В одной из своих публичных лекций по товароведению М. Я. Киттары, объясняя причины разнообразия товаров, пришел к выводу о необходимости их систематизации. При этом он не только ставил эту проблему, но и предлагал ее решение./3/
Прежде чем приступить к классификации, Киттары разъяснял содержание системы; он писал, что это есть тот воображаемый порядок, по которому группируются предметы, в результате чего изучение их становится доступным.
Следует отметить, что Киттары является первым и пока единственным товароведом, который при классификации товаров показал на необходимость использования идей классификации в естествознании.
Киттары, приступая к классификации товаров, проводил аналогию с системой животного царства. Вместо «видоизменения», применяемого при классификации в ботанике и зоологии, Киттары предложил употреблять сорт, «ассортиментом» считать разновидности товара.
По Киттары, сближение видов товара по сходству в отдельных чертах дает группу рода. Возникает вопрос: что положить в основу понятия рода — конечную цель товара способ его выработки или исходное сырье, из которого изготовлен товар, т. е. химический состав товара? Весь подход к классификации товара представляет большой интерес.
Киттары отмечает, что все эти принципы являются важными, каждый из них может быть принят за основу, и тогда можно получить три системы, в которых товары вместятся неодинаково.
Если взять в качестве основного признака цель, то свеча будет рядом с ламповым маслом, т.е. в одной группе разместятся разнородные предметы.
Если взять способ (процесс) выработки, то вместе с сальной свечой разместятся восковая, стеариновая.
Если свойство и происхождение материала взять за основной признак классификации, то товары, служащие для искусственного освещения, разнесутся по разным группам. Киттары отмечает, что в каждой из этих систем есть свои достоинства и недостатки: в первой и второй системе сближаются самые разнообразные предметы, кроме цели и способа выработки, между которыми мало общего. Последняя из систем, т. е. классификация, основанная на происхождении товаров, неудобна тем, что относит их далеко друг от друга, несмотря на сходство цели и способ производства. Но из всех этих систем М. Я. Киттары предпочитает именно последнюю, так как она при изучении товаров знакомит с ними последовательно, уясняя отношения и связь между ними, отражающиеся в достоинстве изделия.
Классификация основывается на идее сближения и в группе вида требуется самое тщательное сравнение, так как здесь сближение отдельных классифицируемых предметов должно быть обусловлено полным сходством всех признаков классификации. Причем в группах «рода», «семейства» и т. д. это сходство становится все меньше и меньше, однако остающиеся немногочисленные признаки сходства будут все важнее и важнее.
Необходимо отметить, что общие рассуждения Киттары относительно классификации товаров в целом являются правильными. Однако предлагаемые им ступени диспозиции при классификации мало согласуются с приведенными самим Киттары принципами.
М. Я. Киттары в своей классификации охватил почта все товарные группы и виды, являющиеся предметами торговли в 60-х годах позапрошлого века. При этом он их распределил по трем отделам, причем из первого отдела он выделил «Роды товаров», к которым он отнес 1-ю и 2-ю группы товаров. Далее, из первого отдела выделены три класса (I, II и III) товаров.
Между тем из второго и третьего отделов Киттары не выделил «Роды товаров», а разделил их на классы, причем из второго отдела он выделил IV, V, VI, VII, VIII, IX и X классы, а из третьего XI, XII и XIII классы.
В общем по этой классификации все товары Киттары разбил на 42 группы, в которых объединены 209 индивидуальных (видов) товаров.
Одной из ранних классификаций пищевых веществ является классификация Либиха.
Он все питательные вещества классифицировал на три группы: пластические (белки), дыхательные (углеводы и жиры) и соли неорганические вещества). Поскольку данная классификация принадлежит одной из ранних классификаций пищевых веществ (1842 г.), она сыграла положительную роль для изучения их физиологической роли.
Либих впервые достаточно верно указал на пластические свойства белков (он называл этот класс пищевых веществ белковиной»). В остальном приведенная классификация страдает неточностью в том смысле, что к «дыхательным» веществам следует отнести не только углеводы и жиры, но и некоторые другие органические, а также минеральные вещества, входящие в состав пищевых продуктов, (например, железо и некоторые другие макро- и микроэлементы).
Следующий шаг в классификации пищевых веществ был сделан Рубнером к концу XIX в.
Пищевые вещества в зависимости от их функций в организме он делил на три группы.
