Это – личностно-значимое отражение всего внутреннего и внешнего мира, связанное с потребностями. На их основе – ценностные критерии. Подменяя конкретное содержание этих ценностных критериев, возможно плавно «переубеждать» человека. Возможна также спекуляция тем, что представляет для той или иной аудитории ценность: например, многие фигуры шоу-бизнеса активно освещают в прессе свою благотворительную деятельность. Или наоборот: присущее молодежи бунтарство успешно использует индустрия потребления, производя, например, одежду с изображением Че Гевары, ставшего символом революции.
Существует ряд теорий, гипотетически объясняющих суть потребности аудитории в информации, получаемой из СМИ:
В рамках этой теории личность представлена как равновесная, сбалансированная модель определенных представлений о мире, ценностей, установок, и т.д. Интенции личности направлены на поддержание этого баланса, потому что любая перестройка мировоззренческих принципов, в особенности, фундаментальных, базовых, - психологически крайне болезненна для человека. Многие люди воспринимают информацию из СМИ как априорно верную, и в особенности, - наши соотечественники, еще в советские времена приученные и привыкшие уважать то, «о чем передали по телевизору». Правда, последнее относится преимущественно к людям старшего и, в меньшей степени, среднего возраста.
Люди обращаются к СМИ дабы поддержать свой внутренний баланс. Поскольку в наше время у разных людей ценности и воззрения весьма и весьма различны, каналы СМИ публикуют крайне разнообразную информацию. И каждый находит «свое» в этих бесчисленных мириадах фактов и «фактов», оценок, суждений, прогнозов…
С этой точки зрения, индивид – ярый теоретик, всегда и по любому поводу рассуждающий и стремящийся объяснить себе все происходящее в мире, или же доказать что-либо, при помощи хорошо известных ему теорий. Тот или иной канал СМИ всегда имеет собственную позицию, «теорию», с точки зрения которой и подает информацию.
Ни одно СМИ не сообщает аудитории «голых» фактов, оно всегда их прямо или косвенно оценивает, интерпретирует, придает им ту или иную эмоциональную окраску. Если эти «теории» совпадают, человек будет зрителем/слушателем/читателем именно этого СМИ.
Личность всегда обладает некоторым набором категорий, при помощи которого воспринимает, оценивает окружающий мир. Категоризация - природное стремление человека к максимальному упрощению поступающей извне информации и сведение ее к уже существующим в сознании категориям. Используя эту особенность человеческого сознания, СМИ оказывают сильное воздействие на общественное мнение путем максимального упрощения передаваемой информации и сведения ее к категориям "плохо" или "хорошо".
Например, в кинематографе: в старых советских фильмах «белые» были «плохими» - самодурствующими, подлыми, жестокими, а «красные» - «хорошими», простыми, честными, патриотичными, жизнерадостными. В Современных фильмах все наоборот: «белогвардейцы» - несчастные жертвы собственного благородства, а «большевики» - исчадие ада, неуправляемое, безумное зло.
Предполагается, что человек стал инфантилен, даже в зрелом возрасте. Бессознательно он чувствует себя объектом управления, но отнюдь не стремится к борьбе за личную, внешнюю и внутреннюю, свободу. Напротив, он нуждается в пожеланиях, советах, инструкциях. Сложная психика, присущая человеку, по сути, сворачивается до примитивной бихевиористской цепочки «S-R» , где в качестве стимула выступает наказание либо поощрение.
Очень характерны передачи типа «Клуб бывших жен», сюжет которых таков: несчастная, обиженная Богом и людьми Посредственность попала на передачу. Она со слезой во взоре рассказывает публике о своих проблемах (скорее всего, у нее ужасный муж, который всячески обижал и унижал ее, но она все равно его любила, а он, такой мерзкий и неблагодарный, в конечном итоге оставил ее). В студии сидят несколько красивых, холеных «светских дам» нашего шоу-бизнеса – певицы, телеведущие и т. п. Они успокаивают несчастную Посредственность, после чего устраивают ей кардинальную смену имиджа, посетив салон красоты и бутик одежды которые являются спонсорами передачи, и названия и адреса которых неоднократно упоминаются, обеспечивая им эффективное паблисити. В результате всех перерождений Посредственность становится Симпатягой. И, непременно, находит себе Хорошего Парня.
