Актеры, снимающиеся в произведении или озвучивающие его, наделены смежными правами.
Субъектами смежных прав являются также, например, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. При этом действует знак охраны смежных прав, в значительной степени напоминающий знак охраны авторского права. Этот знак возник как знак охраны фонограммных прав. Применяемый символ Р берет свое начало от слова «Phonogram» (греч. звукозапись, фонограмма).
Его проставление является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает владельцев каких-либо принадлежащих им смежных прав.
В области защиты смежных прав очень эффективно работают следующие организации:
- Российское общество по смежным правам (РОСЛ);
- Российское общество по коллективному управлению правами исполнителей (РОУПИ);
- Российское общество по охране прав авторов в аудиовизуальной сфере (РОЛАС);
- Российская фонографическая ассоциация (РФА) в Москве и Санкт-Петербурге и др.
Продюсер (изготовитель) берет на себя ответственность за финансирование, производство, показ аудиовизуального произведения.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ЗоАП) и Гражданский кодекс РФ изменили систему отношений в аудиовизуальной сфере. ЗоАП определяет понятие «аудиовизуальное произведение» как «...состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия при помощи соответствующих технических устройств». Сюда относятся кинематографические работы и произведения, выполненные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы, клипы, радиопрограммы, телепередачи). К аудиовизуальным произведениям относятся и компьютерные программы, просмотр которых создает «эффект движения». В советское время авторское право имела организация (юридическое лицо), осуществлявшая подготовку произведения, например Гостеле-радио СССР.
Современное российское законодательство признает авторские права граждан и подчеркивает индивидуальность творчества, личный характер прав.
Аудиовизуальное произведение (в отличие от других объектов авторских прав) соединяет в себе результат творческой и предпринимательской деятельности, т. е. является не только товаром, но и результатом интеллектуального труда, защищенного правами.
Есть несколько критериев, которые позволяют распространять на аудио-, видеопроизведение авторское право:
- произведение должно быть результатом творчества;
- оно должно иметь объективную форму выражения (т. е. авторское право охраняет не идею, а ее выражение в материальной форме);
- произведение должно быть оригинальным.
Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств, относящихся к форме или содержанию.
Авторское право не распространяется на идеи, концепции, факты, открытия. В аудиовизуальной сфере таким образом охраняются конкретные произведения, сочетания образов, предложений.
Так, идея персонажа, созданного актером, не охраняется, но образ персонажа мультфильма охраняется авторским правом, потому что рисунок — это форма образа.
Прежнее законодательство признавало авторские права за организацией, осуществлявшей съемку аудиовизуального произведения. Авторы имели право претендовать лишь на свой трудовой вклад. Их отношения с организацией строились либо на трудовой основе (некоторые категории авторов: режиссеры, операторы и другие состояли в штате), либо на основе типовых договоров.
Новое законодательство опирается на записанный в ГК РФ (ч. 1 ст. 1) общегражданский принцип свободы и договоры, предусмотренные законом м непредусмотренные, но не противоречащие ему (ч. 1 ст. 8 ЗоАП предлагает модель отношений между авторами фильма и его заказчиком, т. е. лицом, получившим имущественные авторские права, но не обязывает стороны следовать именно этой схеме).
5. Художественно – изобразительные средства рекламы
Художественное оформление рекламных объявлений предполагает использование иллюстраций в качестве основного компонента привлечения внимания.
Иллюстрация, как правило, применяется для придания тексту большей драматичности или побудительной силы. Однако не стоит забывать, что, занимая место под иллюстрацию, вы лишаете читателя возможности получить дополнительную информацию, которая возможно, убедила бы его в необходимости приобрести товар.
Вне всякого сомнения, между иллюстрацией и объектом рекламы должна существовать ощутимая и ясная связь, которую легко уяснить даже неискушенному читателю.
В то же время, совершенно неоправданным является использование иллюстраций, которые не имеют отношения к товару или услуге или же имеют косвенную связь.
Изображение занимает особое место среди элементов, составляющих рекламные сообщения. Изображение во многих случаях значительно усиливает воздействие рекламного текста, в некоторых случаях — полностью или частично заменяет его. Изображение в рекламном средстве может представлять собой рисунок, фотоснимок, диапозитив, кино- или телеизображение.
