Основная задача рекламы должна состоять в том, чтобы создавать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое. Это тем более актуально, что многие предметы потребления стандартизированы.
Исключительно большое значение в рекламе имеет язык визуальных образов. Он воспринимается быстрее и легче и более точен по сравнению с вербальным языком, который состоит из ряда сложных линий в виде букв и слов. Заголовки и основной текст, как символы, которые надо прочитать и истолковать, более абстрактны и, следовательно, сложнее для обработки, чем картинки, — они-то визуально воспринимаются как отражение реальности.
Образы прямо адресованы чувствам человека. Их смысл понимается посредством хорошо налаженного на уровне сознания процесса.
Реклама должна отвечать весьма важному принципу – принципу целостности. Когда говорят о «неделимом целом» в рекламе, имеется в виду физическая, психологическая или символическая совокупность с настолько крепкими внутренними связями, что ее компоненты не могут быть отделены без существенных потерь свойств совокупности.
В рекламе все ее элементы – иллюстрация, заголовки, текст, логотип, верстка элементов и общий образ – тесно взаимодействуют, и в рамках единой совокупности определяют общий эффект рекламы.
Психологи с помощью специальных исследований установили, что «просветление» (момент осознания разрешения проблемы) происходит мгновенно, за счет единовременного восприятия совокупности взаимосвязанных факторов, а не изучения каждого отдельного элемента. Они пришли к выводу, что именно синтез факторов порождает решение. Именно в тот момент, когда субъект осознает значение связей, и происходит «просветление». Он воспринимает, «схватывает» смысл совокупности, находит определенное решение и, следовательно, запоминает его [7].
В конечном счете, человек воспринимает рекламу согласно «закону краткости», который является базовым в психологии восприятия. Он гласит, что все внешние ощущения сводятся человеком к самым простым и удобным формам: чтобы понять нечто, мозг человека разбивает сложные внешние ощущения на массу основных, простейших образов и форм. Если они не полны или не идеальны, то человек старается угадать, какими они должны быть.
Визуальные образы должны отвечать ряду требований. Для простоты восприятия их структура должна быть четкой и ясной. Психологи, занимающиеся изучением восприятия окружения как единого целого, утверждают: чтобы объект выделялся на своем фоне, он должен быть контрастным, объект создается как центр и сила, объединяющие форму, размер, близость и сходство. При этом товар должен быть доминирующим образом, который выделяется на более нейтральном фоне.
Итак, можно выделить следующие критерии психологической эффективности печатной рекламы:
1) Размер – увеличение размера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителя.
2) Следует использовать принцип контрастов – люди склонны уделять внимание тем раздражителям, которые контрастируют со своим окружением.
3) Необходимо учитывать, что мелкий шрифт и слишком насыщенный текст (излишняя информация) осложняет зрительный поиск и восприятие, объем информации должен учитывать когнитивные возможности человека.
4) При изготовлении печатного рекламного сообщения следует учитывать, что зрительные образы, изображения товаров воспринимаются глазом значительно быстрее надписей и лучше запоминаются. Поэтому рекламный текст без графики является низкоэффективным.
5) Оригинальность, новизна, незавершенность образа является мощным фактором привлечения внимания и запоминаемости рекламного сообщения.
6) Эмоциональность рекламного сообщения также обеспечивает его высокую запоминаемость.
Итак, для того чтобы реклама была замечена и запомнена, рекламисту необходимо превратить непроизвольное внимание в произвольное. Визуальная метафора, на наш взгляд, является одним из наиболее действенных способов достижения данной цели.
1.3 Визуальная метафора в печатной рекламе
Метафора (от греч. «мetaphora» – «перенесение» – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии [6]. Соответственно, визуальная метафора – это метафора, оформленная графически (фото, рисунок), также основанная на сходстве, сравнении, аналогии.
Визуальная метафора (знак, символ) находит широкое распространение при создании, например, эмблем компаний, фирм. Она отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Как известно, знаком, опознавательной приметой того или иного товара, услуг, предлагаемых фирмой, является эмблема. Первоначально задуманная и реализованная создателями эмблема содержит информацию, основанную на реальных фактах, относящихся к деятельности фирмы, или её создателям, к их мечтам или стремлениям, или напоминает предметы, имеющие некий магический смысл.
