Маркетинг становится определяющей составляющей успешности нового фильма. Благодаря исследованиям зрительской аудитории и соответствующим её настроению рекламным технологиям, произведение киноискусства превращается в культ и приносит своим создателям миллиарды долларов. Чтобы обречь фильм на неминуемый успех, маркетологи, рекламисты и PR-специалисты, напрягая воображение, придают способам популяризации фильма всё более оригинальные формы, в чем убеждает вторая глава данной работы.
1.2 Этапы рекламной кампании кинопродукта
В современном кинематографе реклама занимает особое место, вплетаясь в процесс производства фильма. Это можно проследить, сравнив планы съёмочного процесса фильма и планы его рекламной кампании. Рекламный стратегический план состоит из этапов, которые совпадают с этапами производства фильма. Каждому этапу соответствует свой набор рекламных технологий.
Preproduction (подготовка производства). Создателям известно только о чем будет фильм. Имена режиссера, актеров ещё на рассмотрении. Появляются рекламные сообщения в специализированных изданиях.
Production (съёмочный период). Съёмочная группа сформирована и приступает к производству фильма, отснято несколько дублей. Рекламная стратегия формируется таким образом, чтобы аудитория, уже проинформированная о начале съёмок фильма, следила за всем процессом. Интерес подогревают тизеры, наружная реклама, реклама в кинотеатрах. Запускается работа сайта, который может содержать обои, кадры из фильма, интервью с актерами, и одним из самых полезных в плане вирусного маркетинга разделов - флеш-играми.
Postproduction (обработка материалов фильма). Редакция, монтаж, озвучивание, создание графических эффектов и прочие доработки фильма. Этот этап длится 3 – 6 месяцев. Рекламная стратегия на данном этапе совмещена со съемочным периодом. Но вместо тизеров уже появляются полноценные трейлеры с обработанным материалом.
Предпремьерный период. Начинается за 2 – 3 месяца до первого показа фильма широкой публике. Рекламное давление становится более интенсивным: трейлеры показывают по телевидению, перед сеансами в кинотеатрах, распространяются печатные материалы – листовки в фойе кинотеатров, реклама на билетах.
Премьера. Премьерный показ фильма уже сам по себе становится мощным средством продвижения. Разработка рекламной стратегии на этом этапе определяет следующие элементы: целевая аудитория, позиционирование фильма, разработка рекламного обращения, количество и направленность СМИ и рекламных носителей, используемых для размещения рекламного обращения.
После премьеры, привлечь внимание к фильму можно, например, с помощью рекламы выпущенного саундтрека. Также применяются BTL-технологии, о которых уже шла речь.
Соблюдение такого плана, готовит фильму аудиторию задолго до того, как сам фильм будет готов выйти к ней. Людям, естественно, захочется увидеть творение, очевидцами чьего создания они стали. Как достоверная информация, так и слухи о фильме, за то время пока он зарождается, размножатся и распространятся на обширную аудиторию. И вот – фильм только ждёт премьеры, а у него уже множество жаждущих зрителей, готовых в первый же уикенд возместить часть затрат на его производство.
Глава 2. Рекламные приёмы и технологии продвижения кинопродукции
2.1 Основные способы рекламы фильмов
Теперь о магии рекламных стратегий, приводящих фильм к успеху, деньгам и приобретению миллионов зрителей. Продвигая фильм по всем каналам информации, рекламные кампании проводят во всех видах СМИ (печать, телевидение, Интернет), в кинотеатрах, на DVD-продукции. Кроме того, проводят специализированные PR-мероприятия. Для эффективного позиционирования по всем возможным каналам, фильму придают «рекламную форму», с помощью набора инструментов ATL-рекламы:
· Афиша. Это старейшее и главнейшее средство рекламы в кино. Афиша выполняется согласно стилистике фильма, обычно на ней изображают крупным планом главных героев картины, их имена, название фильма, имя режиссера, название киностудии, номинации на премии.
· Слоган. Представляет собой фразу, отражающую философию фильма. Присутствует на всех рекламных и информационных материалах наряду с названием фильма.
· Тизер (с англ. teaser – «дразнилка») - рекламное сообщение, появляющееся на самом раннем этапе продвижения продукта, содержащее часть информации о продукте, но его не называющее. В случае продвижения кинофильма, тизеры запускаются, когда работа над картиной ещё не завершена и представляет собой 15-30 секундного видеоролик, состоящий из череды несвязанных, но наиболее зрелищных моментов будущего фильма.
· Трейлер – небольшой видео-ролик, содержащий основную информацию о фильме (студия –производитель, название, слоган, приблизительная дата премьеры) и наиболее эффектные сцены фильма. Иногда в трейлерах используется специальный видеоматериал, отснятый исключительно в рекламных целях и не присутствующий в фильме.
· Рекламный видео-ролик – отличается от трейлера тем, что основной упор делается на именах режиссера, актеров, упоминается жанр, приводится анонс, перечисляются номинации на премии, называется точная дата премьеры.
