Как и в сфере рекорд-бизнеса, электронный бизнес также терпит большие потери от пиратства. При этом вырабатывают различные технические методы борьбы с пиратством. Появляется множество технологий, позволяющих шифровать музыкальные файлы, делая их доступными только для тех, кто заплатил деньги. Началось производство дисков, которые невозможно переписать на кассету, — полученная запись будет иметь множество искажений.
Компании, занимающиеся продажей файлов через Интернет, сталкиваются и с важной психологической проблемой. «Слушатели все еще хотят иметь в руках что-то материальное». Естественно, что на сегодняшнем технологическом уровне Интернет еще не может предложить любителям музыки все то, что они привыкли иметь. Теоретически можно загрузить файл на компьютер, записать его потом на CD-R, затем распечатать на цветном принтере обложку. Как отмечается в статье Дмитрия Сильницкого «Технология распространения музыки в Интернете» (Российский музыкальный ежегодник, 2001. — Итоги века), количество музыкальных файлов, загружаемых через Интернет, огромно. И это значит, что людям нужен такой способ получения музыки. Сегодня основным преимуществом распространения аудиоформата через сеть является возможность получить только ту песню, которая нужна пользователю. Люди не видят необходимости приобретать альбомы определенного исполнителя с десятью треками среднего материала и двумя-тремя хитами. Они хотят иметь несколько песен и часто предпочитают слушать различных исполнителей.
В результате популярности сайтов, связанных с продажей музыкальных файлов конечным потребителям через Интернет, стали создаваться и другие достаточно крупные проекты, собирающие музыку сотен тысяч артистов в одном месте. У интернет-компаний есть средства привлечения на свой сайт огромного количества посетителей, и они используют свои возможности.
«На настоящий момент имеется несколько компаний, предлагающих услуги по лицензированию музыки посредством Интернета. Первой на этот рынок вышла компания On-line Music, базирующаяся в Сац-Франциско. Компания имеет обширную базу музыкального материала, очищенного для лицензирования прав на синхронизацию, а также отличный и высокотехнологичный вебсайт. On-line Music существует с 1998 г., но активные действия начата с 1999 г. Второй на этом рынке появилась компания Beatmjc. Ее создал известный музыкант Томас Долби. К сожалению, эта компания не принимает для лицензирования музыку от фирм грамзаписи и торгует только материалами из больших американских фонотек».
Есть и другие формы раскрутки артиста. Здесь все зависит от фантазии организатора промокампапии. В частности, в рамках продвижения дебютного альбома может быть запланирована серия встреч с фанатами и автограф-сессий в магазинах аудиопродукции, устройство пресс-конференций. В последнем мероприятии основное внимание уделяется общению с журналистами.
Отдельно можно рассмотреть процесс устройства пресс-конференции, включая подготовку мероприятия и выступлений ее участников, алгоритм, правила и нормы проведения, роль работы ведущего, приемы управления вопросами во время пресс-конференции.
Основные этапы подготовки эффективной пресс-конференции следующие:
аренда помещения (это может быть отель или уютная непринужденная атмосфера VIP-клуба);
оформление (декорации, фуршет и т. д.);
техническая поддержка (установка телекамер, дополнительного оборудования, если это прямой эфир, установка экрана для просмотра видеоклипов);
формирование концепции и регламента пресс-конференции (тема общения с журналистами, форма общения, например, общение «от столика к столику»);
разработка ответов на вопросы в соответствии с PR-концепцией музыкального проекта;
формирование списка приглашенных;
PR-кампания (распространение пригласительных билетов, постеров, плакатов, установка растяжек и др.)
В зависимости от того, как будет организована пресс-конференция или форум, будут складываться mass-media relations, которые могут быть очень продуктивными. Основной задачей продюсера является создание блока рекламно-информационной продукции, поддерживающей имидж мероприятия. Этого можно достигнуть, используя в оформлении продукции оригинальную символику, ключевые цвета. Естественно, в принятии решений нужно основываться на том, кто будет участвовать в пресс-конференции. Если форум сугубо деловой и официальный, то и оформление должно быть сдержанным, выдержанным в классическом стиле. Если планируется развлекательная вечеринка, соответственно, и этом стиле должна быть выдержана и вся обстановка.
