Смекни!
smekni.com

История полиграфии в Российской империи (стр. 3 из 6)

Параллельно с художественно выполненными афишами существуют театральные шрифтовые афиши: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о программе спектаклей. Однако с публикациями в строгой профессиональной манере продолжали соседствовать вариации лубочных приемов. Они оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов.

Сохранились плакаты-афиши к представлениям, которые устраивались в петербургском Зоологическом саду и Михайловском манеже... Рекламные издания Зоологического сада и Михайловского манежа в полном смысле слова являлись художественными афишами — настолько значителное место отведено в них тексту. Изобразительная часть выполнялась в традициях русского лубка, широко практиковался прием развернутого многокадрового рассказа, обстоятельного и подробного показа места действия и костюмов, наивного изображения персонажей».[6]

Художники –примитивисты пытаются возродить и сделать органичной часть своего творчества, балаганную рекламу и её неотъемлемую часть – лубок, которые вытесняются на перрифирию русской культуры на рубеже XX века

Если в XVII — первой половине XIX века в основе российских вывесок были лубочные пристрастия, то со второй половины столетия ситуация меняется. Здесь также формируется значительный слой профессионалов своего дела.

К концу XIX века в России шрифтовые вывески заметно оттесняют лубочные. Еще в середине столетия эту тенденцию — только применительно к столичным центрам — отмечал путешествовавший по России французский литератор Т. Готье:

«Магазинные вывески, словно золотая вязь украшений, выставляют напоказ красивые буквы русского алфавита, похожие на греческие, которые можно использовать на декоративных фризах»[7]

Несмотря на всю популярность фольклорной тематики в рекламе в начале XX века ее эпоха заканчивалась. Определяющую роль на этот момент играют уже шрифтовые вывески. Начинается эпоха фирменного стиля, когда вместо названий товаров позолоченными буквами или гигантским шрифтомна деревянно-фанерных основаниях обозначались в первую очередь фамилии предпринимателей..

Глава 2. История российской печатной рекламы и полиграфии XV-XIX веков

§1. Реклама в российской газете

В настоящее время реклама является одним из основных источников доходов для большинства периодических изданий, однако первые русские газеты содержались только за счет казны.

Первая российская рукописная газета Куранты впервые увидела свет в июне 1600 года, однако более-менее регулярна начала выходить в свет только с 1624 года. Основным источником информации выступали иностранные газеты, письма русских людей из-за рубежа, отчеты послов, внутренние же новости предоставлялись различными приказами. Газета выходила в основном с целью информирования царствовавших особ о делах государства и мира, о чем свидетельствуют обращения к государю , с которого начинался каждый выпуск газеты. Подготовкой газеты к выпуску занимались дьяки Посольского приказа.

Немаловажным для развития рекламы является указ Петра I от 16 декабря 1702 года «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях» Петровские «Ведомости» начали выходить в январе 1703 года, причем, если тираж «Курантов» ограничивался максимум двумя экземплярами, то «Ведомости» выпускались несколькими десятками. Важным шагом как в развитии газетного дела, так и в развитии рекламы стало внедрение гражданского шрифта в 1711 году.(до этого вся литература издавалась на церковно-славянском).

Также в петровской газете появляются первые печатные объявление, но отношения с рекламодателями еще не развились, так как «Ведомости» были правительственным изданием и не нуждались в поддержке частным капиталом. Объявления были редкими и носили ненавязчивый характер, изредка в газете появляются реестры недавно вышедших книг.

Именно с подобных списков книг начинает активно развиваться реклама библиографических изданий, которая впоследствии породит особый рекламный жанр – каталог – сброшюрованное справочное издание, содержащее перечень товаров, производимых или продаваемых предприятием или фирмой, с их изображением, кратки описанием и условиями продажи, а иногда и с более подробными сведениями технического или иного характера. Различают главный каталог, содержащий информацию общего плана и специальный каталог (в данном случае книжный каталог).[8]

В восемнадцатом веке российскому читателю предстали еще две печатных газеты: «Санкт-Петербургские Ведомости» и «Московские ведомости». Периодика в этот период развивалась только в столицах. Первый выпуск «Санкт-Петербургских Ведомостей» вышел в свет 2 января 1728 года, его тираж составил 250 экземпляров. Отличительной чертой новой газеты стала регулярность, газета стабильно выходила 2 раза в неделю по почтовым дням, в конце 19 века она становится ежедневной.

