Смекни!
smekni.com

Негативные pr-технологии (стр. 4 из 10)

3. «Имидж — все!» Данный подход к проблеме борьбы с негативом не предусматривает прямого противостояния с атакующей стороной. В противном случае всесведется к взаимному боданию на радость зевакам.

Внешне, для постороннего взгляда, ваши интернат-ресурсы никак не должны быть связаны с выбросом в сетевое информационное пространство негативных материалов, направленных против вас. Рассказывайте о своих достижениях и планах, показывайте положительные результаты своей деятельности, публикуйте в своих гостевых книгах форумах хорошие и добрые отзывы о себе. В общем, нужно выстраивать свой положительный имидж. А вот на уровне, скрытой от стороннего наблюдателя, все должно быть максимально направлено на отражение атаки. Задвигайте агрессора как можно глубже и продвигайте свои ресурсы как можно выше. Пользователи Сети, интересующиеся вашей персоной, должны, в первую очередь попадать на ваши страницы, а до страниц, где вас поливают грязью, они в идеале не должны добраться никогда.

Можно сказать, что это основные приемы борьбы с проявлением черного PR в Интернете, хотя, безусловно, и не единственные. К тому же различные комбинации из вышеперечисленных методов могут дать довольно большое количество вариантов противостояния информационному нападению.

Главное, помните базовый принцип: в отношении противника вы должны (без прямого цитирования этих нападок) продвигать свою точку зрения о нем как можно выше, сдвигая его саморекламу в глубь Интернета. Делайте это, независимо от того, какую из описанных стратегий противодействия вы решили избрать в качестве основой, а какую — в качестве вспомогательной.

Вот какими бывают стратегии атаки

Стратегии контратаки
Высмеивать противника и его противоречия Укрепляй свой положительный имидж Доведи до абсурда обвинения в свой адрес

II. НТ через неформальные каналы

Управление слухами: взгляд с позиции власти

Первое, с чем ассоциируются технологии, связанные с каналами неформальной коммуникации, — конечно же, управление слухами (УС), которое основано на процессе неформальной межличностной коммуникации и относится к разряду технологий повышенной эффективности, так как позволяет осуществлять PR-проекты в обход «традиционных» каналов (СМИ, публичных мероприятии и т.п.). Такие разработки практически незаменимы Для заказчиков, оппозиционных к действующей власти, находящихся условиях информационной изоляции; в то же время —это одно и самых эффективных средств повседневного РR-обслуживания властных структур и действующих государственных деятелей.

Основные ситуации, когда применение УС имеет смысл:

• выборы;

• любые пр-кампании негативной направленности;

• скрытые манипуляции;

• продвижение нестандартных видов услуг или продукции;

• нейтрализация административного ресурса;

• нейтрализация негативных кампаний;

• лоббистские проекты;

• пр-обслуживание общественных и политических объединений;

• пр-обслуживание (VIPфигур, тесно связанных с теневой сферой;

• продвижение личного имиджа значимой персоны. Методики УС могут с успехом использоваться и для решения иных задач, применяться в самых неожиданных сочетаниях с другими технологиями (это зависит от личных технологических пристрастий каждого специалиста, по которым можно впоследствии узнать его «профессиональный почерк»).

Существует несколько отличительных особенностей этого комплекса технологий. Во-первых, это весьма дорогостоящие методики. В какой-то степени это связано со второй особенностью: управление слухами очень трудно нейтрализовать или воспрепятствовать ему. Как следствие, факт проведения PR-кампании с помощью управления слухами практически невозможно установить, на его начальном этапе; применяемые здесь технологии менее всего можно «пощупать», а также оценить в количественных показателях. Еще одна весьма своеобразная особенность: в случае, если специалист недостаточно знает нюансы данного комплекса технологий, эффекты могут быть самыми неожиданными. Даже обратные ожидаемым.

Наконец, процесс управления слухами более всего склонен выходить из-под контроля его инициаторов, хотя почти все более или менее известные 'пиарщики - пытаются заявить, что владеют управлением слухами. Есть и «проблемные моменты»: здесь очень сложно вывести хоть сколько-нибудь здравую калькуляцию стоимости услуг, которая бы выглядела убедительно в представлении заказчика. Большинство участников отечественного бизнеса, как правило, данной технологии не доверяют. И последнее — однозначного и общепризнанного метода оценки результатов здесь не существует. 2

Методики УС — одно из старейших направлений, которые по определенной части разрабатывались и применялись еше советскими спецслужбами. На начальном этапе больше всего внимание уделялось отслеживанию неформальных каналов распространенная информации, а также выяснению сроков: в качестве «тестовых» элементов чаще всего использовались анекдоты различной направленности .В итоге удавалось определить даже такие нюансы, как, например, разница в сроках распространения политического и бытового анекдота и его аудитории.

