Смекни!
smekni.com

Провокационный маркетинг и техника flash-mob, как разновидность рекламной коммуникации (стр. 5 из 6)

В приведенных примерах открыто проявляется сексуальный мотив. Как уже было сказано, SexVertising – это универсальный способ достижения контакта с предполагаемым покупателем товаров или пользователем услуг. Для понимания сексуального подтекста нет необходимости знать иностранные языки, быть образованным, даже не обязательно уметь читать. Секс – чуть ли не единственное, понятное абсолютно всем народам, слоям общества, средство достижения контакта, средство желания запрещенного в официальной среде плода.

В первом примере на автозаправку клиентов привлекает женский рабочий топлесс-коллектив. Здесь даже добавить что-либо сложно: женщины-владелицы заправки знают, что нужно мужчинам, знают их подсознательное желание, и используют это знание в свою выгоду. Это подтверждает и тот факт, что на этой заправке в разы больше клиентов, чем на остальных в Берлине, и то наверняка потому, что многим мужчинам их жены "запрещают" заправляться у топлесс-девиц.

Подобное желание необычного и экстравагантного присуще посетителям посетителям японского ресторана, которые предпочитают обычному приему пищи целую церемонию "Ниатаймори". Правда, лучше и интереснее ведь поесть с женского обнаженного тела, нежели с привычной тарелки.

В случае с шопоголиками провокаторами выступают они сами, те, которые согласны были за одежду пройтись голышом на виду у таких же как они, и на виду у простых зевак. Люди настолько становятся помешанными, когда им обещают что-либо бесплатно, что даже раздеться и выставить свое тело на обозрение для них не составляет особых проблем и дискомфорта. Несколько минут без одежды, но потом остается множество ярких воспоминаний, новые вещи бутика, и чувство удовлетворения собой, ведь далеко не все решились пойти на такой шаг (хотя желающих и было достаточно много). К тому же у бутика появилось в три раза больше клиентов, чем до акции.

В следующих примерах уделим внимание человеческому несопротивлению, а скорее даже – желанию поддержать достаточно аморальные вещи.

Чешская радиостанция "Radio for life" использует в качестве рекламного лица заключенного, отбывающего пожизненное заключение за убийство с отягчающими обстоятельствами. Джири Кажинеку выплатили всего полторы тысячи долларов за то, что его лицо появится на миллионах биллбордов, развешанных по всей стране. И несмотря на то, что Государственный комитет по цензуре предъявил претензии к владельцам радиостанции за неправомерность действий, радио успело завоевать бешеную популярность среди населения. Связано это с тем, что Кажинек очень известен в Чехии. Он был обвинен в убийстве известного чешского бизнесмена Стефана Жанды и его телохранителя в 1999 году. Как раз в этот период на него началась настоящая охота – его разыскивал Интерпол по всему миру. Будучи пойман и осужден, он сбежал из тюрьмы Миров, которая считается одной из самых надежных в мире, и на протяжении всего своего существования в ней не было зафиксировано ни одного побега. Все это получило широкую огласку в прессе и имя Кажинека было у всех на слуху. В результате работы спецслужб он был пойман шестью неделями позже и снова водворен под охрану. А потом неожиданно стал героем рекламной кампании. [1, c. 27-28]

Следующий пример можно назвать так: "Двадцать тысяч долларов за измену". Другая радиостанция, использующая нетрадиционную рекламу, находится в Австралии. Она предлагает двадцать тысяч долларов своим семейным слушателям за измену с незнакомцем. 83% слушателей согласны на измену. Популярность радиостанции динамически растет. [1, c. 28]

В примере с чешской радиостанцией популярность самой станции следует из популярности самого преступника. Судя по всему, бизнесмен, которого убил Джири Кажинек, не особо пользовался народной любовью, и преступник стал чуть ли не народным любимцем. Тем более после вынесения ему наказания, он еще сумел сбежать из тюрьмы, тем самым снова вызвав много интереса к своей персоне. Таким образом, выходит, преступник популярен, а, следовательно, популярна и радиостанция, чьей ключевой фигурой он стал. Людям скорее будет интересен аморальный образ, нежели "избитый" правильный.

Насчет измены с незнакомцем, предлагаемой австралийской радиостанцией, можно предположить следующее: она (измена) стала возможна лишь за очень большие деньги, причем количество желающих пополнить семейный бюджет (83%слушателей) наверняка потрясло даже и самих создателей идеи. Другие же 17% наверняка предпочли просто остаться наблюдателями, а не находясь в центре событий. Все люди привыкли жить "по правилам", а тут им предоставилась шикарнейшая возможность их нарушить, причем за великие деньги.