Газета имела общий формат: первый и последующий номера выходили на четырех страницах в четверть листа, иногда газета содержала суплементы.[9]

«Санкт-Петербургские Ведомости» приобретают все большую популярность и, вместе с тем, увеличивается количество печатавшихся в них объявлений. Однако объявления носят в основном частный характер, коммерческие объявления начинают появляться в газете только во второй половине восемнадцатого века.

К началу XIX века реклама «Санкт-Петербургских Ведомостей» все более дифференцированно отражает экономическую жизнь: публикуются извещения о банкротствах, о взыскании векселей кредиторами, о принудительной распродаже с торгов имений, а наряду с этим продолжают печататься частные объявления.

Находит свое место в печатных объявлениях и реклама зрелищ, которая во многом переняла опыт «перечневых» афиш:

«Приехавший сюда иностранец привез с собою обученную Испанскую собаку... которая разумеет по-французски, по-немецки и по-голландски; также может читать писанное или печатное на оных языках письмо, показывает на всех часах минуты и часы; разумеет арифметику, календарь и астрономию; знает все монеты, также немецкие и французские карты, различает цветы, ходит на передних лапах, танцует и делает разные фигуры.

Помянутую собаку видетъ можно в Вознесенской между Кривою и Офицерскою улицею в новом каменном доме ежедневно в 5 часу пополудни.

Знатные особы платят по изволению, а другие по 15 копеек с человека. Есть ли кто, собрав до 6 особ, пожелает видеть оную собаку пред полуднем, тот должен заплатить 2р.»[10]

В 1756 году начинают выходить и «Московские Ведомости», объем которой был в два раза больше Санкт-Петербургских – 8 страниц. Организация и структура газет были схожи, первое время схожей была и печатаемая реклама.

Различия начинаю появляться после ухода Вениоминова с поста редактора и активной деятельностью, занявшего его место, Новикова. Главным новшеством стал библиографический раздел, где размещалась реклама печатаемых университетом и продававшихся в университетской лавке книг. Тираж «Московских Ведомостей» при Новикове достигает 4000 экземпляров, создается множество детских и женских приложений, увеличивается формат газеты и ее объем.

Существенно увеличивается и тематика объявлений. Лидирующее место начинает занимать реклама купеческих предприятий, найма работников и предложения услуг медиков, гувернанток, модисток. Появляются новые методы аргументации рекламных объявлений. Все более настойчивой становится увещевательная реклама:

«У нового каменного Никольского моста, в доме под номером 144 продаются самые лучшие распустившиеся цветы в горшках: гвоздики махровые, гиацинты, тюльпаны... за умеренную цену;так же кому угодно можно получать и букетами»[11]

Печатная реклама продолжает активно развиваться и уже в первой четверти XIX века половину всех площадей «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостях» занимали объявления.[12] На этом Этапе происходит тематическое отделение объявлений, которые теперь охватывают практически весь спектр внутренней деловой информации, от приказов Его Императорского Величества, сообщений о назначениях, отставках, судебных решениях, ответов на прошение подданных, а также официальной региональной и внешней информации.

В этот период количество казенных объявлений по-прежнему превышало количество частных, что соответствовало экономическому развитию России того периода, когда главным источником деловой активности выступает сильная централизованная власть.

Эти две основные российские газеты обладали монополией на печать частных объявлений, поэтому выход в начале XIX века сразу нескольких новых печатных изданий не повлияло на развитие газетной рекламы. Увеличивается количество рекламных рубрик среди них: «Приехавшие», «Продажа движимого и недвижимого имения», «Подряды», «Продажа с публичного торгу», «Потерянные вещи», «Найденные вещи», «Желающие вступить в должность или в услужение», «Отдача в наем или на откуп», «Предостерегательные», «Смесь: продажа, прокат», «Отъезжающие», «О вызове наследников, должников, кредиторов», «О книгах», «О лотереях», «Покража», «Перемена квартир». Объем рекламных объявлений был настолько велик, что даже будучи помещенным в сумплименты, требовал разделения на части.

В начале 1830-х годов появляются региональные и специализированные печатные издания, что вызвало существенное сокращение объема рекламы в двух основных российских газетах. В этот период времени начинается процесс коммерциализации прессы.

Наиболее отчетливо эти процессы проявляются в таких газетах, как «Московский телеграф» и «Северная пчела». По сути эти газеты можно было бы назвать частными только с большой долей условности. Их экономическое положение было слишком зависимым от финансирования со стороны правительства, разрешительных мер в отношении тиража, цены подписки, распространения, размещения казенных и частных объявлений.