В рекламную продукцию по поддержке этого мероприятия обычно входят: пригласительные билеты для участников мероприятий; конверты для пригласительных билетов; блокноты; рекламные плакаты мероприятия; таблички для «президиума»; указатели направления движения; бэйджи; рекламные стенды предприятия и, возможно, его партнеров по организации пресс-конференции; пресс-релизы и программа пресс-конференции; рекламный баннер — перетяжка для сцены; оригинальные сертификаты для победителей различных конкурсов.
Шоу-бизнес можно рассматривать с различных точек зрения. В данном случае я делаю акцент не на коммерческой стороне, а на социальной и на психологической.
Сегодня шоу-бизнес является движущей силой такого явления, как массовая культура.
Проблематике массовой культуры посвящено множество научных трудов: философских, исторических, психологических. В связи с этим целесообразно сразу внести уточнение: поскольку основная тема данной работы – скрытые механизмы влияния, в центре нашего внимания будут психологические аспекты.
Массовая культура – «культура масс». Что же являют собой эти «массы»? Масса – «совокупность деперсонализированных индивидов, объединенных не участием в той или иной деятельности, а общностью потребляемой продукции – информации, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, а также единством картины мира и системы ценностей»
[2]. Массовый человек – конформный субъект с невыраженными личностными чертами, главное отличие которого – конечная нацеленность на самоуслаждение, на позитивные эмоции и при том – фактическое невнимание к тому, что их порождает – реальное или иллюзорное. Человек такого типа стремится к уже сформированным, готовым системам ценностей и избегает самостоятельных, зачастую мучительных и трудных духовных исканий. «Готовые системы ценностей» крайне разнообразны: это может быть как государственная идеология или религия так и мода. Их общие черты в разделение всего мира на две четко сформулированных, простых и доступных для понимания полярности: условных «добра», - то есть того, к чему следует относиться с уважением и благоговением, и «зла», которое следует осуждать и презирать, либо отрицать. Такого рода догмы воспринимаются как абсолютная истина. Важнейшим подтверждением и доказательством «истинности» в данном случае является мнение большинства – что, как правило, не осознается.
Некоторые авторы, в том числе, А. Ульяновский, называют такую «готовую систему ценностей» социальным мифом: «главной составляющей социального мифа является композиция ценностей, фундирующая имманентную синергию мифов данного социального мифа и являющаяся нормативным основанием для живущего в мифе»[3]. Ульяновский в своей концепции мифодизайна рассматривает только современные мифы – социальные (например, государственная идеология) и коммерческие (бренды). Архаических мифов он не касается, но его концепция интересна в первую очередь наличием конкретных советов по разработке мифов. Социальный миф, по Ульяновскому – это «управляющее представление рассудка человека, потенцированное симулякрами имманентного либо трансцендентного единично-личного характера, порожденными социальными отношениями»[4]В гносеологическом аспекте Ульяновский мыслит социальный миф как специфически объективированную, структурную информацию в системе общества, которая уравновешивает социальный хаос, связанный, во-первых, с лавинообразным накоплением научного знания и, во-вторых, с реализацией индивидуальных свобод человека в условиях существенно возросших рисков жизнедеятельности.
Социальный миф состоит из синергии множества мифов разной глубины, проявленности и репрезентированности.
Сам Ульяновский отказывается от рассмотрения «спорной», по его мнению, корреляции бренда и классического мифа. Однако, исходя из утвержденной им синергии мифов, я выдвигаю предположение о том, что архаический миф в социальном, а, следовательно, и коммерческом мифе, может играть роль бессознательной составляющей. Встречаясь с некоей объективацией архаического мифа в реальности, человек ощущает отголоски релевантных данному мифу чувств и эмоций, притом их причина сознательно связывается с самоочевидной логикой объективирующей реальности.
В общем, социальный миф так или иначе предлагает человеку определенный образ жизни – «идеальный» и «единственно правильный» а также – перечень «табу». Говоря крайне упрощенно, в советском союзе уважали пролетариат и его образ жизни и осуждали «акул империализма», христиане[5]почитают жертвенность и бессеребренничество и категорически не приемлют нарушений десяти заповедей… а в современной массовой культуре определенный стиль одежды, определенный дискурс, а главное – определенная система ценностей, воззрений и отношений – это модно и «неимоверно круто», а иное – «скучно».