Смекни!
smekni.com

Актуальность проведения этнических PR-мероприятий в условиях многонационального региона (на примере фестиваля "Саянское кольцо") (стр. 3 из 14)

Формированию четкой этнической идентичности меньшинства способствует не только гетерогенность широкого социального окружения, а значит, возможность межгрупповых сравнений, но и гомогенность ближайшего социального окружения. Так, в исследовании С.А. Баклушинского и Н.Г. Орловой было обнаружено, что в ближайшем социальном окружении московских еврейских подростков со сформированной этнической идентичностью доминировали носители родной этнической культуры, а носителей русской культуры (культуры большинства) относительно немного и (или) их значимость была относительно низкой. Но в любом случае с возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к внутригрупповой ориентации. В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности этнокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате, каждый новый член общества оказывается «приписанным» к той или иной этнической степень совпадения представителей членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; 2) унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов; 3) динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия; 4) содержательную характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы. Этнические стереотипы в значительной степени влияют на характер межгрупповых отношений между представителями различных этнических групп. Стереотип - это мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть позитивными или негативными, точными или неточными. Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда они слишком обобщенные или явно неверные. Другая проблема возникает в тех случаях, когда люди приписывают негативно оцениваемые различия свойствам расы, игнорируя при этом неблагоприятные социальные воздействия. Люди могут отмечать, что раса коррелирует с семейной дезинтеграцией, но не замечают лежащего в основе такого разрушительного фактора, как бедность.

Понятие «этнический стереотип» имеет очень широкое значение. Оно включает в себя представления о моральных, умственных, физических качествах представителей определенных этнических групп. В их содержании заложены оценочные мнения об указанных качествах.

Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на одни и те же предметы, общие критерии оценки, сходные способы поведения. Процесс формирования оценочных суждений развертывается постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок. Иными словами, окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, которые типизируют поведение человека, то есть подчиняют его нормам, выработанным и принятым в сообществе. В любом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, которые направлены на то, чтобы усреднить поведение людей, так как нельзя допустить, чтобы оно не контролировалось - это может привести к распаду общества. Но эти типовые программы не могут учитывать всего разнообразия возможных ситуации, и некоторые фрагменты поведения людей остаются нерегламентированными. Как формируются подобные программы поведения, каков их механизм?[3]

Каждое общество накапливает опыт взаимодействия с внешней средой. Его приобретение, хранение и передача - условия существования коллектива. В отличие от повадок животных эта информация не передается путем биологического наследования, а целиком связана с процессом социализации. Поскольку не имеет смысла, да и физически невозможно овладеть всей информацией в течение жизни одного человека, нужно произвести упорядочивание этой информации и отобрать наиболее важные её фрагменты. На это и ориентирован механизм стереотипизации. Стереотипы усваиваются в раннем детстве, обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта и используются задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.

Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ существования с другими этносами. Структура этностереотипов поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разные типы социальных связей в этнической общности. Но изменения в жизни этноса обуславливают и коррекцию норм поведения социально-психологических установок, и этнических представлений. В качестве факторов изменения поведения этнических групп могут выступать исторические, экономические, политические, демографические, религиозные, а также, особенно обострившиеся в последнее время, экологические и технические факторы. Таким образом, этнические стереотипы также динамичны, как и сам этнос. Объективно полезными психологическими функциями стереотипизации являются: упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды; сохранение и защита своих ценностей. Основными социально-психологическими функциями стереотипизации являются: межгрупповая дифференциация (оценочная в пользу своей группы) и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной групповой идентичности


1.3 Изучение межэтнических отношений

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы. Позитивной формой межэтнического восприятия и взаимодействия является сопоставление народов, т.е. принятие и признание различий между ними на фоне объективного анализа достижений и особенностей каждого из народов. В этом случае своя этническая группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к оценке деятельности и качествам обеих групп.

То, что реальные межэтнические отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений (сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения) зависят основные измерения стереотипов: содержание, направленность, степень благоприятности, а, в конечном счете, степень их истинности. В случае конфликта между группами строятся их полярные образы, когда себе приписываются только позитивные качества, а врагам - негативные. Такие стереотипы являются эмпирическим индикатором межгрупповой дифференциации. Наиболее ярко противопоставление проявляется в феномене неоднократно описанного зеркального образа, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки - соперникам. Своя группа воспринимается как высокоморальная, и ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа - как империя зла, преследующая свои эгоистические интересы. Именно этот феномен был обнаружен в период «холодной войны» во взаимных стереотипах американцев и русских.[11]

Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться и в более сглаженной форме, когда практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе. Для подержания позитивной этнической идентичности люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык при описании той же черты чужой группы: американцы воспринимают себя как дружелюбных и раскованных, а англичане считают их назойливыми и развязными. И, наоборот, англичане полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами.

Именно поэтому исследования большинства проблем в этносоциологии, особенно проблем этнического сознания и причин межэтнической напряженности, способностей различных наций, требуют крайней тщательности, гарантии того, что будет дано именно научное решение вопроса, поскольку некорректные заявления, мысли и доводы часто используются в политических спекуляциях сторонниками различных шовинистических, расистских и национал-экстремистских течений, и могут усугублять этнические конфликты.

Неоднородность этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франкоканадцы в Канаде), другие резко обострились в последние 10-15 лет (в республиках бывшего СССР и Югославии, в ряде стран Африки). По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, в середине 90-х годов XX века более 70% военных конфликтов по всей планете были межэтническими. Поэтому проблема межэтнических отношений и конфликтов является, пожалуй, одной из самых важных и актуальных в деле сохранения национальной безопасности.[12]

В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих регионов нашего государства начинает также испытывать и проявлять в разных формах чувство национальной вражды по отношению к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «живут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми разными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями. Так, «торговцы-воротилы» для центра европейской части России — «кавказцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «зашибающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей которых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.