Happy end!
Кстати, именно поэтому главной героиней должна быть именно Посредственность, а не Баба Яга – последней не помогут даже спонсорские салон и бутик. Посредственность же, олицетворение средней представительницы аудитории таких передач, Прекрасной Принцессой, конечно, не станет, но этого и не надо – в противном случае исчезнет реалистичность. А в таких передачах, на самом деле, фальшивых и пустых, зрители ценят ни что иное, как «жизненность»…
Словом, передачи этого жанра: дают «жизненные» советы – как себя вести (в первую очередь, как нравиться мужчинам), как одеваться, как укладывать волосы, и, главное, ГДЕ это лучше делать. Если выполнишь все инструкции – обретешь счастье в личной жизни.
Стимул – Реакция.
Личность потребителя СМИ рассматривается как автономная, и имеющая значение для других. Человек стремится повысить значимость своей личности, и нередко это опосредуют СМИ.
Телевизионные каналы, зависимые от рекламодателей, конкурируют друг с другом; при этом в современной культуре телевидение адресовано не элитам и отдельным группам, а «всему» населению. Поэтому содержанию и форме сообщений следует быть несложными и интересными. Телевидение общается со зрителем на доступном языке. Общее правило заключается в ориентации на условный средний уровень смыслов, понятных потенциальному потребителю передач. Полагая, что привычный, доступный среднему человеку уровень сложности сообщений, языка, есть норма (потому, что на этом языке говорит телевизор), этот средний человек растет в своих глазах.
Телевидение рождает иллюзию прямого, доверительного контакта со зрителем. Герои программ приходят к человеку домой, обращаются к нему лично.
Многим свойственно «убегать» от своих личных проблем тем или иным образом. Существует значительное количество всевозможных способов облегчить свое внутреннее переживание, фрустрацию, тревогу. В частности, «растворяя» свои проблемы в проблемах огромного окружающего мира, о которых она узнает из СМИ. Данное явление парадоксально, с одной стороны, так как оно противоречит эгоистической, в целом, человеческой природе: для нас всегда важнее то, что касается нас и наших близких. Однако, с другой стороны, обычная реальная жизнь человека отнюдь не всегда пестрит таким разнообразием эмоциональных переживаний, какое может дать информация из СМИ. Со временем человек становится зависим от этих пиковых эмоций – причем не только положительных, но и отрицательных. Описываемое явление – частный случай эскапизма, проявление наркотизирующей функции СМИ. Человек все более устраняется от своих проблем, беззаботно и всей душой радуясь за очередную героиню сериала. «Внимает» очередной выпуск новостей и «трепещет». Для тех, кому не интересны новости, есть триллеры, передачи о различных катастрофах и так далее. Некий постоянный уровень плохих новостей поддерживает общую нервозность, и поэтому служит снижению способности к критическому восприятию информации. При этом кажется, что обязательное место, отведенное для негативного в обыденном ожидании плохих новостей, практически полностью заполняется сведениями о чужих (далеких) бедах, не оставляя пространства для переживания и анализа одного события. Изобилие страданий и катастроф в течение дня может выступать в качестве «ширмы», за которой теряется отдельное преступление. В России запуганный человек пойдет голосовать за политика «с сильной рукой»…
Человек, по его собственному мнению, потребляет отнюдь не всю в подряд, а лишь «полезную» информацию.
СМИ дает расслабление, к которому человек стремится, которое для него подобно блаженному состоянию нирваны. Сюда относится вся продукция шоу-бизнеса: человек относится к этому не всерьез, и может «расслабляться» даже просматривая сцены насилия – в кино, разумеется. Это же «понарошку».