Так, например, изучение восприятия музейной экспозиции и экскурсий принесло весьма интересные результаты и позволило выявить проблемы и противоречия, имевшиеся в научно-просветительной работе тех лет. Исследование показало, что для посетителей краеведческих музеев не характерен дифференцированный осмотр экспозиции, поскольку большинство из них (87%) осматривали музей целиком — от отдела природы до отдела современности. При этом на осмотр одного экспозиционного зала площадью около 100 кв. м в среднем затрачивалось 3,5 минуты, что свидетельствовало о поверхностном восприятии материала. Причем чем насыщеннее был экспозиционный ряд, тем больше рассеивалось внимание посетителей.
Обнаружилось несоответствие между «идейным замыслом» экспозиции и принципами ее осмотра посетителями. Создавая экспозицию, музейные сотрудники, мыслившие тематико-экспозиционными комплексами, предполагали, что посетители будут соблюдать определенный маршрут, последовательно осваивать тему за темой, читая при этом сопроводительные тексты. Посетители же осматривали экспозицию фрагментарно, маршрут игнорировали, к текстовому комментарию обращались редко, то есть вели себя совсем не так, как рассчитывали экспозиционеры.
Таким образом, исследование свидетельствовало о необходимости формировать традицию дифференцированного осмотра музея и музейную культуру посетителя, чему могла способствовать реклама не музея вообще, а конкретных экспозиций и экспонатов. Оно убедительно показало, что экспозиции необходимо разредить, создать несколько планов восприятия, выделив при этом ведущие, наиболее аттрактивные экспонаты. Исследователи отметили потребность в образном решении экспозиции, что усилило бы ее эмоциональное воздействие на посетителя.
Важные выводы позволило сделать и изучение экскурсионной работы музеев. Исследование показало, что посетителей менее других интересовал раздел, посвященный современности. Во время его осмотра, который длился академический час, экскурсоводы стремились познакомить группу со всеми сферами жизни края и показать как можно больше экспонатов. В итоге из-за чрезмерной перегруженности экспозиции материалами музейные предметы демонстрировались бегло, восприятие экспозиции было лишено конкретности. Например, в одном из музеев экскурсовод показал 132 экспоната, из которых экскурсантам запомнились только 13.
Данные об экскурсионном осмотре разделов, посвященных современной истории края, подтвердили результаты исследований, проведенных на базе музеев-заповедников. Они свидетельствовали о том, что посетителя интересуются не общими сведениями, а конкретной информацией, относящейся к музейному предмету. В этой связи исследователи рекомендовали музеям провести строгий отбор объектов показа, глубже раскрывать содержание предметов, а за счет сокращения словесного комментария дать экскурсантам возможность лучше рассмотреть экспонаты.*
коммуникация спонсор франдрейзинг грант
60 лет назад, в январе 1929 года, нарком просвещения А.В. Луначарский побывал в Красноярске. «Здание музея, - писал он в очерке о нашем городе, - странно высится в нем, построенное в египетском стиле и украшенное египетским фигурным орнаментом. Почему на берег Енисея перенесено здание с берегов Нила? Правда, кажется, что этот музей – храм немножко зябнет у сварливых льдов седого Енисея, но все – таки красив… и в нем со временем разместятся великолепные коллекции…»
Основание Красноярского музея относится к тому времени, когда среди русского интеллигентного общества конца 70 – 80-х годов прошлого столетия стала успешно пропагандироваться идея создания местных музеев. Инициаторами возникновения музеев в Енисейской губернии были: в Минусинске – Николай Михайлович Мартьянов, в Енисейске – Александр Игнатьевич Кытманов, а в Красноярске – Иннокентий Алексеевич и Юлия Петровна Матвеевы.
7 февраля 1889 года состоялось заседание Красноярской государственной думы по вопросу открытия в Красноярске городского общественного музея и бесплатной библиотеки. На заседании обсуждалось отношение учредительного комитета по устройству музея и библиотеки, из “которого видно, что пожертвования книгами, вещами и деньгами на музей… достигли такой значительной степени, что имеется полная возможность приступить… к открытию в предстоящее воскресенье. 12 сего февраля…”
Торжественное открытие Красноярского музея состоялось 12 февраля (по старому стилю) 1889 года. Музей расположился в доме наследников купца Крутовского (ныне ул. Каратанова, 11). Денежные и коллекционные пожертвования частных лиц, сочувствие со стороны властей создавали благоприятную обстановку для поддержания нового просветительного учреждения. Жизнь музея с момента открытия и до 1892 года знаменовалась бурным ростом коллекций, многие из которых представляли большую научную ценность.
Обширные сборы предметов из кости и камня были показаны в августе 1892 года на Международном конгрессе по антропологии и доисторической археологии в Москве. В 1892 году фонд музея насчитывал 10136 предметов. Первым консерватором (директором) музея был Павел Степанович Проскуряков - краевед, археолог, директор учительской семинарии. С 1892 года эту общественную тогда должность занимали непродолжительное время археолог А.С. Еленев, орнитолог М.Е. Киборт. Однако волна широкого общественного сочувствия постепенно сменилась безразличием, музей оказался без денег, в тесном неустроенном помещении, без сотрудников. В 1892 –1903 годах музей находился в тяжелом состоянии. Поэтому городское общественное управление передало музей Красноярскому подотделу Восточно – Сибирского отдела Русского Географического общества. В ведении общества музей находился с 1903-го по 1920 год. В это время музеем заведовал Аркадий Яковлевич Тугаринов, консерватор музея Саратовского общества естествоиспытателей (впоследствии крупный ученый, доктор биологических наук). С приходом энергичного, знающего специалиста началась работа по накоплению коллекций по этнографии и археологии, которые и сейчас имеют большую научную ценность, многие из них являются уникальными.
В 1911 году музей принял участие в сибирской сельскохозяйственной выставке в г. Омске, где были представлены материалы, характеризующие Енисейскую губернию, ее природу и экономику. Здесь Красноярскому музею была присуждена высшая награда – Почетный диплом и Золотая медаль. Одновременно в связи с ростом коллекций, активизации работы появилась необходимость в специальном здании, и в 1913 – 1914 годах началось строительство существующего здания по проекту известного сибирского архитектора Леонида Александровича Чернышева. Это были годы первой мировой войны и недостроенное здание отдали под солдатские казармы, затем оно было разрушено пожаром 1920 года и окончательно восстановлено лишь в 1928 году.
В 1923 году музей принял участие в первой сельскохозяйственной выставке, организованной по инициативе В.И. Ленина, где был отмечен дипломом I степени.30-е годы в истории и деятельности краевого музея характеризовались активной выставочной работой, приведением в порядок коллекций. В связи с образованием Красноярского Края с 1934 года музей имеет краевой статус. В годы Великой Отечественной войны музей был законсервирован, штаты сокращены, экспозиции свернуты, а здание было отдано эвакуированным учреждениям “Главсевморпути”. Небольшой коллектив сотрудников проводил работу по обеспечению сохранности коллекций и устройству передвижных выставок. В октябре 1945 года музей возобновил свою деятельность. В 50–70-е годы в музее были созданы полнопрофильные стационарные экспозиции с древнейших времен до наших дней. Росла известность и значимость Красноярского музея. В 50-е годы музей – участник, дипломант, лауреат ВДНХ. На базе художественных коллекций и книжных фондов краеведческого музея были созданы в 1935 году краевая научная библиотека им. В.И. Ленина, в 1948 году – мемориальный музей В.И. Сурикова, в 1957 году – Красноярская художественная галерея.
С 1987 г. по 2001 г. здание музея было закрыто на реставрацию. 22 марта 2001 г. состоялось открытие музея. Новая экспозиция освещает историю региона с древнейших времен по настоящее время. По итогам конкурса "Окно в Россию", проводимого газетой "Культура" с 1997 г. среди провинциальных учреждений культуры, музей стал победителем в номинации "Музей года" (2001 г.) за новую полнопрофильную краеведческую экспозицию.
Краевой музей занимает важное место в культурной политике региона, в формировании его культурного пространства. Он – постоянный участник общественно значимых мероприятий, происходящих в краевом центре и крае: IV съезд Межрегионального общественного движения «Сибирский Народный Собор» (18–20 февраля 2004г.); Рождественские чтения, Покровские встречи, Астафьевские чтения; юбилеи красноярских писателей и поэтов (А. Немтушкин, А. Чмыхало и др.) и т.д. Литературный музей стал подлинным центром изучения и распространения сибирской литературы. В 2004 году его посетили В. Распутин, Л. Аннинский и др. известные писатели.
Выход 25-го тома «В.Л. Давыдов» в серии «Полярная звезда» (автор Комарова Т.С.) стал важным интеллектуальным, духовным вкладом в развитие декабристоведения и музейного дела. Презентация книги прошла в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Минусинске, Иркутске.
2004 год прошел под знаком юбилейных дат: 115-летие музея, 80-летие со дня рождения В.П. Астафьева, 70-летие Красноярского края.
В рамках юбилея музея (25 февраля 2004г.) прошла акция «Дарители», продолжающая традиции предшествующих поколений горожан, начиная с XIX века. 14 марта состоялся праздник, завершивший цикл мероприятий к 115-летию музея. О тесной связи города и музея свидетельствует и то, что в этом году Дни города начались с Крестного хода с иконой Преображение Господне от музея до Покровского кафедрального собора.
Важным культурным событием для России стало открытие Мемориального комплекса В.П. Астафьева в п. Овсянка к юбилею писателя (1 мая), на котором присутствовали представители власти, известные деятели культуры К. Лавров, В. Курбатов, М. Кураев и др. Это событие стало возможным благодаря совместным усилиям краевых властей, лично Губернатора Красноярского края А. Хлопонина и музея. Открытие Мемориального комплекса – это весомый вклад краевого музея в развитие музейной сети Красноярского края, в музеефикацию наследия писателя с мировым именем.
К юбилею края вышел из печати «Паспорт Красноярского края», открылась выставка «Царь-край».