Модель стереотипной реакции, выработанная в прошлом, готовая реализоваться. Касается не только телесных автоматизмов, но и умозаключений. Близко соотносится с понятием габитуса П. Бурдье[11].
Шоу-бизнес многоаспектен, и он отнюдь не ограничивается собственно шоу, СМК, то есть тем, что по отношению к потребителю является внешним. Понятие габитуса удобнее всего рассмотреть на примере клубного бизнеса, который, естественно, входит в понятие шоу-бизнеса. Идею применения понятия «габитус» к клубной жизни выдвинул английский исследователь данного феномена Ф. Джексон[12]. Он верно отмечает, что клубы влияют на габитус.
В русском языке наиболее уместна аналогия термина «габитус» со словом «уклад»[13].
«Детерминации, связанные с особым классом условий существования, производят габитусы – системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать, как структурирующие структуры, т.е. принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированными к их цели, однако не предполагают осознанную направленность на нее и непременное овладение необходимыми операциями по ее достижению»[14].
Принципы габитуса не могут быть управляемы индивидуально (извне, либо самим носителем габитуса), они управляемы коллективно.
Габитус – приобретенная система порождающих схем, которая делает возможным продуцирование мыслей, действий, восприятия, вписанных в границы особенных условий производства данного габитуса.
Главная идея – в непреднамеренном «воспитании», осуществляемом соответствующей средой. Путем рефлексии я осознаю конкретные изменения в структуре своей личности, причина которых – сильное увлечение в прошлом клубной культурой. Несмотря на то, что сейчас это увлечение для меня не является первостепенным, до сих пор мне присуще все то, что оно привнесло.
Изменения, о которых я говорю, простираются от банальной манеры доброжелательно-холодно-вежливо улыбаться и разговаривать, до панического страха запятнать свою репутацию и прочего подобного. Как утверждает Бурдье, габитус распространяется на все остальные сферы жизни – и по большому счету это действительно так.
Однако, интересно то, что у разных людей под одним и тем же воздействием среды (клубной, или гиперреальности СМК, или любой другой) могут формироваться совершенно различные, даже противоположные габитусы. Например, в клубах нередко происходят короткие знакомства состоятельных мужчин и юных, но меркантильных девушек, не являющихся, однако, профессиональными жрицами любви, но преследующих недвусмысленные цели. Клубы привили мне страх перед этим, потому что репутация у девушки такого рода, мягко говоря, далеко не лучшая. Но парадокс-то в том, что оное явление происходит там постоянно и, более того, некоторые девушки за этим туда и приходят. Такие знакомства они не воспринимают как позор, для них это желанный престиж. Формирование конкретной индивидуальной системы диспозиций происходит под влиянием коллектива, однако вектор развития, надо полагать, детерминирован уже существующей структурой личности, опосредованной индивидуальным опытом.
В понятии габитуса Бурдье делает акцент на его автоматичности, а не на ценностных ориентирах; в первую очередь, это – машинальное неосознаваемое действие, то есть «банальная манера доброжелательно-холодно-вежливо улыбаться».
Практическое верование – состояние тела (не состояние души, не сознательное решение принять данные догмы. Исходная докса (правило игры) – согласие между габитусом и конкретным полем, сам собой разумеющийся немой опыт мира.
Верование в действии утверждено в процессе первичного научения, оно трактует тело как автоматическое запоминающее устройство. Продукт почти телесных диспозиций. Заученный, и потом забытый стих: слова забыты, а ритм нет. Моторные схемы и телесные автоматизмы исполнены неосознаваемого смысла. То, что человек делает, всегда несет больше смысла, чем он думает.
Тело и язык – кладовая отсроченных мыслей. Принятие определенного физического положения => их активизация. Танец или песня вызывают внушение неких чувств и мыслей исполняющему. Тело верит в то, во что играет. Оно не запоминает прошлое, а приводит его в действие. Таким образом, прошлое начинает жить заново. Заученное телом – это то, чем тело является. В качестве прошлого, как я полагаю, может выступать не только жизнь человека, но и архетипы в юнговском понимании. Это как раз объясняет причину того, что подобранный особенным образом ритм музыки, громкость, частота и т.д., сознательно воспринимаемые как обычные, могут влиять на настроение. Практики происходят в пределах «полей» - автономных сфер деятельности, обладающих специфической внутренней логикой силовых отношений. Поле создается агентами: в поле экономики это предприятия. Поля иерархически организованы, то есть существуют более общие, глобальные поля, охватывающие всю социальную реальность - таковы прежде всего поля экономической и политической власти, - и частные поля (а внутри них и субполя) - религии, образования, искусства, спорта, философии, науки и т. д.