Приведем также еще пару примеров, в которых встречается попытка изменить социальную действительность к лучшему.

Первый пример – полная противоположность измены, принимаемой австралийской радиостанцией. Женщина-президент одной компании решила ввести корпоративную культуру. Она требует от своего персонала семейной верности и жестоко карает неверных мужей системой жестоких штрафов и увольнений. Например, явка домой после полуночи обойдется в 50 долларов, опоздание на семейный ужин – 30 долларов, а подозрение в супружеской измене означает увольнение. Эта компания пользуется огромной популярностью у женской аудитории, которая с удовольствием отправляет туда работать своих мужей. [1, с. 57]

Другой пример, относящийся к попытке решения социальных проблем– это способ запугать курильщиков. Манчестерская пиар-компания "Connectpoint" установила курилку в форме гигантского гроба в центре города. Это сооружение не могло не привлечь внимание жителей. Кого-то оно шокировало, кого-то повеселило, кого-то наставило на правильный путь. Но как бы там ни было, компания достигла своей цели – несмотря на то что существовала она на тот момент достаточно не долгое время, от клиентов, которым не терпится шокировать публику, нет отбоя. [1, с.37]

Пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни – это достаточно сложное дело. В первом случае найдено одно решение – это наказание за несоблюдение семейных ценностей, применяемое на работе. Люди не любят, когда их наказывают и штрафуют. И само собой понятно, что всегда подозревающие неладное женщины мечтают, чтобы их муж работал именно в такой компании с высокой корпоративной культурой.

Что касается курилки в форме гроба, то это тоже удачная попытка решения глобальной социальной проблемы. Страхи всегда присутствуют в подсознании каждого человека. Боязнь смерти, или боязнь того, что ты будешь лежать после смерти в гробу, наверняка дала о себе знать, когда курильщики увидели новую "урну". На кого-то это повлияло категорично: проведя прямую логическую цепочку "курение – это вредно, курение может привести к раку легких, рак легких может привести к смерти (довести до гроба)", и увидев наглядный пример следующего возможного "местонахождения" (гроб), они постарались бросить вредную привычку. Но нашлись, тем не менее, и такие "смельчаки", которым все нипочем. Возможно, на них сможет повлиять другая провокация агентства "Connectpoint", ведь после такого решения клиентов у него значительно прибавилось.

2.2. ехника Flash-mob. Примеры

В настоящее время достаточно сложно найти информацию о флешмобах, их видео и фото, так как изначально в "уставе" деятельности мобберов говорится о том, что флешмобы не должны носить рекламный характер. Тем более, если бы участники подобных акций знали о том, что на самом деле они продвигают какой-то товар или услугу, то не стали бы участвовать в них. И в этом есть объяснение, что необходимы и такие флешмобы, которые не несут никакой пользы, они абсолютно бессмысленны, их может организовать абсолютно каждый зарегистрированный пользователь сайта флешмоба.

Для начала приведем некоторые примеры политмобов.

После выборов в 2006 прошел ряд таких акций. Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету "Советская Белоруссия" и начали рвать её на мелкие кусочки. В другой подобной акции произошел, когда около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Белоруссии. На пике популярности в апреле 2006 года политические флешмобы в Минске собирали до 100—120 человек. С целью пресечения подобного рода акций власти придерживались тактики задержания от 10 до 20 человек, что в течение 2 недель уменьшило число участников флешмобов до 15-20 человек.

Пример политмоба который прошёл в Томске летом 2007 года: все желающие подходят к зданию Думы города Томска и кидают в него мелочь в знак протеста на повышение платы за проезд в маршрутках. Тем самым, горожане смогут подать деньги народным депутатам, для того чтобы они их собрали в свои ненасытные карманы и перестали бы обирать своих малоимущих горожан в будущем.

Еще один пример политмоба, прошедшего в Липецке в 2010 году: собравшиеся горожане начали бить подушками крысу. Этими действиями они хотели сказать, что коррупция – это плохо (известное выражение "крысятничать").

Все вышеуказанные примеры носят в себе некий символический характер. В первом политмобе участники надели повязки, чтобы не видеть того, что говорит прокурор Белоруссии. В Томске атрибутом показания народной бедности стала мелочь, которую хочет забрать местная власть. Липецкий политмоб носит идею, что "воровать у "своих" - это плохо", также адресованную к местной власти.

Политмобы стараются "донести" социальные идеи, показать существующие проблемы, показать, что людям не безразлично их будущее в их родном городе, что они сами не безразличны к существующим проблемам, и имеют свою гражданскую позицию, пусть и показывая ее не через мининти, а таким "окольным" путем (в том числе и потому, что политмоб не так ограничивается местными блюстителями порядка, как мининги).