Американское общество состоит из многочисленных классов и классовых прослоек, для которых ("не считая самых низких слоев, погруженных в мрак невежества") характерно стремление вверх по общественной лестнице. Огромную роль играют при этом материальные символы общественного положения, с громадной выгодой эксплуатируемые рекламой. Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что можно успешно рекламировать более дорогие и изысканные продукты питания, одежду, убранство жилья, автомобили. Большую помощь оказывают специальные исследования. Ческин установил, что покупка платья продолжается 90 минут и основана на 3 основных мотивах: 1) влюбленность в платье - его цвет, покрой и т. д. 2) сама женщина в платье, 3) мода. Решающую роль (40% покупок) играет мода, побуждающая принять положительное решение даже в тех случаях, когда платье не нравится. Другие исследования привели к заключению, что есть три важнейших средства воздействия на покупателя (имея в виду его стремление занять более высокое общественное положение): 1. Предлагать предметы большого размера. Это касается, например, кухонных плит, но больше всего - автомобилей ("Люди понимают, что если вы сделали скачок от "Форда" к "Кадиллаку", то вы украли деньги," - Пьер Мартина, руководитель исследований при газете "Чикаго трибюн"). Маленькая машина - низкий престиж, большая машина - высокий престиж. 2. Указывать на ярлыке соответст вующего предмета высокую цену. Парадоксальный факт, но вполне реальный: известно, например, что машину "Шевроле" не покупали вследствие умеренной ее цены по сравнению с другими марками; одна фирма выпустила духи стоимостью 45 долларов за флакон, вторая - сигареты по 35 долларов за пачку; третья - шариковую ручку стоимостью 50 долларов. 3. Заручаться отзывами знаменитостей о продаваемом товаре. Имеются специальные фирмы, организующие сбор таких отзывов и делающие огромные обороты. Общий вывод: "Мы можем только догадываться о напряжении и волнении, вызываемых безумной погоней за эмблемами успеха в нашем обществе, и содрогаться при мысли о том, к чему это может привести во время экономического застоя," - Роберт Лекахман, экономист.
По отношению к некоторым продуктам население обнаруживает такую сильную антипатию, что требуются большие усилия для того, чтобы выяснить ее причины и преодолеть их. Так было, например, с черносливом, пользовавшимся очень низким спросом. Первые же опыты показали, что чернослив ассоциируется с понятиями "старая дева", "высушенный", "родительский авторитет" (детей заставляют есть чернослив), "пансион" (им кормят в бедных пансионах), следовательно, также со скупостью, жадностью. Черный цвет ягод воспринимался, как неприятный. Сильно подавляли слабительные свойства чернослива и ассоциации его с запором. Наблюдениями было установлено, что многие из потребителей чернослива действительно страдают запорами, а запор, в свою очередь, тоже связан, по мнению психоаналитиков, с жадностью. После ряда исследований решено было подчеркивать в рекламе совсем другие свойства чернослива. Он стал "новым чудесным плодом", способствующим здоровью, бодрости, хорошему настроению. Вместо четырех черных ягод, плавающих в какой-то темной жидкости (на старой рекламе), чернослив стали показывать в пестрой яркой посуде или на фоне белоснежной сырковой массы.
Рядом изображали играющих детей, а затем жизнерадостных спортсменов. О слабительных свойствах чернослива упоминалось в самом конце. В результате чернослив приобрел такую популярность, что когда через некоторое время упали спрос и цены на многие сельскохозяйственные продукты, цены и спрос на чернослив продолжали расти. Другие примеры: длинные мундштуки сигарет, введенные в качестве средства против рака легких, ассоциировались с предметами женского обихода ("такие мундштуки годятся для женщин, а не для мужчин") и даже с покойным президентом Рузвельтом, пользовавшимся таким же мундштуком (а Рузвельт - дурное воспоминание у состоятельных людей). В результате была создана новая форма мундштука, и задача повышения спроса на сигареты практически была решена. Причиной антипатии к готовому кофе (быстрорастворимому) оказалась ассоциация с ленивой хозяйкой (не желающей готовить кофе).
Отрицательное отношение было преодолено, когда вместо таких свойств, как "эффективный", "быстрый", "экономный" и т. п., стали подчеркивать в рекламе свойства кофе как изысканного продукта и показывать, как его подают в Боне и т. п. романтических местах. Чай воспринимался населением, как напиток азиатов, изнеженных мужчин и светских дам.
