Смекни!
smekni.com

Актуальность проведения этнических PR-мероприятий в условиях многонационального региона (на примере фестиваля "Саянское кольцо") (стр. 5 из 14)

Каждый член родоплеменного коллектива равен целому - у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одни мифы, одни обряды, песни. Иначе говоря, «я» полностью растворено в «мы». Не отделяет себя человек и от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки и т. д.. Синкретизм проявляется также и в самой культуры, не расчлененной еще на отдельные сферы с выработанными самостоятельными функциями.

Воплощением этого синкретизма является миф - синкретическое образование, воспринимающее мир как целостность и содержащее в зародыше все выделившиеся позднее сферы культуры. В мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира и общей идеи. Он существует не в общих понятиях, а в конкретно-чувственных образах, что ведет к тождественности материального мира, и его картины, духовного образа, созданного человеком. Это не вера не знание, а чувственное переживание действительности. Но самое главное – это способ восприятия и объяснения мира определяет место человека в окружающем мире и формирует чувство уверенности для существования и деятельности в нем.

Вторым существенным признаком бесписьменных культур является традиционность. Все особенности структуры бытья и быта, мифы и обряды, нормы и ценности такого общества были стабильными, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписанный закон. Власть традиции-этого культурного заменителя утраченного человечеством генетического способа передачи поведенческих программ – была абсолютной, освещенной мифологическими представлениями. Ведь миф претендует на абсолютность всего, утверждаемого им, требует от каждого индивида безусловного принятия его системы идей и чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколения. Власть традиции очень велика . И хотя поведение человека намного разнообразнее, чем в архаической культуре, все же и оно подчиняется нормам, выработанным в обществе. Реально эти нормы представлены в виде совокупности особых типовых программ – стереотипов поведения. 3

В основе этих стереотипов поведения лежат не правила, как в современном обществе, а образы, модели (изначально зафиксированные в мифах), и следование им становится обязательным условием социальной жизни коллектива. Такие образцы имеют синкретический, нерасчлененный характер. Позже из них выделятся юридические, этнические, религиозные и другие нормы, которые пока содержатся в них в виде зародышей.

Дело в том, что для современного человека весь окружающий мир подразделяется на две части: мир знаков и мир вещей. Существует специализация знаковых систем, в соответствии которой все явления мира могут быть использованы и как вещи, и как знаки. В зависимости какие их свойства актуализируются, вещность или знаковость, они принимают тот или иной статус. Этот процесс автоматизирован и происходит на подсознательном уровне. [12]

Многозначный термин «традиция» имеет по отношению к народной культуре особый смысл: он во многом выражает ее сущность. В этнографии понятие традиции имеет несколько уровней. На одном из них происходит отождествление народной традиции с народной культурой. Традиция понимается как метод передачи, переноса (трансмиссии) явлений и ценностей народной культуры. На другом уровне традиция толкуется как синоним культурного наследия. Традиция образует мост между настоящим и прошлым. Она, однако, представляет собой не только поиски прошлого самого по себе, но обеспечивает преемственность, а следовательно, дальнейшее развитие культуры. Ее смысл, как известно не в накоплении моделей, а в творческом опыте. Традиция помогает каждому живущему поколению приспособиться к новой социальной действительности, совершенствуя, изменяя систему отношений, переданных ему предшествующей эпохой. Традиция – это всегда метаморфоза. Старое и новое являются постоянными полюсами функционирования традиции.

Традиция дает жизни народа и его культуре определенные правила и нормы. Направляет действие и поведение людей, их оценочную систему.

Она дает правила, по которым должен вести себя человек как индивидуум и член немногочисленной группы, а также вся группа (семья, коллектив селения-деревни городка) как целое.

В рамках народной культуры традиция связывает воедино индивидуальное и коллективное. Народ включает в свою коллективную память выдающиеся события своей жизни, элементы поведения своих предков и художественные произведения прошлого. Традиция, обогащенная новыми элементами, продолжает функционировать в новом качестве. Она сохраняет и даже консервирует, такие явления предыдущего развития, которые нужны для настоящего или будущего. Здесь проявляется постоянная селекция как один из принципов механизма традиции.