· Билл-борды, брэндмауэры, суперсайты и др. виды наружной рекламы.
В последние 5 лет все большей популярностью пользуются средства BTL:
· Интернет-сайт. Создается на начальном этапе производства фильма. Там выкладывают информацию о ходе съёмок фильма, размещаются кадры со съёмочной площадки, интервью создателями и актерами фильма, открывают форум для обсуждения фильма нетерпеливыми зрителями (как было с «Алисой в стране чудес» (2010) Тима Бартона). Там зрители впервые могут увидеть тизер и трейлер к фильму.
· PR-мероприятия – вокруг фильма частосоздают мифы, истории, проводят громкие акции в кинотеатрах, привлекающие дополнительное внимание общественности к фильму.
· Crosspromotion – технология совместного продвижения авторитетного бренда и фильма, имеющего хороший коммерческий потенциал. Бренд в данном случае запускает новый продукт, связанный с фильмом дизайном или другими характеристиками, использует в рекламе кадры, слоган фильма. Например, фильм «Пираты Карибского моря. Проклятье Чёрной жемчужины» (2003) активно продвигался брендом «Fanta»: этикетки бутылки были оформлены фотографиями главных героев, при покупке напитка в подарок выдавались «пиратские» карты и акция сопровождалась слоганом: «Йо-хо-хо и бутылка Fantы!».
Рекламисты и маркетологи, работающие в кинопроизводстве, в последнее время концентрируют усилия по 5 направлениям:
1. Опережающий маркетинг. В целях более эффективного продвижения фильма, специалисты начинают работать на стадии подготовки к его производству. Создаётся сайт фильма, в СМИ проникает информация о режиссёре, продюсерах, претендентах на главные роли и т. д. Заранее подготавливая зрителей к ожидающему их зрелищу, сообщается об уникальных технологиях, используемых в создании фильма, оригинальных задумках режиссера, музыкальных группах или исполнителях, записывающих саундтрек (музыкальные композиции, сопровождающие действие фильма), будущие номинации фильма к наградам, публикуются комментарии людей, учавствующих в производстве фильма.
Начинают выпускать тизеры, затем трейлеры с впечатляющими кадрами, подогревая нетерпение аудитории, на Интернет-сайтах выкладывается альбом с саундтреком фильма, начинается работа наружной рекламы, оповещающей об ожидаемом «событии года».
2. Персональный бренд. Немаловажный рычаг воздействия на формирование будущей зрительской аудиторию фильма. Если имидж режиссера представляет значимость в киномире, в первую очередь становиться известно, что «великий и талантливый режиссер своего времени» взялся за работу над неким фильмом. Одна эта фраза в некоторых случаях имеет сильное рекламное воздействие[3]. Зритель проводит неразрывную связь между именами режиссера и (особенно) актеров и фильмом. Таким образом, будущий проект попадает в зависимость от имиджа актера/режиссера. Поэтому, специалисты «любят подлить масла в огонь» и пустить в СМИ историю, которая подкрепит существующий имидж кого-либо из именитых создателей фильма.
Наиболее четкое позиционирование рекламы кинопродукта обеспечивают четыре основных бренда:
- актерский
- режиссерский
- бренд студии-производителя
- бренд телеканала вещания (например, канал «Россия» оказывал интенсивную рекламную поддержку фильму «Стиляги» (2008), СТС – «9 роте» (2005) Фёдора Бондарчука)
По оценкам специалистов Голливуда, создание сильного экранного бренда стоит десятки миллионов долларов и требует 2 – 5 лет. Непременным условием такого бренда считается присуждение актёру/режиссёру номинации или получение престижной премии (Оскар, Золотой глобус, Пальмовая ветвь).
Существует семь основных амплуа, пользующихся большим спросом зрителей, это:
- брутальный герой (главные герои боевиков – Брюс Уиллис, Гоша Куценко)
- герой-любовник (Том Круз, Сергей Безруков)
- обаятельный чудак (Джонни Депп, Алексей Баталов)
- роковая женщина (МаргаритаТерехова, Шэрон Стоун)
- милашка (Ирина Муравьёва)
- умница (Джоди Фостер, Вера Алентова).
В российском кинобизнесе влиятельные бренды имеют режиссеры: Никита Михалков («Сибирский цирюльник» (1998), «12» (2007)), Павел Лунгин («Остров» (2006), «Царь» (2009)) и А. Балабанов («Груз 200» (2007), «Мне не больно» (2006)) и актёры: Олег Меньшиков («О чём говорят мужчины» (2010), «Доктор Живаго» (2005)), Александр Домогаров («Асса» (1987), «Царь» (2010)), Сергей Безруков («Каникулы строгого режима» (2009), «Азазель» (2002)), Момонов («Остров» (2006), «Царь» (2010)).
Эффективный персональный бренд предполагает обязательное наличие следующих компонентов: