Смекни!
smekni.com

Особенности использования инструментария связей с общественностью в современном российском шоу-бизнесе (стр. 6 из 19)

В современном обществе имеет место тенденция к сглаживанию различий между поколениями: люди зрелого возраста, стремясь продлить молодость, перенимают юношеский образ жизни. Они уделяют много внимания физической активности, развлечениям и, занимая «молодежную» социальную нишу, вытесняют младшие поколения. Лишенные пространства самореализации, - с одной стороны, и испытывающие сильнейшие фрустрации при сопоставлении себя и своих ровесников - «звезд» шоу-бизнеса, - с другой стороны, молодые поколения становятся пассивны, инфантильны и тотально конформны. По Ж. Липовецки, начало XXI века – время разочарования и массового опустошения, всеобщего равнодушия, потерянности[7].

Человек пребывает между реальным и воображаемым. Он не стремится к созданию идентичности. Напротив, он избегает фиксации. Как отмечает З. Бауман, он «прогуливается» по жизни, он – «турист», и пребывает в поисках «достопримечательностей», то есть чего-либо необычного, при том не вдаваясь в подробности. Движимый иллюзорным страхом связанности, он чурается нормальных человеческих отношений. Круг его общения – мириада хаотических контактов, в том числе, виртуальных – с теми, кого он никогда не видел и, скорее всего, не увидит в живую.

Таким образом, сегодняшняя масса значительно отличается от массы первоначальной: сегодня это толпа одиноких, объединенная не общими эмоциями, но общностью потребляемой продукции – информации, развлечений, моды и т.п.


Глава 4. Управление свободой

§1. Массовая культура как механизм управления свободой

Управление свободой – это «управление человеком, при котором он считает что сам, по собственной воле, без внешнего физического принуждения принимает решения. В действительности же его выбором управляют другие, действуя при этом обычно вопреки его интересам. Этот тип управления реализуется в форме прямого обмана, манипуляции и программирования психики»[8].

По сути, это и есть главная задача массовой культуры – формирование такого индивида, который априорно наделял бы любой продукт культуры потребительскими свойствами и сознание которого было бы в полной мере открыто для «рекреационного» «проживания» в иной, иллюзорной реальности, и, следовательно, абсолютно управляемого. То есть создание косвенными путями необходимого социального мифа, который будет принят и усвоен массой. Какие цели могут преследовать такого рода манипуляции?

§ 2. Цели управления свободой

В первую очередь, говоря о России, это крайне выгодно для государственной власти: массовая культура канализирует требуемые настроения, она отвлекает внимание людей от реальных, но «скучных» политических проблем, предлагая им «увлекательные» шоу, сериалы и прочее. А главное – привнося в политику элементы шоу, массовая культура в сознаниях обывателей смешивается с ней и, следовательно, формирует несерьезное к ней отношение, исключая тем самым любую возможность массового протеста, поддерживая то заблуждение, что в России демократический строй.

Чем больше человек уверен в непредвзятости чего-либо, чем менее очевидна манипуляция, тем выше эффективность. Средний человек без труда понимает цели, допустим, рекламного сообщения. Он также привык относиться с некоторой долей скептицизма к политикам. Однако, большинство не распространяет эти суждения на сферу шоу-бизнеса.

В этом смысле массовая культура – важнейший инструмент власти для манипуляций своими гражданами.

Также масскульт крайне важен для различных компаний-производителей или ритейлеров всевозможных потребительских товаров, спрос на которые в значительной степени зависит от моды. И помимо этого, нельзя забывать о том, что все продукты массовой культуры, - песни, кинофильмы, даже книги (определенных жанров) – также обладают потребительскими свойствами – причем только потребительскими – ибо культурной ценностью они не являются, и, следовательно, на них распространяются закономерности рыночных отношений. И поэтому они также нуждаются в PR, то есть в повышении популярности (спроса) посредством манипуляций[9].

§ 3. Общая схема манипуляций человеком

В самом общем плане, в основе любой манипуляции при помощи масскульта лежит иллюзорное, симулятивное удовлетворение тех или иных острых психологических потребностей человека.

Управление человеком – по сути, управление его мотивацией, которая являет собой результат взаимодействия потребностей и стимулов, которые могут их удовлетворить, а также, ситуационных факторов. Раскрытие психологического механизма мотивации позволяет понять логику любых манипуляций.

