Следует учитывать, что в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не регистрируются также обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя.
Фирменная шрифтовая надпись (логотип) — оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, группы продуктов данной фирмы или одного конкретного продукта. Словесный товарный знак является одним из видов товарных знаков, получающих все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода. Словесные товарные знаки хорошо запоминаются, они легко различимы, более удобны для рекламы. Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия. Слова, послужившие основой для товарного знака, могут быть вымышленными и существующими в языке. Краткий, звучный и выразительный словесный знак, рожденный грамотным лингвистом и доработанный дизайнером-графиком с учетом психологических особенностей человеческого восприятия, легко воспринимается и запоминается на слух. Как правило, логотип состоит из четырех — семи букв. Приблизительно 4 товарных знака из каждых 5 регистрируются в форме логотипа [6, стр.603].
1.2.2 Роль фирменного сочетания цветов
Фирменный цвет (цвета) также являются важнейшим элементом фирменного стиля, одним из компонентов общего образа фирмы. Цвет делает фирменный стиль более привлекательным, лучше запоминающимся, позволяющим оказать сильное эмоциональное воздействие. Фирменный цвет может иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете.
В то время как цвет является одним из составляющих фирменного стиля, он также является и одним из основных врагов качественного логотипа. Одним из критериев непрофессионального подхода к созданию логотипа является использование нескольких цветов, градиентных заливок, теней и полутонов. При этом нарушается один из основных признаков хорошего логотипа — практичность. Логотип должен быть воспроизведен в малых размерах, для нанесения. Логотип должен быть одинаково хорошо воспроизведён в краске или на экране, должен одинаково хорошо работать в черно-белом и цветном вариантах, а также в негативе.
О символизме цвета, его эмоциональном влиянии на человека написал один из самых известных исследователей Макс Люшер. Он исследовал закономерности этого влияния, зависимость влияния цвета от эмоционального состояния человека, открыл зависимость отношения к цвету от условий развития личности и многое другие закономерности, связанные с цветом и его влиянием на человека. Макс Люшер установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности в свою очередь всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным. Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод — цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции [5, стр.72].
1.2.3 Подбор категорий шрифтов
Фирменные шрифты — это шрифты, используемые компанией при оформлении представительской и рекламной продукции.
Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Задача разработчиков фирменного стиля найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д. Шрифты могут имитировать старославянское, греческое, клинописное, иероглифическое письмо, рукописное начертание букв, детский почерк и т.д. [7].
Существуют некоторые требования к фирменному шрифту:
- он должен легко прочитываться;
- он должен соответствовать психологическому замыслу и целевой аудитории;
- он должен соответствовать специфике деятельности компании.
Так же как и к фирменному цвету, потребитель привыкает и к фирменному шрифту. Поэтому менять его не следует [14].
Пять основных категорий шрифта — это шрифт с засечками, шрифт без засечек, рукописный шрифт, декоративный и смешанный.
1. Шрифт с засечками. Элементом, который помогает идентифицировать шрифт с засечками, служит засечка, т. е. штрих или черточка вверху или в основании литеры, или дужка или отросток в виде шпоры на некоторых литерах. Благодаря своему официальному, традиционному внешнему виду шрифты с засечками обычно используются также для того, чтобы передать консервативный, возвышенный образ. За исключением шрифта «бодони» (Bodoni), эти гарнитуры шрифтов легко читаются и широко используются для длинных пассажей текста.
2. Шрифт без засечек. По-французски sans значит «без»; следовательно, sans serif значит «без засечки», т. е. без штриха. Благодаря хорошей читаемости этих шрифтов они представляют собой удобный вариант выбора для нанесения маркировок и этикеток. Из-за того, что многие газетные заголовки набираются в шрифтовой гарнитуре без засечек, мы привыкли ассоциировать «факты» со шрифтами без засечек. При использовании шрифта, обращенного по отношению к фону, шрифтовая гарнитура без засечек — это хороший выбор.