I. Пищевые вещества с чисто материальным действием; к ним он относил неорганические вещества и белок, причем их Рубнер считал невзаимозаменяемыми.
II. Вещества, которые служат для доставки энергии; это все органические вещества, разлагаемые в теле. Они могут заменять друг друга в равных количествах.
III. Пищевые вещества, которые могут накопляться в теле или превращаться в тканевые вещества. В организме могут накапливаться белок, соли и жир, поэтому они были отнесены к этой группе веществ. Вещества, способные превращаться в «тканевые вещества», Рубнер подразделял на две разновидности: вещества, образующие жир (углеводы, белок и белковые вещества), и вещества, образующие гликоген (белок и углеводы).
Впоследствии некоторые из идей Либиха и Рубнера были использованы при классификации пищевых продуктов.
Товароведы к классификации товаров вновь вернулись уже к началу XX в. в связи с созданием учебников по товароведению для студентов высших коммерческих институтов.
Так, например, проф. П. П. Петров указывал на значение классификации и делил товары по признаку и назначению на три группы:
1) материалы, предназначенные для дальнейшей переработки;
2) полуобработанные или промежуточные продукты (пряжа, топленое сало);
3) готовые продукты.
П. П. Петров, однако, эту классификацию товаров считал не совсем точной, «так как есть продукты, которые часто служат материалами для дальнейшей обработки, часто употребляются непосредственно в сырцовом или полуобработанном виде».
3. Товароведение в ХХ веке
классификация наука товароведение
В начале XX века потребность в классификации особенно резко ощущалась в связи с развитием международной торговли зерновыми продуктами. Причем, как видно из этого материла, необходимость классификации зерна возникла непосредственно в связи с трудностями в установлении норм показателей качества.
На основании обобщения накопленного к тому времени материала была разработана классификация пшеницы.
Рост промышленной и сельскохозяйственной продукции в связи с принятыми Советским правительством мероприятиями после окончания гражданской войны и развитие торговли вновь выдвинули проблему классификации товаров.
В этой связи заслуживает внимания работа проф. Я. Я. Никитинского (старшего), опубликовавшего в 1923 г. свое исследование по классификации предметов народного потребления. К классификации товаров он первым подошел «с потребительской точки зрения».
Указанный труд Я. Я. Никитинского представляет значительный интерес. К тому же основные положения этой работы в товароведной литературе до настоящего времени не подвергались изучению и анализу. Поэтому на ней следует остановиться несколько подробнее.
В качестве основного классификационного признака Я. Я. Никитинский использовал физиологические особенности организма человека как потребителя, но не исходил из особенностей самих классифицируемых изделий, что значительно важнее для классификации пищевых продуктов. С этой точки зрения потребности человека автор делил на две главные категории: источники, или носители энергии, и ее хранители.
Носителей энергии (пищевые продукты, топливо) он называет «энергетической группой», хранителей же энергии (материалы, вернее сырье для одежды, материалы для постройки жилья), он относит к «служебноэнергетическим».
Товары первой группы Я. Я. Никитинский предлагает оценить по количеству заключающейся в них скрытой, потенциальной энергии в калориях.
Оценку пищевых продуктов Я. Я. Никитинский приводит аналогично топливу (по величине, аккумулируемой в них энергии), что с точки зрения современной науки в питании и роли пищевых продуктов в организме человека является неправильным.
Значение схемы Никитинского состоит и в том, что применил оригинальную трактовку в подборе классификационных признаков.
Недостаточная разработка классификации не могла не возбудить интерес ученых к этой проблеме. Проблема классификации товаров народного потребления вновь стала предметом исследования. Еще с 1959 г. в ряде работ автора обращалось внимание на актуальность проблемы классификации пищевых продуктов и указывалось на примерное направление в ее решении.
В 1962 г. этот же вопрос был выдвинут Г. Грундке на Международной теоретической конференции товароведов в г. Лейпциге. В дальнейшем он развивал свои взгляды в ряде работ.
Работы Г. Грундке имеют большое теоретическое значение, прежде всего, потому, что он фактически опирается на исторический опыт и исходит из основных теоретических разработок классификаторов естествознания. В этом легко убедиться при сопоставлении товарной систематики, предложенной Г. Грундке с вышеприведенным материалом по истории классификации в естествознании.
Недостатком классификации Г. Грундке мы считаем стремление дать совокупную классификацию таких неоднородных по своим потребительным свойствам изделий, такими являются пищевые и непищевые товары.