Разновидности съемочных кадров:
- адресный план – общий вид съемочной площадки;
- общий план – снятый с отдаления панорамный вид;
- средний план – укрупненный вид одного объекта;
- крупный план – изображение головы, плеч;
- сверхкрупный план;
- наезд или отъезд;
- проезд – перемещение камеры параллельно объекту съемки.
Но с технической точки зрения надо учитывать малые размеры телевизионного экрана, его недостаточную контрастность, невысокую разрешающую способность, что ограничивает использование некоторых видов съемочного кадра, например – общий план и т.д. Сценарист должен знать о некоторых методах смены действия или, выражаясь профессионально, смены кадра:
- скачкообразный переход (мгновенная замена одного плана другим);
-наплыв (одно изображение постепенно исчезает с экрана, и на его месте появляется другое);
-затемнение (изображение постепенно исчезает с экрана, который становится темным, после чего на нем постепенно появляется следующее изображение);
- вытеснение (вытеснение одного изображения другим).
Но не следует слишком увлекаться техническими деталями. Основная цель – ясно, просто передать смысл фильма, чтобы все понимали, что вы хотите сказать. В это же время художник-разработчик должен набросать несколько кадров. Далее можно представить свою идею художественному редактору и всем остальным, кто должен посмотреть, утвердить, внести поправки и согласовать.
Ее выполняют в форме иллюстрированных монтажных листов. (Приложение 1). Можно выбрать разные стили художественного исполнения: серьезный, шуточный, модный, угрюмый, научный и т.д. Директор рекламного агентства встречается с представителем фирмы, и они просматривают сценарий и рисунки художника-разработчика кадр за кадром. Когда все ясно, представитель идет инструктировать профессионального художника, унося с собой копию сценария и некоторые пожелания художника-разработчика, помогающие передать полный смысл задуманного вами. Но сценарист должен не слишком конкретизировать детали задуманного, чтобы не подавлять творческой инициативы специалистов, занятых в процесс производства. Через некоторое время сценарист получит полную раскадровку, с тщательно выполненными рисунками, в полной цветовой гамме.
Следующий этап – это презентация проекта клиенту. Презентация должна проводиться авторами работы, так как в процессе работы над этой рекламой они узнали все о товаре и покупателях, поэтому они точно знают, почему они сделали так, как сделали, и могут объяснить эти причины. Необходимо взять с собой раскадровку.
Если на презентации клиент дал «добро», то можно приступать к следующему этапу – подготовке и проведению съемок. Вопрос о выборе режиссера и кинокомпании решает исполнительный директор рекламного агентства – ему может «подсказать» интуиция, ему могут посоветовать знакомые, да и вообще он может выбрать именно того режиссера, с которым работал в прошлый раз. После этого, ему показывают киносценарий, выбранной кинокомпании, сообщают сколько это будет стоить. Исполнительный директор информирует об этом клиента. После этого проходят предсъемочные совещания.
Первое может оказаться неофициальной встречей, где креатор рассказывает сценарий фильма режиссеру, а он говорит, что ему нравится (предположим). И он договаривается о встрече с другим персоналом, который будет иметь отношение ко всему мероприятию. все эти встречи нужны для того, чтобы убедиться, что «видение» креатора и «видение» режиссера совпадают с тем, чего ожидает клиент. На этих совещаниях креатор должен высказываться, рассматривать проблему за круглым столом, проверять, измерять, хронометрировать, редактировать, делать все, что можно, чтобы получить достойный результат. Если сделать это заранее, то день съемок пройдет как по маслу.
В первую очередь обсуждаются локации съемок (природная местность), выбирается помещение.
Подбирается нужный свет и камера. В 90% случаев для съемок в помещении используются павильоны, где устанавливаются нужные декорации.
В павильонах возводятся специальные стены, на которые монтируется художниками – постановщиками, декораторами, реквизиторами, нужная обстановка, таким образом, создается художественное наполнение кадра.
Эскизы ролика, детали, прогнозируются в 3D графике, для этого существует, АНИМАТИК. Аниматик – это движущаяся раскадровка, на которой изображены персонажи и локации. Персонажами в аниматике выступают ПРИВИЗЫ. Привизы - это трехмерные упрощенные люди (т.е. «Ночной дозор» и «Дневной дозор» сначала, полностью были воссозданы в аниматике).