3. Шрифт рукописный. Любая шрифтовая гарнитура, которая выглядит так, как будто она была создана пером или кистью, вне зависимости от того, слитно или раздельно написаны буквы, есть рукописная гарнитура (script). Рукописные шрифты легко различать; в их названии часто присутствует слово «script». Они часто используются для приглашений и извещений и иногда для логотипов. Использовать рукописные шрифты следует с осторожностью: они не приветствуются в некоторых дизайнерских школах, и они не подходят для определенных целевых аудиторий.
4. Декоративный шрифт.Декоративные, или демонстрационные, гарнитуры шрифтов предназначены для использования в заголовках и для того, чтобы передавать определенный смысл. Следует иметь в виду, что декоративные шрифты могут быть чрезвычайно сложно задуманы и разработаны. Основным соображением для выбора шрифта всегда должна быть читаемость.
5. Пи (символьный) шрифт.Пи-шрифты, часто называемые символьными, логограммами или орнаментами, используются для того, чтобы вставлять в текст символы, которые повторно используются много раз. Пи-шрифт есть коллекция соответствующих символов. Они могут включать символы в математический шрифт, в логотип компании, блоки в кроссворд, рамки для страницы или картографические символы [7].
1.2.4 Фирменный блок
Фирменный блок — элементы фирменного стиля, объединенные в единую композицию. Фирменный блок разрабатывается для наиболее часто употребляемых сочетаний элементов фирменного стиля. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, ее адрес и банковские реквизиты (например, для использования в фирменном бланке).
1.2.5 Модульная сетка
Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Модульная сетка выглядит следующим образом все поле листа разделено на небольшие равные ячейки. Затем определенное количество этих ячеек закрашено в какой-то цвет. Этот цвет означает, что данное поле на листе предназначено для какого-то определенного элемента печатного формата. А именно: красный — для логотипа в левом верхнем углу на вертикальной красной прямоугольной вставки, черный — для горизонтальной черной полосы с белой надписью, серый — для текста (если он есть), ячейки с крестиками — белый декоративный полупрозрачный фон, голубой — для размещения основной картинки или иного важного элемента [5].
1.2.6 Визитная карточка
Визитная карточка — это элемент, с которого начинаются все деловые контакты. После знакомства идет обмен визитными карточками. На самом деле визитка по своей сути является мини-представительством компании. К примеру, посетив деловую выставку, перебирая после многочисленных встреч свою визитницу, иной клиент выберет с кем общаться, глядя на ряды визиток и отмечая самые симпатичные и представительные. Визитная карточка, заявленная в фирменном стиле компании “FreeFlight Snowboards”, является двухсторонней. Визитка выполнена с использованием графических элементов в виде черных дуг, символизирующих движение по кривой и разделяющих два фирменных цвета: синий и голубой. Логотип расположен посередине визитной карточки на синем фоне. С обратной стороны находится контактная информация и имя владельца.
1.2.7 Фирменный бланк
Фирменный бланк — это лист бумаги с названием учреждения, фирмы или частично напечатанным текстом, предназначенный для составления документа по определенной форме. Бланк непременно должен отражать специфику компании, а именно фирменный стиль. Бланк печатается на белом фоне с черно-синими вставками с правого бока по всей длине бланка и в левом верхнем углу. Там же располагается и логотип. Снизу находятся реквизиты компании: почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты и веб-сайт.
1.2.8 Фирменный конверт
Конверт является одним из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки деловой корреспонденции или рекламных материалов. Фирменный конверт — непременный атрибут уважающей себя солидной компании и носитель фирменного стиля компании. Фирменные конверты, представленные в брендбуке, имеют такое же оформление, как и фирменный бланк предприятия. Отличаются они лишь форматами. Если у бланка формат А4 (210х297мм), то у конвертов С5 (162х229) и Е65 (110х229). Также в реквизитах присутствует только почтовый индекс, адрес, телефон и адрес электронной почты фирмы-отправителя.