Смекни!
smekni.com

Актуальность проведения этнических PR-мероприятий в условиях многонационального региона (на примере фестиваля "Саянское кольцо") (стр. 2 из 14)

Исходя из сказанного, этничность может быть определена как особая характеристика личности, состоящая в ощущении, переживании индивидом своей принадлежности к определенной группе или общности людей, формирующаяся на основе генетического и социального единства этой группы и проявляющаяся в форме сравнения «нас» с «не нами» в ходе группового взаимодействия с другими этносами [12]

1.2 Этническая идентификация - формирование этнических установок, стереотипов поведения

В области культуры интернационализация влечет формирование универсального международного стиля жизни, в основе которого лежат такие культурные универсалии, как потребительские запросы - потребность в пище, одежде, и т. п. Однако подобные интеграционные процессы не стерли этнические различия народов. Этнические ценности не исчезли и не исчезнут, по мнению ученых, в обозримой перспективе. Стремление к сохранению собственных традиций, языка, культуры, этнического самосознания выступает в качестве противовеса интеграционным тенденциям, необходимой формой сохранения этносов. Именно поэтому этносы начинают играть роль референтных групп для многих людей в условиях, когда размыты классовые и прочие социальные границы, ролевые различия пола и возраста. Если человеку трудно войти в систему социальных связей или он оказался вырванным из привычного уклада жизни, сменив профессию и место жительства, то этнос может выступить в качестве группы поддержки.

В кризисной, нестабильной ситуации значимость этнического «Я» существенно повышается, а в период социальной устойчивости как бы «замирает», уступая свое место сугубо социальным характеристикам. Этничность является показателем социально-экономического благополучия общества. Если этническая идентификация слабая, то это свидетельствует о стабильном положении в обществе в различных сферах жизнедеятельности. Доминантность этнического «Я» неизбежно приводит к конфликту или, напротив, может быть спровоцирована конфликтной ситуацией. В любом случае она препятствует солидарности на межэтническом и вне этническом уровне и акцентируется в ущерб профессиональной, политической и иной идентичности. Это чаще всего происходит в том случае, когда этническая группа склонна воспринимать себя как жертву различного рода притязаний со стороны иных этнических групп, более сильных или успешных, то есть в случае актуализации этнических неравенств в массовом сознании.[1]

На уровне группы этническое «Я» переходит в образ «Мы», то есть принимает характер групповой идентичности и одновременно групповой солидарности, причем последняя выступает в качестве атрибута идентификационной характеристики.1

Этническая идентичность различна при внутригрупповой и межгрупповой (межэтнической) коммуникации, то есть существует идентичность «для себя» и идентичности «для других», они могут существенным образом различаться. Этническая идентичность - это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Представляется, что смысл данного понятия хорошо отражает термин, предложенный русским философом и этнопсихологом Г. Г. Шпетом, рассматривавшим этническую идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

Этническая идентичность, как и идентичность в целом, формируется в процессе социализации. В современной науке существует немало различных трактовок понятия «идентификация», но преобладает ее понимание как процесса перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремления актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое значение в данных условиях. Идентификация служит основой процесса подражания, т.е. не насильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать.[1]

Проблема идентичности в современной науке тесно связана с так называемой «Я-концепцией», которая предполагает, что у индивида существует некое внутри личностное «ядро – Я», отбирающее и интегрирующее всю значимую и отбрасывающее всю незначимую информацию. «Я» здесь вовсе не равно личности. Это некий феномен, характеризуемый внутренним единством, близкий к понятию самосознания, которое складывается из представлений человека о себе для себя, а также из представлений о себе для других.

Общеизвестно, что нет личности вне исторической, вненациональной. Каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его личного окружения. Проблемы этнического самоопределения не возникает у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром.

Многочисленные наблюдения и исследования процесса этнической идентификации показывают, что возможны три варианта его развития.

Этническая индиферрентность - тип идентичности, возникающий, когда люди равнодушны к проблеме собственной этничности.

Во-первых, этническая идентификация может произойти на основе подражания, когда индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет.

Во - вторых, она может осуществляться на основе принуждения, и орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества.

В - третьих, этническая идентификация реализуется на основе свободного и осознанного выбора. Исследование проблемы этнической идентификации в историческом плане позволяет сделать вывод, что в процессе ее формирования в зависимости от сочетания различных причин и условий может складываться семь ее основных типов, характеризующихся стойкими чертами и признаками:5

1. Нормальная идентичность - своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидации с ней зависит от типа личности и ситуации. Отклонения от «нормы» возможны в направлении как нарастания этничности, так и ее угасания или даже отрицания .

2. Этноцентрическая идентичность - некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность - такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.). Иными словами, этническая принадлежность воспринимается как доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием, что права народа выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами.

4. Этнический фанатизм - тип идентичности, когда абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто принимаемых межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма - отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.

7. Амбивалентная этничность - явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.

Выделяя отмеченные типы и виды этнической идентичности, следует помнить, что это лишь научные абстракции, а реальное положение этнической идентичности, среди других форм идентичности людей, может определяться не каким-то одним из названных типов, а несколькими. Этническая идентичность является переменной величиной в каждой культуре. Этическая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства, её аффективный компонент. Как отмечает Г.У. Солдатова, «достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида».[1]