Глава 5. Структуры психики человека – мишени для манипуляций

§ 1. Потребность. Виды потребностей

Потребности могут быть висцерогенные (биологические) и психогенные. Однако, между ними существует очень тесная взаимозависимость, так, к примеру, фрустрация висцерогенных потребностей создает психологический дискомфорт, а неудовлетворение психогенных может вызывать психосоматические расстройства. Психогенные потребности всегда так или иначе связаны с жизнью человека в обществе: это потребность в уважении, в аффилиации, в приобретении и др. Состояние фрустрации дискомфортно для человека – и это уже в той или иной степени возможность манипулировать им: человек эмоционирует и лишается возможности принимать взвешенные решения (в самом простом случае).

Помимо естественного зарождения потребностей, возможно их искусственное генерирование: при помощи подпороговых стимулов, гипноза и т. д. В таком случае, человек может желать чего-либо вопреки собственной логике. Известен психологический эксперимент, когда в состоянии гипноза студенту внушили, что он должен спрятать тапки лаборанта. Он это сделал, но, осознавая глупость своего поступка, сказал, куда. На вопрос «Зачем ты их спрятал?» он не мог дать ответа. Также к искусственному генерированию потребностей можно отнести канализирование тревожных настроений средствами массовой информации, и, как следствие, ложную потребность у избирателей в «сильной руке», с которой отождествляется тот или иной кандидат. Кроме того, к искусственно сгенерированным потребностям можно отнести жадное стремление к дорогой, брендовой одежде и прочим предметам роскоши, в основе которого – подражание «звездам» шоу-бизнеса.

§ 2. Притязания и ожидания

Притязания – привычный уровень удовлетворения, ожидания – прогноз этого с учетом ситуации. Их соотношение существенным образом влияет на самооценку человека. Шоу-бизнес, пропагандируя так называемый «гламур» превращает одну часть молодежи, более слабую и неуверенную в себе, с низким уровнем ожиданий в безвольную массу, а другую, более сильную, делает циничнее. Таким образом, глупое и безобидное, на первый взгляд, MTV, в действительности незаметно разлагает общество изнутри, реализуя древний принцип «разделяй и властвуй».

§ 3. Поисковая активность

Шоу-бизнес в полной мере влияет на ее вектор: болезненные духовные искания заменены на поиски желанного имиджа, на пути достижения псевдоидеалов. Вместо того, чтобы голосовать за того или иного политика, участвуя таким образом в судьбе своей страны, и, следовательно в своей собственной, молодежь шлет смс, голосуя за любимого исполнителя. Причем даже не просто так, а потратив на это один доллар без НДС.

Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно.

К чему приводит все это? К тому, что люди становятся все на одно лицо в прямом смысле этого слова. Похожи друг на друга. Стирается внутреннее, остается только шаблонное внешнее. Конформизм, доведенный до крайности.

Зачем им это? Почему с ними все это происходит? Им так проще. Не надо ничего придумывать и созидать самому – бери готовый, «априорно правильный» шаблон и прилагай все свои усилия для его воплощения в себе. Наверно, они не уверены в себе, полагая, что их собственное, внутреннее «хуже». Думают, что их привлекательность заключается только лишь в соответствии этим стандартам, и даже если в глубине души противятся этой маске, боятся ее снять, потому что боятся изоляции, одиночества. Спираль молчания Ноэль-Нойманн, как мы видим, проявляется не только в конкретных предвыборных манипуляциях: люди конформны. А также, закон самореализующегося пророчества: в погоне за ярким и пустым многие теряют что-то очень важное. Кто-то превращается в куклу-Барби, кто-то становится сух и циничен, утрачивая веру в людей, замыкаясь в своем мирке.

Человек «потерялся», «заблудился» между реальностью жизни и гиперреальностью[10] СМИ – между людьми живыми и гротескными, полностью искусственными, броскими имиджами персонажей. Унифицированные символические реальности, формируемые СМК, не менее убедительны, чем реальность пребывания, а граница между ними условна и проницаема. В связи с этим для самих работников медиа необходимо осознавать то, что содержание образов реальности не тождественно самой существующей независимо от них реальности, хотя способно изменять ее коренным образом.

§ 4. Ментальная карта

Субъективная картина мира. Также – «образ мира», по А. Н. Леонтьеву. Подменяя тона и акценты при помощи разного рода манипуляций возможно заставить человека взглянуть на мир иначе. Для этого используются, с одной стороны, технические возможности СМИ, а с другой стороны, есть ряд психологических приемов.