Смекни!
smekni.com

Вывески (стр. 2 из 2)

Подобно тому, как это было в Европе, в России первым видом вывески была предметно-знаковая: над входом или на воротах лавки или харчевни висел предмет, относящийся к деятельности заведения. Например, постоялый двор символизировал пучок соломы. Ближе к концу XVII века в России появляется живописная вывеска, в которой прослеживаются приметы лубка, такие как насыщенность цветов, их контрастные сочетания, примитивные изображения, несоразмерные фигуры. Обычно на таких картинках изображался сам товар или услуга, а иногда и их описание.

Надписи, как и рисунки, на вывесках также отличались самобытностью. Чего стоит только надпись «Эко пиво!» на вывеске пивной или название подобного рода заведения – «Веселое убежище братьев Филимоновых». А вот стихотворение на вывеске одной из табачных лавок в Санкт-Петербурге: «Оставь вино – кури табак, Ты трубочкой разгонишь всю кручину! Клянусь, что раскуражит так, Как будто выпил на полтину!»

Шрифтовые вывески

К середине XIX века и в России появились шрифтовые вывески. При создании российских вывесок применялся уникальный способ воронения металла. Данная технология представляет собой длительный процесс. После множества разнообразных операций поверхность железа становилась матовой и промазывалась льняным маслом. Затем художник покрывал металл тонким слоем краски, делая работу похожей на акварель.


Часто использовалась позолота, что придавало вывескам большую утонченность.

Подсветка на вывесках

Использование подсветки в вывесках применялось в Европе с середины XIX века, когда было изобретено газовое освещение. Использовать электролампы и неоновые трубки в вывесках стали в начале ХХ века, благодаря изобретению Т. Эдиссона. К этому времени также стало возможно использование светодинамических элементов. Уже в 1896 году в Германии впервые было создано рекламное светодинамическое панно.

вывеска клиент компания оформление

Вывески в дореволюционной России

В дореволюционной России городская улица пестрела разнообразными вывесками. Они были повсюду: над магазинами, между этажами дома, на балконах, между дверьми и на глухих стенах домов (брандмауэрах). Порой и сам фасад был оформлен в одном стиле с вывеской. Например, фасады, как бы сейчас сказали, сетевых молочных магазинов «Чичкин» (в Москве) и «Бландова» (в Санкт-Петербурге) были облицованы белым глазированным кирпичом.

Как Вы могли заметить, рекламные вывески в период своего расцвета отличались большей оригинальностью и, порой, даже некой утонченностью, по сравнению с современными. Однако функции их и поныне неизменны – заинтересовать клиента в приобретении товара или использовании услуги.

Первые российские вывески заимствовали характерные черты лубочного творчества. Вот что пишет об этом явлении исследовательница фольклора А.Ф. Некрылова; «С изобразительной стороны вывески и афиши чрезвычайно близки лубку как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ориентации на посетителя из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки, гулянья. Цвет, рисунок, подпись – три основных компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на рыночной площади свою первостепенную обязанность – раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя».

В центре вывески лубочного типа обычно размещался примитивно изображенный предмет торговли или зрелища: «Для западноевропейских городов характерны кронштейны с двусторонними изображениями или предметными муляжами. В российских городах, с их сравнительно широкими улицами, активнее использовались плоскостные настенные вывески, как можно крупнее и ярче демонстрировался продукт» (Повелихина А.В., Ковтун Е.Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. – Л., 1991 г.).

Вывесочное дело постепенно развивалось, в XVIII веке образуется живописно-малярный цех, который объединял ремесленников, регламентировал их деятельность, охранял их права. Для того чтобы стать мастером, необходимо было в течение десяти лет работать подмастерьем, затем сдавать экзамен, и только после этого присуждалось звание мастера живописного ремесла.

Разумеется, мастера вывесочного дела не соревновались в оригинальности рекламной идеи, напротив, для каждого заведения складывался свой стереотип вывески. Вывески парикмахерских изображали завитые женские головы и напомаженные мужские; обязательными персонажами вывесок табачных лавок были араб в чалме и с трубкой, а также негр с сигарой; на вывесках булочных и кондитерских лавок два геральдических льва поддерживали золотой крендель – традиция использовать геральдические символы в рекламных целях пришла в Россию из Европы.

В XIX веке помимо живописных вывесок широко распространяются театральные шрифтовые афиши, отличающиеся строгостью и детальным описанием предстоящего представления. Эти афиши контрастировали с яркими вывесками, выполненными в лубочном стиле, и постепенно стали вытеснять последние: к последней трети XIX века на центральных улицах увеличилось количество шрифтовых вывесок, использующихся национальными производителями. «Позолоченными или бронзированными металлическими буквами или гигантским шрифтом на деревянно-фанерных основаниях обозначались фамилии предпринимателей» (Ученова, Старых История рекламы).

В это время многие мастера используют индивидуальный подход к созданию вывесок. От вывески во многом зависел успех коммерческого предприятия, так как другие рекламные формы не были достаточно развиты и не привлекали особого внимания. Несмотря на уход от лубочных традиций на рубеже XIX–XX вв. живописные вывески сохраняли такие характерные черты как условность изображения, яркость, простота. Что касается шрифтовых вывесок, то они выглядели солиднее, поэтому крупные производители, такие как «Брокар и К°», «Шерер и К°», «Сиу и К°» использовали эту разновидность вывесок.