Но система, аналогичная создаваемой для этой цели спецслужбами, в современных условиях малоэффективна, и чрезвычайно громоздка; требует она и очень крупных финансовых вложений (на постоянное содержание собственной сети, мониторинг каналов и т.п.), которые для частного заказчика «неподъемны». Хотя она и используется на сегодняшний день отдельными органами власти и новыми спецслужбами, эффект ее неуклонно снижается. Каждому россиянину не раз приходилось сталкиваться с проявлениями этой методики, применяемой органами власти: это и информация о предполагаемых «крупных кадровых перестановках» на уровне страны и региона (причем не менее чем в половине случаев она оказывается ложной), и данные о планах об уходе отдельных значимых деятелей «на пенсию», и сведения о грядущих повышениях цен и тп.

Информацию, целенаправленно распространяемую в виде слухов органами власти, определить, достаточно легко.

Допустим, самая обычная пенсионерка рассуждает о личных взаимоотношениях между президентом и премьер-министрам (или между премьер-министром и кем-то из министров), проявляя такую осведомленность, как будто общается с теми каждый день; вряд ли она сможет внятно объяснить, откуда столь великая осведомленность (скорее всего — от такой же пенсионерки), но не ставит под сомнение достоверность того,

Что говорит.

К примеру, почти сразу после избрания Путина Президентом России от самой малограмотной старушки, сидящей целыми днями на скамеечке возле дома, можно было узнать, что он планирует двести новое деление страны на 7 федеральных округов и посадить там своих полпредов; причем сам Путин ничего подобного не заявлял. В итоге — даже для определенной части политической элиты такой шаг стал неожиданностью, но для самых «низов» — нет, так как они, знали о нем заранее. Откуда? Просто сработали остатки системы, созданной еще в советское время.

Другой пример — опять же из сферы политики. Формирование нового кабинета министров только намечается, кандидатура потенциального премьер-министра неизвестна, и даже «наиболее вероятных вариантов» около пяти; как вдруг неофициально доносится новое сенсационное сообщение: оказывается, все давно решено, и премьер-министром станет один из самых захолустных губернаторов как «сильный региональный лидер». Информация эта идет... от уборщицы, уверенно сообщающей об этом всем и каждому и заявляющей, что об этом «все уже знают. Реакция — шоковая: более или немее проверенных данных о наличии «региональных лидеров» в новом составе правительства нет, а упомянутому губернатору там и подавно делать вроде бы нечего. Но слухи продолжают распространяться, хотя люди знающие и относятся к ним с недоверием и как оказывается, вполне оправданно: премьер-министром назначают другою человека. Но и здесь, как выясняется, та самая уборщица «в курсе последних событии»: ее любимый губернатор якобы отказался от назначения из личной скромности, но вытрсбовеч для себя создания новой должности — вроде «1-го вице-премьера по развитию Дальнего Востока и Сибири». Соответственно, когда кабинет сформирован, а пресловутый губернатор не получает там никакого поста, уборщица опять не унывает: просто (губернатор позволил «уломать» себя на новую должность президентского полпреда в округе. Но вскоре приезжает и новый полпред; тогда объяснение уже другое — губернатор отказался «бросать любимый регион, который стал ему родным»... По сути, это уже эксплуатация методики УС региональной властью с целью поднять собственный рейтинг среди наиболее доверчивой люмпенизированной части общества.

Схема проста: информация передается через низовых работников административных органов их родственникам и знакомым под видом «полученной из компетентных источников», затем — их знакомым и т.д. Первичный источник, который заботится о том, чтобы эти низовые работники получили нужные данные, — как правило, соответствующий штатный специалист (чаще всего- бывший работник спецслужб или идеологических подразделений), занимающий не особо значимую на первый взгляд должность: «начальник орготдела», «помощник заместителя начальника департамента» и т.п. Единственное требование — чтобы данный специалист не был одним из первых, вторых и даже третьих лиц, не имел полномочий делать официальные заявления и по должности не имел доступа к действительно закрытой информации. В то же время, на взгляд низового состава, он «вращается» в кругу, достаточно близком к руководству. Такой специалист (или несколько специалистов) — единственное звено, осознающее целевой характер передачи информации; от него сведения передаются уже в виде «утечки» (случайной «обмолвки», рассказа в порыве откровенности или даже под влиянием спиртного).