сценического произведения (потребителями), театральными критиками, журналистами и публицистами, а также распространителями театральных билетов (посредниками), продюсерами и менеджерами (продавцами).

Спектакль как определенное материальное эстетическое целое существует лишь во время его сценического представления: с его начала до финальных поклонов отыгравших свои роли артистов. Получается, что в качестве товара на зрелищно-театральном рынке имеет обращение то, чего нет в реальности. Таким образом, спектакль не относится к статусу товара – некоего продукта или услуги, предназначенной для продажи.

Спектакль как объект продажи не совпадает полностью ни с услугой, ни с продуктом, в их классических маркетинговых определениях. В нем всегда остается нечто, связанное с его эстетической природой, что предопределяет его выпадение из специфично рыночных определений, отношений и связей.

Следовательно, в качестве объекта купли-продажи на зрелищно-театральном рынке выступает не сам спектакль как таковой, а образ спектакля – идеальная художественная целостность, обладающая уникальной эстетической ценностью.

2. Оценка конъюнктуры рынка услуг

По данным комитета культуры Санкт-Петербурга, на территории города находятся следующие государственные театрально зрелищные учреждения, которые указаны в таблице 1.1.


Таблица 1.1 Государственные театрально зрелищные учреждения Санкт-Петербурга

Тип театрально-зрелищного учреждения Количество
Арт-центры 2
Выставочные залы 3
Дворцы культуры 5
Зоопарки 1
Кинотеатры 14
Концертные залы 14
Музеи 71
Музыкальные клубы 3
Спортивно-концертные комплексы 3
Театры 32
Цирки 2

Вместе с тем наряду с государственными театрально-зрелищными учреждениями также ведут свою деятельность и коммерческие театрально-зрелищные организации.

Дополненный список театрально-зрелищных учреждений Санкт-Петербурга представлен в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Театрально зрелищные учреждения Санкт-Петербурга

Тип театрально-зрелищного учреждения Количество
Арт-центры 7
Выставочные залы 10
Дворцы культуры 41
Зоопарки 4
Кинотеатры 60
Концертные залы 20
Музеи 190
Музыкальные клубы 70
Спортивно-концертные комплексы 3
Театры 100
Цирки 4

По данным таблице 1.2.можно сделать вывод о том, что рынок театрально-зрелищных услуг в Санкт-Петербурга характеризуется изобилием коммерческих предприятий, работающих на данном рынке услуг. Таким образом, общее количество театрально-зрелищных учреждений Санкт-Петербурга насчитывает около 500 организаций.

Театрально-зрелищные услуги рассчитаны на массовость потребителя. Количество зрителей может быть ограничено размерами, например, стадиона или концертного зала, а если культурно-зрелищное мероприятие проводится вне рамок таких объектов, то количество потребителей услуги может достигать трудноисчислимых масштабов. В связи с этим зрителей может быть и сотни, и тысячи, и десятки тысяч. Ни один из известных видов услуг не знает такой массовости потребителей.

Показателями результата деятельности театрально-зрелищных учреждений являются: количество обслуженных зрителей, число состоявшихся спектаклей, новых постановок, сумма сборов от продажи билетов.

Численность населения Санкт-Петербурга составляет 4 миллиона 568 тысяч человек, что определяет потенциальные масштабы зрительской аудитории.

В прошедшем театральном сезоне театрально-зрелищных предприятий Санкт-Петербурга зрители увидели более 80 премьер, а всего сыграно более 6 тысяч спектаклей.

Доходы от реализации билетов на культурно-зрелищные мероприятия составляют сумму в 40 миллионов долларов в год.

В настоящее время в сфере театрально-зрелищного искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается.

Важная проблема театрально-зрелищного рынка услуг – это определение рыночной стоимости спектакля. Театрально-зрелищный рынок имеет дело со сценическими произведениями, художественная ценность и коммерческая стоимость которых не могут быть впрямую соотнесены. Определить с абсолютной точностью, какие из предлагаемых на театральном рынке спектаклей обладают несомненной художественной ценностью, а какие сомнительны в художественном отношении, порой крайне затруднительно: эстетические и ценовые критерии здесь сильно размыты.

