ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАИНДУСТРИИ"
Специальность "ДИЗАЙН"
монотипия графический эстамп деотипия кляксография
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: "Выполнение монотипии и применение её в графическом дизайне"
Омск – 2010.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОНОТИПИЯ КАК ВИД ГРАФИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
1.1 История возникновения и развития монотипии
1.2 Классификация монотипии
1.3 Основные приемы создания эстампа в монотипии
1.3.1 Деотипия
1.3.2 Негативная монотипия
1.3.3 Акваграфия
1.3.4 Акватипия
1.3.5 Флоротипия
1.3.6 Декалькомания
1.3.7 Кляксография
1.4 Современные тенденции применения монотипии как прикладного вида искусства
ГЛАВА ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Использования монотипии в печатной продукции на примере упаковки для парфюма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
монотипия графический эстамп деотипия кляксография
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена монотипии – предмету, достаточно не освещенному специальной литературой, или, скорее, освещенному более литературой естественнонаучной, чем искусствоведческой. Причиной ли тому простота техники, которая действительно интуитивна в понимании и не требует особых познаний, или примитивность ее (которая очень спорна), или относительная ее невостребованность современным искусством – на самом деле не так уж и важно.
Что же такое монотипия? В общем, монотипия - это техника нетиражного живописного эстампа, печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Монотипия относится к графическим техникам. За более точным описанием данной техники обратимся к словарным определениям:
Монотипия (греч. "monos" – один и "typos" – отпечаток) – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования.
Монотипией принято называть также произведение искусства, полученное путем перенесения изображения с не гравированной доски на бумагу при помощи пресса, вала офортного станка или путем прижатия бумаги к доске пластиной, линейкой или другими предметами.
Цель данной работы – исполнение работы в технике монотипия и применение её для создания объекта графического дизайна.
Основные задачи – изучить, насколько это возможно, технику монотипии, её значение, обозначить возможности применения, технологии выполнения и наиболее широко осветить аспекты работы в этой технике.
ГЛАВА I. МОНОТИПИЯ КАК ВИД ГРАФИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
1.1 История возникновения и развития монотипии
Как и любая другая графическая техника, монотипия имеет свою историю и хорошо отработанную технологию. Принято считать временем появления монотипии XVII век, хотя ещё с XI в. известны оттиски китайской гравюры с многих досок, без чёрного контура, что свидетельствует о применении простейших приёмов монотипии.
Как самостоятельная графическая техника она долгое время не признавалась и являлась вспомогательным приёмом в других техниках. Пробы получить цветной оттиск с травленой доски удались голландскому художнику Геркулесу Сегерсу в XVI в. Выполненную офортным способом доску художник покрывал разноцветными красками. Это была первая попытка объединить монотипию с офортом. Эксперименты Сегерса дали ему возможность получить с одной доски неповторимые по цвету эстампы. Это было началом многих графических техник, в том числе цветной монотипии. Под влиянием Сегерса Рембрандт изучал и использовал не только технику офорта, но и монотипию. Подобные эксперименты Сегерса наложили отпечаток на творчество многих художников. Приёмы монотипии в раскрашивании своих офортов использовал итальянский живописец и график Джованни Бенедетто Кастильоне (1610 –1663/65). Сохранилось около двадцати его монотипий.
Прошло более столетия после первых попыток создать цветную монотипию, прежде чем английский поэт, гравер и художник книги У.Блейк (1757 – 1827) открывает её снова.
У.Блейк нашёл свой способ печати, используя монотипию в сочетании с офортом. На медную доску он наносил рисунок лаком. Чистые участки доски Блейк глубоко протравливал кислотой. Контуры рисунка рельефно выступали над гладким фоном. После этого художник накатывал краску на доску и получал оттиск. Так была найдена новая графическая техника – выпуклый офорт, или цинкография.
У.Блейк выполнял монотипии как самостоятельные произведения, а также использовал её приёмы в большинстве своих гравюр, однако равноправного положения эта графическая техника ещё не получила.