В рекламном рисунке применима самая различная графическая и живописная техника изображения. Рисунки могут быть черно-белыми и цветными, выполненными пером, карандашом кистью, углем и т. д. Рисунок в рекламе нередко воспроизводит юмористический образ. Широко используются такие приемы, как преувеличение какой-либо детали, очеловечивание животных или неодушевленных предметов, несоответствие действия и положения, усиление рисунком игры слов и т. п. В связи с этим рекламные рисунки используются чаще всего в магазинах детских товаров.
Если необходимо точно показать структуру предмета, его форму, мельчайшие детали, раскраску или рисунок материала, текстуру дерева, резьбу и т. д., рекомендуется использовать фотоснимки. На них можно показать не только сами рекламируемые товары, но и способы употребления этих изделий, демонстрируя их особые свойства или подчеркивая их привлекательность.
Фотография не оставляет у читателя никаких сомнений относительно достоверности сведений, которые он получит из рекламы. Поэтому к такой рекламе покупатель относится с особым доверием. Наиболее эффективно применение фотографии при рекламировании таких товаров, которые не нуждаются в подробных текстовых пояснениях, например одежды. Особенно результативно использование в рекламных целях цветной фотографии, с помощью которой можно передать реальные краски и оттенки предмета.
Требования, предъявляемые к иллюстрациям:
- они должны вызывать читательское любопытство;
- использование на фотографиях типажей, хорошо знакомых по телерекламе, повышает запоминаемость рекламы в прессе;
- иллюстрации должны быть простыми, не перегруженными деталями;
- если рекламное сообщение предназначено для женщин, то и изображение должно быть женщины, а не мужчины;
- несмотря на то что цветная фотография на 50% дороже черно-белой, ее запоминание на 100% выше;
Порядок распределения материала должен быть таким: иллюстрация вверху, заголовок под ней и текст под заголовком. Если заголовок дается над иллюстрацией, то восприятие текста падает на 10%.
Почти все читают подписи под иллюстрацией, поэтому иллюстраций без подписей не должно быть. Иллюстрации должны быть достаточно резки и контрастны, чтобы на них можно было различить любую деталь без напряжения со стороны читателей.
Приемы, применяемые при иллюстрировании рекламного объявления.
Штриховые рисунки — художник работает только черным цветом по белой поверхности. Затем эта иллюстрация фотоспособом может быть превращена в выворотное изображение, т. е. состоящее из белых штрихов по черной поверхности.
Фотографии - служат доказательством события или ситуации, как бы подчеркивая реальность.
Тонированные штриховые рисунки и штриховые рисунки с размывкой — затемненные участки штрихового изображения передаются тонировкой, которая представляет собой участки растрового тона из точек и линий.
Рисунки в технике линогравюры — нередко делаются на основе оригинальной фотографии. Они очень четкие, интересно смотрятся, хорошо воспроизводятся на грубых поверхностях.
Тоновые рисунки — используются для создания определенной атмосферы или декоративного эффекта. Выполняются обычно аэрографом, размывкой, карандашом или пастелью.
Технические и фотографические эффекты — служат для превращения обычных фотографий в штриховые иллюстрации с особыми качествами и свойствами.
Цветные иллюстрации могут состоять из простых комбинаций цветов полновесно-цветной печати (печать в четыре краски — желтая, пурпурная, голубая и черная).
Символы и стилевое оформление названий включают также фирменные символы и стилизованные названия, называемые иногда логотипами. Логотип применяется обычно для придания своеобразия или в качестве опознавательного средства на разного рода бланках и рекламно-пропагандистских материалах фирмы.
Некоторые предприятия разрабатывают собственный всеобъемлющий стиль, когда во всем, что фирма производит, на всех видах применяемой ими упаковки, в оформлении экспозиций, выставок используются общие элементы дизайна.
Существует огромное количество самых различных шрифтов. У каждого отдельного шрифта есть свое название, причем многие из них существуют в различных вариантах основного вида и рисунка. Только в одной гарнитуре, т. е, рисунка буквы, знака шрифты могут быть полужирные, полужирные курсивные, жирные, жирные курсивные, полужирные узкие, полужирные узкие курсивные, жирные узкие, жирные узкие курсивные.
Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и др.
Все шрифты условно делятся на четыре основные группы.