Традиция действует, следовательно, как интегрирующий фактор социальной группы, этнической общины, отдельного поселения или довольно большой территории. Традиция в народной культуре направлена на культурную идентичность и субцентризм, которые самым наглядным образом обнаруживаются в национальном костюме, языке и диалекте, антропологическом облике, религии и общем образе поведения. Традиция сохраняет ценности, считающиеся «вечными принципами», сопровождающими жизнь общества с самого его начала. Решающим является не их долговечность, а необходимость для человека. Традиция создает, таким образом, одновременно ценность и социальный факт. Иными словами, такая традиция направлена на сохранение и передачу общечеловеческих ценностей. [12]

Особенность традиции в народной культуре проявляется самым наглядным образом в методе ее передачи. Ее основа – перенос культурных ценностей, опыта и знания от поколения к поколению. Основным фактором процесса трансмиссии этнокультурных традиции являются воспитания, обучение (усвоение знаний) и социализация (включение в общество), происходящая в рамках семьи и региональной общности. Социализация человека обозначает, следовательно и его включение в традицию. Это относится и к ребенку, который подражает взрослым и усваивает поступки, поведение, знания, производственный и другой опыт.

На более древних этапах развития народной культуры реализуется дугой этап трансмиссии – устный перенос. Народ на протяжении веков образовал «оральные» (устные) общности (в этом смысле Гофф характеризует феодализм как мир жеста, а не написанного слова), передовая и принимая информацию в устной форме на основе личных контактов.

Составной частью механизма традиции в народной культуре является потребность в празднике и торжестве как противоположном полюсе ежедневной, будничной жизни и как более высокой цели человеческого существования. (Советская культура. 70лет развития). Они часто сопровождаются культовыми, магическими и обрядовыми действиями. (Бахтин М. М.)

Традиция закрепляет в социальных отношениях, обычаях, обрядах такие необходимые для человека ценности, как взаимное уважение, солидарность, честность, справедливость и др.

Традиционные культурные явления понимаются и оцениваются ныне как составная часть культурного наследия, которое можно использовать на благо современного человека.[5]


1.7 Изучение культурного и исторического наследия Сибири

На территории Сибири проживают более 30 коренных народностей, относящихся к тюркоязычным, тунгусо-маньчжурским, монголоязычным, самодийским и угорским, а также палеоазиатским группам. Эти коренные народы имеют древнюю историю, уникальное культурное наследие.

Истоки его уходят в глубины тысячелетий. Еще в 1871г. в Иркутске при строительстве военного госпиталя были обнаружены прекрасные образцы первобытного искусства, возраст которых около 20тыс. лет. Изображения животных и птиц, сделанные из кости давно умерших животных – мамонта и носорога, поражали своим изяществам и совершенством. Столь древние находки были тогда первыми в России и одними из первых в Европе. Но вот прошло еще 15лет и последовали новые, не менее удивительные открытия: на этот раз на Енисее, где на Афонтовой горе школьный учитель И.Т.Савенков нашел вначале стоянки эпохи палеолита, а затем в течении нескольких лет еще большую серию стоянок и поселений древнего человека.[14]

В 1892г. в Москве на Международном антропологическом конгрессе демонстрировалась коллекция каменных орудий с берегов Енисея. На нее обратил внимание французский ученый Ж.де Бай, который по возвращении на родину выступил перед французской Академией наук с сообщением о выдающимся открытии на Енисее, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий. В 1896 и 1897гг. он однажды побывал на Енисее, а по возвращении в Париж устроил выставку в музее. Она пользовалась большим успехом у специалистов. Сибирские находки привлекли внимание крупных ученых Л. Капитана и О. Месния. С того времени прошлое Сибири находится в поле зрения европейской исторической науки.

В последние годы в урочище Уландрык и других местах на Алтае ведутся раскопки малых курганов, в которых производились захоронение простых общинников. В массивных лиственничных срубах Уландрыка, заполненных древним льдом, обнаружены не ограбленные в отличие от царских погребения пазырыкской культуры. Благодаря особым условиям в сохранились самые разнообразные предметы : деревянные блюда на 4 ножках, деревянные ковши, бронзовые кинжалы в деревянных ножках, чеканы с хорошо сохранившимися деревянными рукоятками, детали луков и стрел, ткани и изображения из золотой фольги, уникальные украшения сакральных головных уборов, которые входили в состав погребальной одежды. Среди изображений различных мифических персонажей, выполненных из дерева и помещенных на головных уборах, первостепенное место занимают образы оленя и коня. В набор деревянных фигурок входили и другие популярные персонажи алтайского звериного стиля.