Именно поэтому его не признавали. Отношение изменилось, когда его стали рекламировать как сильный и мужской напиток. Через два года после введения новой рекламы спрос на него увеличился на 13%, а в районах усиленной рекламы - на 25%. Дурной славой пользовался олеомаргарин: женщины считали его жирным, больше похожим на сало и не брали его. Во время специально организованного опыта каждой из присутствовавших женщин дали по два кусочка жира - желтый (маргарин) и белый (масло) - и попросили описать их. Более 95% женщин приняли маргарин за масло, а масло за маргарин. После этого стали выпускать маргарин желтого цвета и описывать в рекламе не экономичность его и не сходство с маслом, а пригодность в хозяйстве. Итоговые экономические показатели: в 1947 году американцы потребляли в среднем на человека вдвое больше масла, чем маргарина, в 1955 году маргарин уже оспаривал у масла первое место.
Ðå÷ü èäåò î íåëîãè÷íîì è íàñòîé÷èâîì ñîïðîòèâëåíèè êàê ðàç òåì ýëåìåíòàì ðåêëàìû, êîòîðûå ñïåöèàëèñòû ñ÷èòàþò íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè. Òàê, íàïðèìåð, ìíîãèå æåíùèíû êàòåãîðè÷åñêè îòâåðãëè èçîáðàæåíèå íîâîãî, àâòîìàòè÷åñêè ïåðåêëþ÷àþùåãîñÿ õîëîäèëüíèêà, ñ îòêðûòîé äâåðüþ. Ãîâîðèëè, ÷òî ýòî íåîïðàâäàííàÿ ðàñòî÷èòåëüíîñòü.
Íà ðåêëàìå àâòîìàòè÷åñêèõ ñòèðàëüíûõ ìàøèí ôèðìà ïîêàçûâàëà, ÷òî âîâðåìÿ ñòèðêè ñåìüÿ ìîæåò äàæå ñïàòü è ïîìåùàëà âñåõ ÷ëåíîâ ñåìüè â îäíîé êðîâàòè. Ýòî âîçìóòèëî æåíùèí, çàÿâëÿâøèõ, ÷òî ñåìüÿ, ïðèîáðåòàþùàÿ òàêóþ ñòèðàëüíóþ ìàøèíó, ìîæåò îáçàâåñòèñü è äîñòàòî÷íûì ÷èñëîì êðîâàòåé. Ìåäèöèíñêîå îáùåñòâî, ïðèçûâàâøåå íàñåëåíèå ïîëüçîâàòüñÿ ïîìîùüþ òîëüêî êâàëèôèöèðîâàííûõ âðà÷åé, ïîêàçàëî â ñâîåì êèíîôèëüìå äåâóøêó, îáðàòèâøóþñÿ ê øàðëàòàíó è îáæåãøóþ ëèöî âî âðåìÿ ðåíòãåíîâñêîãî ñíèìêà.  ðåçóëüòàòå íàñåëåíèå äàííîãî ðàéîíà âîîáùå ñòàëî îòêàçûâàòüñÿ îò ðåíòãåíîâñêîãî îáñëåäîâàíèÿ. Æåëàÿ ïîêàçàòü ïðî÷íîñòü ÷åìîäàíîâ èç ñòåêëîâîëîêíà, ôèðìà èçîáðàçèëà íà ðåêëàìå ÷åìîäàí, âûïàâøèé èç ñàìîëåòà è îñòàâøèéñÿ íåâðåäèìûì. Ýòî ñèëüíî íàïóãàëî ÷èòàòåëåé ðåêëàìû, òàê êàê, ïî èõ ìíåíèþ, ýòî îçíà÷àëî, ÷òî ÷åìîäàí ìîæåò ïåðåæèòü âîçäóøíóþ êàòàñòðîôó, à îíè - íåò. Ðåêëàìà ñóïà ñ îòðûâíûì êóïîíîì, äàâàâøèì ïðàâî íà ïðåìèþ - íåéëîíîâûå ÷óëêè, ñèëüíî îáèäåëà õîçÿåê, çàÿâèâøèõ, ÷òî íîãàì íå ìåñòî â ñóïå. Ðåêëàìà ïèâà ïîä÷åðêèâàëà íèçêóþ êàëîðèéíîñòü ñâîåãî íàïèòêà ñ öåëüþ ïðèâëå÷ü ïîòðåáèòåëåé, áîÿùèõñÿ ïîïîëíåòü.