Стилист, визажист и костюмер должны находиться постоянно рядом с актерами с момента кастинга, чтобы вовремя привести их в должный вид.
Технический персонал. Освещение - свет выставляют все – режиссер, помощник режиссера, художник декоратор.
Но! Главное и решающее слово остается за оператором. У оператора дополнительными техническими средствами являются рельсы, тележка, кран и стрела.
Почему съемки для компьютерной графики производятся на зеленом экране, потому, что зеленый цвет хорошо вычитаем из других цветов.
Режиссер на площадке главный. Он говорит, как играть, что из кадра убрать, добавит больше снега, или нет и т.д. Режиссер имеет полное право вмешиваться в работу любого. Как правило, у него есть ассистент - помощник и в некоторых случаях не один.
Съемки рекламного ролика могут длиться не один день.
Самый простой метод съемки — это использование одной видеокамеры и запись действия последовательно от начала и до конца. Есть случаи, когда используется только этот способ съемки, чтобы получить удовлетворительный результат. Необходимо в тщательном монтаже пленки отпадает.
Но даже если временами изменять масштаб изображения в кадре, длительная по времени съемка такого рода может стать утомительной для просмотра, особенно если она осуществляется с одной точки. Конечно, если снимается нечто восхитительное, или действие захватывает, с этим можно смириться. Однако не стоит злоупотреблять таким типом съемки, так как отсутствие визуального разнообразия вскоре надоедает зрителю. Для того чтобы удержать внимание на маленьком экране, требуется часто изменение масштаба изображения, точку и место съемки.
Как мы увидим, для большинства программ, монтаж призван выполнять куда более утонченную функцию, нежели простой «соединительный» процесс. Способ, которым смонтирована программа, оказывает значительное влияние на восприятие зрителем увиденного.
Видеопрограмму можно смонтировать одним из двух способов. Смонтировать материал в процессе съемки («монтаж в камере»), заботясь о том, какой кадр будет следующим, пока полная программа не будет завершена. В результате получится готовая лента.
В качестве альтернативы можно снять столько кадров, сколько захочется, в любом порядке, и выбрать из них необходимые позже, во время монтажа, когда отобранные кадры перезаписываются на новую мастер-ленту. Тип монтажа зависит от имеющегося технического оборудования, например, сегодня Россия переходит на современные передовые технологии в области монтажа, компьютерной графики и видеосъемки. Продакшн студии, видеостудии, саундстуди работают на PC фирмы AppleIMC и программное обеспечение, так например, для видеомонтажа и компоузинга используют прогарамму Finalcutpro 5, AvidXpress, не говоря уже о саундсведении LOGICEXPRESSPRO и т.д.
Далее, нужно решить уже на первой фазе работы каким образом будет осуществляться монтаж на доступном для вас оборудовании.
При монтаже программы ее автор сталкивается с двумя проблемами: одной стороны, необходимо упорядочить отснятый материал в связную последовательность. Этот процесс называется механикой монтажа.
С другой стороны, любой выбор, который автор сделает, должен непосредственно сказаться на реакции зрителей. Он оказывает влияние на интерпретацию просмотренного зрителем материала в тот момент, когда отбирает кадры для чистового монтажа. Это является эстетикой монтажа.
Монтаж осуществляет следующие способы коррекции и улучшения конечного продукта:
- удаление или сокращение неинтересных, неуместных или повторяющихся эпизодов;
- исправление ошибок, пропуск ошибочных фрагментов и вставка «дублей»;
- выборка фрагментов, необходимых для вашей программы;
- коррекция общей последовательности.
Такие манипуляция широко используются в рекламных материалах, так как при этом ничего не искажается и не фальсифицируется атмосфера событий.
Монтаж начинается с сортировки имеющегося в наличии материала:
Отборка нужных кадров.
Определение последовательности кадров.
Определение точек склейки (когда один кадр должен закончится, а другой — начаться).
Определение типа склейки между кадрами.
Создание правильной последовательности.
Отбор нужных фрагментов
Стандартной практикой является снимать гораздо больше кадров, чем в итоге предполагается использовать. В производстве фильмов профессионалы довольно часто располагают большим отношением отснятого материала к использованному (коэффициентом запаса). Только одна десятая или одна двадцатая отснятого материала используется в конечной версии. Это происходит частично от того, что невозможно проверить результат в процессе съемки и частично для того, чтобы в процессе монтажа иметь перед собой богатый выбор материала.