Эмблема – это схематизированное изображение какого-либо предмета: у фирмы «Пежо» – это лев с поднятыми передними лапами и хвостом, заключенный в кружок, у немецкой авиакомпании «Люфтганза» – журавль, взмывающий в небо, заключенный в кружок, а знаком воздушной сетки Земли (воздушные линии) являются пять маленьких треугольников, напоминающих звезду. Лев с поднятыми передними лапами и хвостом является символом, обозначающим выносливость, ловкость в делах, силу, наступательный характер. Лев является, своего рода, характеристикой «Пежо» как компании, её стратегии и тактики, на национальном и международном рынках, так и самого автомобиля. «Пежо» является таким же гармоничным на автостраде любого государства, как лев в природе. Весь смысл данного рекламного сообщения заключен в одном единственном изображении льва – царя зверей.
Однако некоторые авторы считают, что метафора не всегда должна быть абсолютно ясной и логичной [9]. На самом деле лучшая метафора та, которая оставляет простор для подсознания, чтобы оно само пришло к собственным выводам. Вот почему полезно оставить метафору открытой, пусть люди сами ищут ей объяснение. По известному выражению З. Фрейда, подсознание любит, когда ему бросают вызов [9]. Это известный ход в рекламе для усиления влияния и эмоциональной глубины коммуникации.
Хорошим творческим примером использования визуальной метафоры в рекламе, на наш взгляд, является печатная реклама компании «Люфтганза». Рекламные сообщения данной фирмы занимают достаточно большую площадь, это может быть разворот журнала. Рассмотрим одно из первых сообщений:
Рекламная коммуникация № 1: По способу представления – это фотография. Основной фон – светло-голубой, символизирующий небо в прекрасную погоду. На этом фоне в горизонтальном положении представлена живая красная роза, с длинным стеблем, листьями, шипами, покрытая капельками росы. Роза свежа и прекрасна. Сопроводительный текст в несколько строк находится справа: «Теперь почти на всех авиалиниях дальнего следования, кресло по желанию пассажира, превращается в 2-х метровую кровать. Более подробную информацию можно получить ... (адрес). Вы можете видеть мир во время Вашего полета». Слева отдельная строка, оформленная жирным шрифтом черного цвета: «Можно спать лежа. Новый первый класс на авиалиниях дальнего следования» [1].
Таким образом, изображение розы в горизонтальном положении символизирует новую возможность отдыха во время полета, предоставляемую компанией. Рекламисты выбрали красную розу для создания образа пассажира, в этом и есть суть приема «визуальная метафора». Капельки росы на цветке и его свежесть говорят об удобствах перелета. Роза является одним из самых нежных и прихотливых цветов.
Рекламная коммуникация № 2.
По способу представления – это фотография. На бледно-голубом фоне много красных живых роз, над которыми кружат и собирают нектар пчелы. Розы свежи и прекрасны. Отдельная строчка представляет следующее содержание: «Работается лучше в новом бизнес классе на авиалиниях дальнего следования. Вы можете видеть мир во время Вашего полета».
Сопроводительный текст: «Полное расслабление, благодаря большему наклону кресла и большей свободой для ног. Теперь на многих, а скоро на всех авиалиниях» [1].
В данном случае в качестве визуальной метафоры также выступает роза, а пчелы, кружащие над цветком-пассажиром, символизируют деятельность, возможность трудиться во время полета.
Рекламная коммуникация № 3.
По способу представления – это фотография. На бледно-голубом фоне, с падающими дождинками, представлена живая красная роза на длинном стебле, покрытая каплями дождя. Отдельная строчка представляет следующее содержание: «Принять душ можно в комнате отдыха. Новый первый класс и бизнес-класс на авиалиниях дальнего следования».
Сопроводительный текст: «С этой минуты на авиалиниях на Франкфурт, Мюнхен, Дюссельдорф и Нью-Йорк Вы можете принять душ в комнате отдыха. Приходите расслабиться и освежиться. Получить дополнительную информацию и оформить заказ можно...» [1].
Таким образом, цветок – это предполагаемый пассажир авиакомпании «Люфтганза». Вертикальное, горизонтальное и другое расположение цветка говорит о возможностях удобного полета, предлагаемых авиакомпанией. Роза является визуальной метафорой, посредством характеристик которой обозначается объект, предполагаемый клиент. Она используется как средство обозначения другого объекта в определенной мере. Под определенной мерой подразумевается хрупкость, нежность и уязвимость человека и розы. Для человека и цветка в одинаковой степени необходимо наличие благоприятных условий для существования.
Интерес в плане исследования представляют рекламные коммуникации Объединенной банковской системы. Дизайнеры используют перспективу и отношение величин градиентов текстуры. Перспектива от латинского – «ясно вижу» – система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. В печатной рекламе Объединенной банковской системы соединяются две перспективы, соединяется несоединимое, в реальной жизни вместе не встречающееся.