Считаю правомерным ввести в рассмотрение новое поле – клубного бизнеса, каждый сегмент которого является субполем. Обозначим три типа агентов данного поля: поставщик услуг (руководство, промо-группа и т.д.), потребитель (целевая аудитория), СМИ. Утверждение Бурдье, что каждое экономическое предприятие – тоже своеобразное поле, правомерно спроецировать на клубы. Каждый клуб является полем.
Р. Барт утверждает что миф – это коммуникативная система, некоторое сообщение, а носителем мифического слова может быть все, что угодно, например, материальный предмет. М. Маклюен[15] говорит о том, что коммуникация не линейна, а каузальна, т.е. воспринимается вся конфигурация в целом. В качестве иллюстрации он приводит кубизм: несмотря на то, что картина фрагментарна, она воспринимается как единое целое .
Таким образом, пространство клуба (=поле игры) – каузальная коммуникация, в которой материальные предметы и межличностные коммуникации воспринимаются как нечто целостное. Именно на таком понимании строится дальнейший анализ.
Поле состоит из взаимосоотнесенных позиций, объективно существующих возможностей проявиться - ролей или ниш в борьбе за разыгрываемые в данном поле призы. Участие в практике (в коммуникации) предполагает заинтересованность, "вовлеченность в игру", il-lusio[16] ; экономическая заинтересованность - лишь одна (хотя и доминирующая в современном обществе) из многих форм il-lusio.
Анализируя клубный бизнес, как поле, необходимо учитывать его соотнесенность с полем журналистики , которое описано у Бурдье. Поле журналистики, пишет Бурдье, подчинено потребностям рынка – реципиентам (публике) и рекламодателям – посредством системы рейтингов. Чем выше рейтинг, тем дороже реклама. В то же время журналист воздействует на реципиента, формируя его мнение. Помимо публики и рекламодателей, каждое отдельное СМИ зависит и от других СМИ, т.к. между ними существует конкуренция.
Поле журналистики, в первую очередь субполе Интернет-СМИ, существенно влияет на поле клубного бизнеса, так как:
1) СМИ публикуют паблисити - рецензии на клубы, статьи и пр., и, следовательно, формируют мнение публики, одновременно являющейся целевой группой;
2) Интернет-СМИ публикуют фотографии людей с вечеринок, содержат форумы и чаты – т.е. в некотором смысле являются симулякром клубной жизни, «виртуальным полем». С одной стороны, это подогревает интерес целевой аудитории, с другой, присущая интернет-общению анонимность позволяет пользователям вести себя так, как невозможно в реальной жизни. К примеру, на http://www.44100.com можно оставлять комментарии к фотографиям – многие из которых оскорбительны.
В свою очередь, сами досуговые СМИ существуют за счет рекламы, в том числе, клубов и поэтому зависят от них.
Рассмотрим отдельный клуб как поле игры.
Практическое «чувство игры» - искусство предвидеть – являет собой встречу габитуса и поля. Габитус – инкорпорированная история - воплощаемое в поведении, речи, походке, вкусах человека прошлое (его класса, среды, семьи), поле – объективированная история.
Игра для Бурдье – взаимоотношения, коммуникация индивидов, включенных в структуру того или иного поля. Одним из вариантов поля игры может быть пространство клуба во время вечеринки.
Индивиды обладают чувством вероятного будущего, которое формируется опытом и знаниями. Оно является основанием для разумных практик, которые наделены смыслом для всех этих индивидов.
1) Индивид от рождения принадлежит социальному полю =>
2) обладает чувством игры, т.е. умеет предвидеть будущее (ставить цели), исходя из настоящего =>
3) считает разумным все, происходящее в поле (имеющим смысл и верное направление).
Невыполнение 2) => «мир абсурден»
Любой человек идет в клуб с определенной целью, более или менее осознаваемой им. Собственно, это и есть чувство игры. В одних клубах играют в гонки за престижем, в других - в гонки за экстазом, а в Парк Авеню Диско играют в конкурс. Все это опосредовано каузальной коммуникацией.
Поле игры – это искусственная социальная конструкция с некими правилами, строго очерченным пространством-временем. Но все понимают: «это всего лишь игра», просто развлечение. Для существования поля игры необходима вера в игру. Механизм этой веры должен быть подобен механизму религиозных верований. Бурдье утверждает, что социология культуры - это социология религии нашего времени. Сущность культурного, так же как и первобытного, магизма - не в маге и не в магическом действии, а в совокупном действии всех заинтересованных, вовлеченных. Это действительно так – в высшем сегменте, как правило, царит культ элиты, и в среднем – например, культ экстаза, в низшем – культ вседозволенности.