Особое развитие цветная гравюра получила в первой четверти XIX в.. Творческий поиск увлекает художников многих стран Европы. В России цветным офортом занимались Г.Скородумов и И.Селиванов. Монотипные приёмы в гравюрах используются все большим количеством художников, но потенциальную возможность монотипии глубже почувствовал французский художник Э.Дега. Благодаря ему монотипия начинает самостоятельную жизнь. Дега одним из первых оценил ее практическую значимость и создал большую серию работ в этой технике. Точное их количество не определено, известно, только, что их более двухсот. Эту технику художник применил и в своих работах пастелью. Э.Дега был великим экспериментатором. Он первый стал использовать в монотипии прозрачную доску, чтобы контролировать ход работы, и применять самые различные инструменты. Дега делал рисунок заостренным концом кисти и палочки, лезвием мастихина. В поисках нужной фактуры и эффекта он растирал краску на доске пальцем, использовал тампоны из разных по фактуре тканей. Стремление Э.Дега объединить монотипию с другими техниками приводило его к новым открытиям. Монотипия привлекала художника возможностью технической и художественной импровизации, увлекал сам процесс появления произведения.
Дега не оставил пособия по монотипии, но его работы подтолкнули развитие этой техники. Она начала появляться на выставках как самостоятельный эстамп. В печати публикуются статьи об особенностях монотипии. Расширяется круг художников, которые работают в этой графической технике. Делают по несколько монотипий К.Писсарро, А.Матисс, П.Гоген. В Японии художник О.Касиро использует в качестве печатного блока пластик, газеты, картон, верёвку, резину, листья деревьев, ткань, древесный уголь и даже плавники рыб.
На рубеже XIX и XX в. монотипия находит своих сторонников не только в Японии и Европе, но и на американском континенте. В технике монотипии работают Ф.Дувенек, Дж.Бил, П.Тольман, Дж.Слоун, Ч.Даль, М.Бразил, Прендергаст и др.
Среди русских мастеров, которые не дали погибнуть этой технике, значится имя выдающегося мастера Е.С. Кругликовой. Будучи в Париже, в период с 1909 по 1935 год она сделала около 500 оттисков монотипии, из которых около 400 пейзажи, фигурные композиции, натюрморты и более ста оттисков на тему "Цветы".
Монотипии Кругликовой – не только нововведенный прием печати отдельного оттиска с металлической доски, но и своеобразный прием живописного начала в графике. Художница повторно открыла данную технику. Дело Кругликовой в России продолжили её многочисленные ученики – Ю.Великанов, М.Ижевский, И.Королев, Я.Кутателадзе, А.Незинова, Н.Павлова и др.
В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.
Александр Шевченко, его ученики Ростислав Николаевич Барто и Валерий Каптерев также посвятили этому искусству значительную часть своих творческих помыслов.
В 1929-1930 годах А. Шевченко посетил Аджарию и Азербайджан. Здесь его поразило всё – люди, уклад жизни, природа. Для передачи новых впечатлений ему потребовались непривычные средства художественной выразительности, и Шевченко обратился к монотипии, с которой познакомился еще в мастерской Е. Кругликовой в Париже. Монотипии А. Шевченко отличаются богатством колорита, изысканностью и гармоничностью. Увлечение Шевченко монотипией совпало с его поисками лаконизма в живописи. Эта техника стала своеобразной лабораторией, где художник выразил свое "монументальное" видение мира. Он часто работал сухой кистью и спичкой, которой подчеркивал нужный ему контур, а для создания сложной фактуры пользовался куриной лапкой. Монументальность, конструктивность и обобщенность форм стали ведущим принципом для нового этапа творчества А. Шевченко.
Первая встреча Ростислава Барто с Александром Шевченко произошла еще в 1924 году, когда молодой художник пришел на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Вместе с учителем он ездил на Кавказ и в Дагестан. Монотипии Барто 1930-х годов созданы под сильным влиянием Шевченко. Первое увлечение не оказалось случайностью, и художник до конца своей жизни работал в этой технике. Для Р. Барто характерны аналитический подход к работе и создание бесчисленных натурных зарисовок. В 1960-е годы в результате длительных экспериментов он пришел к идее создания оттиска красками на акварельной основе. Своеобразие заключалось в том, что акварель, исполненную на плотной бумаге, Барто затем печатал под валом офортного станка на влажную бумагу. Этот способ давал возможность первоначально рисовать акварелью, но при желании она могла стать и монотипией.
Творчество Валерия Каптерева не менее ярко, но в интересующей нас области он не был столь последовательным и целеустремленным, как Барто. Его ранние монотипии насыщены по цвету и эмоциональны по настроению. Они исполнены под сильным влиянием Шевченко, а в более поздние годы художник к этой техник не обращался.