Соответственно, ценовая политика на театрально-зрелищном рынке основывается в большей мере на собственных регулятивных механизмах искусства, нежели на потребностях и вкусах потребителя.

Стоимость билетов на театрально-зрелищные мероприятия, также зависит от таких факторов как:

-известность и престижность театрально-зрелищной организации. Например стоимость билетов в Мариинский или Большой и Малый театры будет значительно превышать стоимость билетов в молодёжные театры.

-популярность и направление представления; Например стоимость билетов на концерты рок, поп, и эстрадной музыки варьируется от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб. за билет. Тогда как концерт классической музыки в среднем стоит 1 тыс. рублей. Также дорогие билеты часто бывают на зарубежных исполнителей и артистов.

-удалённость занимаемого места от сцены, так же имеет значение при билетном ценообразовании.

Отдельно следует отметить что, ценовая политика кинотеатров зависит от района. В спальных районах цена билетов находится в диапазоне от 100 руб. до 250 руб. В ведущих кинотеатрах - «Мираж-Синема», «Кристалл-Палас», «Аврора», «Джем Холл», «Колизей», «Баррикада» - диапазон цен от 150 руб. до 300 руб. за билет (стоимость VIP-мест составляет от 300 до 500 руб. в зависимости от времени сеанса и дня недели).

Большим спросом пользуются билеты на футбол, выступления сатириков, концерты поп исполнителей, выставки в музеях.

Наиболее посещаемыми театрами Санкт-Петербурга являются:Театр на Литейном. Театр комедии им.Акимова - самый популярный драматический театр.Театр "Зазеркалье" - самый популярный музыкальный театр. Большой театр Кукол - самый популярный театр для детей. Мариинский театр – самый известный театр страны, истинный символ русской театральной культуры. Михайловского театр, Большой Драматический Театр, Малый Драматический Театр, Театр «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, Театр им. Ленсовета, Театр на Литейном, Театр «Приют комедианта» и многие другие.

Наиболее посещаемыми кинотеатрами Санкт-Петербурга являются: «Мираж-Синема», «Колизей», «Аврора», «Джем Холл», «Ленинград», «Кристалл-Палас», «Дом Кино», «Баррикада». Вероятно, все эти кинотеатры в наибольшей степени соответствуют понятию - современный кинотеатр.

В среднем на 1000 жителей Петербурга в возрасте от 16 до 54 лет приходится 200 мест в театрально-зрелищных организациях, это показатель характерен для центральных районов города. В других районах этот показатель имеет меньшее значение.

Всего жители Санкт-Петербурга потратили на посещение театрально-зрелищных мероприятий в 2008 году около 40 млн. долларов.

Анализируя источники финансирования театральной деятельности, можно констатировать, что театры имеют два основных источника поступления средств: финансирование собственника и доходы от самостоятельной хозяйственной деятельности.

В любой цивилизованной стране театрально-зрелищные организации поддерживаются различными структурами. В нашей стране, и в частности Санкт-Петербурге, эту миссию взяло на себя государство, что является необходимым. Бюджетное финансирование театров осуществляется в настоящее время из фондов развития культуры.

За 2005-2006 годы Инвестиционный фонд поддержки культуры (ИФПК) провел три конкурса и утвердил к финансированию проекты 20 учреждений культуры Санкт-Петербурга. Общая сумма грантов составила более 5 млн. долларов. ИФПК объявил первый конкурс для государственных учреждений Санкт-Петербурга на получение грантовых средств правительства РФ 21 января 2005 года. В настоящее время завершено четыре проекта. В процессе реализации находятся еще 16 проектов.

Планируетсямодернизация кинотеатров, домов и дворцов культуры и преобразование их в многофункциональные культурно-досуговые комплексы. Развитие сети кинозалов в "спальных" районах Санкт-Петербурга и пригородах. Создание сети небольших кинотеатральных залов по 150-200 мест.

Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях реализации государственной антимонопольной политики и создания конкурентной среды в области театральной деятельности: