Смекни!
smekni.com

Актуальность проведения этнических PR-мероприятий в условиях многонационального региона (на примере фестиваля "Саянское кольцо") (стр. 12 из 14)

Отдельный пункт в программе фестиваля – «Ярмарка ремесел», которая в этот раз прошла на территории музея-заповедника «Шушенское». Там не только можно было посмотреть, но купить изделия мастеров-умельцев (глиняные кувшины, деревянную посуду, плетеные кружева, языческие амулеты и т. д.), но и самому ударить молотом по наковальне в кузнечной мастерской или собственными руками при помощи гончара создать маленький шедевр – глиняный горшочек.

На фестивале проходила ночь древнего языческого обряда – камлания. Удары в бубен, пение и пляски вокруг костра. Впервые довести себя до экстаза чтобы отогнать от фестиваля и людей на нем все плохое пытаются сразу 7 колдунов из Тывы, Хакассии и Красноярского края. Во главе могущественная и грозная известная по прошлым фестивалям Ай-Чурек Ойун. В этот раз сил ей понадобилось больше, привлекла помощников.

Древний обряд производит впечатление даже не скептиков. Тысячи людей стоят в едином круге. Чтобы свершилось волшебство нужно соприкасаться телами и кричать.

В центре круга кроме костра – священно дерево. Его шаманы, обвязали ленточками и обложили заговоренными ветками и шишками. До начала камлания к нему можно было прикоснуться и загадать желание, можно было постоять подольше.

Камлания в этом году было сложное – сразу и охранное и на погоду и на удачу. Поначалу ведуны даже были против съемок и фотографирования. Камлание очень интимный и энергетически сложный процесс. Оно развивается по своим законам и правилам. Шаманы ни разу не сбиваются с ритма и помнят о ритуальных предметах. Костер окропляется, бубны поднимаются и опускаются. Но в состоянии своего измененного сознания шаманы не обращают внимания, что к середине камлания людской круг вокруг них становится уже, многие вместе с колдунами входят в полутранс. Многие же наоборот боятся даже приближаться. Камлание продолжается около трех часов. До конца обряд выдерживают немногие. Потому что у них не фестивале свой бог – музыка. Буквально через дорогу от шаманской поляны на стадионе всю ночь на прекращаются дискотеки. До самого утра на площадке диджейские сеты. Лучшие команды и клаберы мира из Лондона, Москвы и других городов вводят толпу с транс музыкальный. Вместо бубнов здесь совсем другие инструменты. 11

«Коса - девичья краса, хватит тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться». Вот лично я знала только первую часть этой народной мудрости, а ведь смысл весь теряется. Коса была девичьей прической, а как только девушка замуж выходила, косы убирались под закрытый головной убор кичку. Надежда Степановна – руководитель «Детского народного центра» приехала на фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» в составе ансамбля «Плетень». Она давно изучает быт и одежду славян. Она считает, что нам современным людям, совсем не лишне поучиться у своих предков. Ведь они жили в ладу с природой и даже через одежду и быт пытались защититься от злых сил и притянуть на свою строну добрые. Стоит ли брать на вооружение японскую или индийскую мудрость, которые так популярны у нас сегодня, если все это есть и у нас. Надежда Николаевна находит в культуре славян и современных русских множество интересных расхождений. К примеру, «наставить рога» у нас означает изменить. А наши предки носили рога смело и даже с гордостью. «Кички замужних женщин часто бывали рогатыми, - говорит Надежда Николаевна – в отличие от современных людей, наши предки воспринимали рога как символ плодородия. Женщина ходила с рогами, пока она могла рожать детей». Девичьи головные уборы были открытыми, женские закрытыми. Отсюда и выражение «опростоволоситься». Волосы замужней женщины никто не должен был видеть. Русские женщины никогда не стригли волосы, а мужчины бороду. Вообще, безработный мужчина считался ущербным, все это не является новостью для нас, ведь о Самсоне, которому Далила обстригла волосы, и он от этого лишился своей богатырской силы, слыхали? Как и многие другие народы славяне считали, что в волосах – сила. К примеру хакасы носили свои волосы и ногти в расшитом мешочке на груди, так же как у хакасов, у русских были манисты. Это украшение, закрывающее шею. Считалось, что шей и грудь - самое уязвимое место. Так же думают и буддийские монахи, и кришнаиты. Все они в голос говорят, что на шее обязательно должно быть хоть какое-нибудь украшение. Считается, что «лезть в душу» можно как раз через это уязвимое место. Но славяне не только старались отпугнуть от себя плохую энергию, но и притянуть хорошую. Первоначально красный цвет, цвет энергии и силы, надевался в дни трудной работы: начало сенокоса и посевной, только потом этот цвет стал праздничным, так как он уже сопровождал и окончание страды. А в период, когда урожай собран, на Руси играли свадьбу. И молоды не редко были одеты в красное. Нас часто удивляют обычаи наших предков, но мы сами не замечаем, что иногда им следуем. Возьмем да заколем булавочку на одежду, – чтобы не сглазили. Нововведением этого года стал «город мастеров». В нем не только можно было купить разные изделия ручной работы (с покупками можно было уехать и с предыдущих фестивалей), но и посмотреть, как эти вещи появляются на свет. А некоторые мастера даже предоставили зрителям возможность самим поучаствовать в процессе. Возле гончарного круга никогда не было пусто. Все хотели сделать своими руками глиняное изделие. Хотя на деле получалось не совсем своими. Некоторые пытались сами покорить гончарный круг – кривенько, но свое, а кто-то всецело доверялся опытному мастер.14

Владлен Дуров, кузнец из общины Виссариона, привез на фестиваль деревянный павильон, с печью, наковальней и прочим инвентарем, без которого невозможно кузнечное дело. Владлен и два его помощника специализируются на изготовлении топоров из дамасской стали. Она знаменита тем, что на ее поверхности образуется затейливый рисунок.

Только для того, чтобы такой рисунок появился, необходимо сделать многослойный металл, до 250 слоев, а потом его «открыть». Заготовки топоров Владлена покупают даже мастерские, занимающиеся изготовлением коллекционного оружия. А сам Владлен любит передавать свои изделия лично в руки покупателю, чтобы видеть, что за человек будет пользоваться его топором.

Время эксперимента

На фестивале не самую малую часть занимают коллективы-экспериментаторы, их хватает и среди участников, и среди гостей. Новосибирский ансамбль «Седьмое небо» сам не может определиться, что за затейливый музыкальный путь выбрал. «В нашем творчестве не используется никакой фольклор в чистом виде, конечно, - говорит вокалистка группы Виктория Чековая. – Происходит процесс впитывания всей музыки, которую слышишь, а потом переработки и рождения чего-то своего. Чаще всего проявляются мотивы русской музыки, просто потому что сами мы, русские».

От вершков к корешкам

И все же главной ценностью фестиваля является присутствие на нем аутентичной (т. е. исходящей из первоисточника) музыки. В прошлом году настоящей звездочкой, открытием стал коллектив «Кылысах». Он поразил всех колоритом якутских песен, игрой на хамусе. Коллектив очень подготовленный, не только в музыкальном плане. Прекрасно разработанный стиль музыкантов, манеры держаться – все говорит о том, что коллектив готов «а экспорт». Успех тувинских, якутских, хакасских коллективов за рубежом колоссальный. Участница ансамбля «Айланыс» из Абакана Степанида говорит: «Хакасская культура в новинку. О ней не много знают в Америке. Хакасские коллективы часто ездят туда на гастроли. А в нашей стране с этой культурой практически не знакомы. Мы объехали двадцать городов России, и везде нас тепло встречали, но людей, которые хорошо знают творчество хакасских коллективов почти нет».

Поэтому не удивительно, что в новом году гран-при фестиваля взял хакасский коллектив, который исполняет аутентичную музыку. Хакасский ансамбль песни и танца «Углер» не является уникальным. Он, пожалуй, признан просто лучшим среди хакасских коллективов, которых на «Саянском кольце» традиционно бывает много.

Одним из самых ярких событий ярмарки стал мастер-класс ансамбля «Плетень» - коллектива Шушенского музея-заповедника. Ансамбль представил свадебный обряд и традиционно русские свадебные игры, в которых были задействованы старинные предметы, символы, на представлении звучали аутентичные песни. В «свадьбу» и игры были вовлечены и зрители. Во время показа участники ансамбля использовали подлинные вещи, участвовавшие в свадебных обрядах XIX века, среди них - самотканое полотенце и плетку, которой хлестали невесту, чтобы оградить ее от сглаза. Костюмы участников коллектива изготовлены по эскизам, воссозданным по этнографическим образцам. Кстати, с ансамблем «Плетень» занимается профессиональный хореограф. Одежда, песни и танцы коллектива представляют разнообразные направления русской традиции с преобладанием южнорусских мотивов.

Гость фестиваля знаменитый Мола Сила исполнил импровизация в африканских традициях и европейский free-jazz. Так же выступил ди-джей из Лондона из Лондона PropaGhandi. А вечером все желающие на берегу реки Шуш праздновали День Ивана Купалы. По всем традициям: с бросанием в воду венков, поисками цветка папоротника и прыжками через костер. Для фестиваля в этом году впервые закупили специальное оборудование. 15

Завершился фестиваль традиционным гало-концертом с награждением дипломантов в девяти номинациях. По этому случаю Шушенское специально прилетел губернатор Александр Хлопонин – его благотворительный фонд из года в год является основным финансовым партнером для организаторов этнического фестиваля. Выступив перед началом итогового хит-парад Александр Геннадиевич заметил, что у фестиваля в будущем есть хорошие перспективы.