Поскольку количество FM-радиостанций в Твери в последние годы сильно выросло, многие из них имеют пересекающуюся аудиторию слушателей. Эта ситуация осложняет выбор рекламодателя. Таким образом, целью нашей курсовой работы будет формирование критериев выбора региональной радиостанции с учетом формата для проведения эффективной рекламной кампании. Задачами будет являться анализ целевых аудиторий региональных вещателей, определение оптимального соотношения цены и эффективности при покупке рекламного времени.
Предметом нашего исследования стали рекламные материалы и рекламные кампании популярных в городе радиостанций «Пилот», «LOVE» радио, «Радио 7», радио «Эхо Москвы».
1. Форматы радиостанций
Среди многообразия вещателей следует выделить:
Радиостанции универсального или общего характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию.
Совершенно уникальное явление FM-диапазона — радио «Эхо Москвы», которое также тяготеет по характеру вещания к станциям универсального, или общего, типа. В его программах удачно сбалансированы информация, общественно-политические, аналитические, культурно-просветительские и развлекательные программы, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу.
Особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.
В программах радио «Эхо-Москвы» оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, расширенные выпуски новостей — «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы и др. Концепция объема «Эхо-Москвы» — дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Именно в силу этого «Эхо Москвы» совмещает черты универсальной и одновременно информационной радиостанции.
Можно также выделить музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции.
В российском музыкальном эфире FM-диапазона редко можно встретить тот или иной формат в чистом виде. Так, «Европа плюс» использует в значительном объеме (до 70% вешания) СHR (contemporaryhitradio), западная ретро-музыка 60—80-х гг. и др.
В европейском формате EHR — Europian Hit Radio — работает радио «Love», «Радио 7.». Формат «Nostalgic» — музыка прошлого, вызывающая воспоминания, представлен радиостанциями «Ретро».
Среди других музыкальных форматов можно выделить AOR (Album Oriented Radio) — альбомный рок, EL (Easy Listening) — легкая музыка, MOR (Middle of the Road) — музыка для всех. Классическую музыку в коммерческом эфире можно изредка услышать на радиостанциях «Радио 7», «Эхо Москвы». Среди музыкальных станций FM-диапазона четко ориентированных на определенный формат нет. Программная политика этих каналов основывается на сочетании разных типов вещания, популярных у слушателей.
Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции «Русское радио». Феномен «Русского радио» заключается в том, что это первая национальная станция, воплотившая новый принцип: в ее эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке. Профессиональный состав станции, отличное качество звучания и прежде всего «Музыка для души» (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) — все это обеспечило почти мгновенный успех «Русского радио».
Таким образом, Тверской FM-эфир предлагает аудитории богатую палитру музыкальных станций.
Говоря о новостном формате передач музыкальных радиостанций коммерческого диапазона, следует отметить, что информационные выпуски имеют практически все, где большую часть эфира составляет «нон-стоп»-музыка. Это выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции «Эхо Москвы», Интернета, но, как правило, в них нет эксклюзивной информации. Музыкальные станции не располагают разветвленной информационной службой.
Так, на волнах популярного «Радио 7» звучат информационные выпуски — расширенные в начале и краткие в середине часа. Это пришедшие к данному времени сообщения информационных агентств.
Но как бы выигрышно ни выглядело с точки зрения оперативности, широты тематического диапазона информационное вещание музыкальных станций, оно не играет главной роли. Как правило, это программы второго плана после музыкальных, развлекательных, игровых передач. Развлекательные, игровые программы существуют на всех без исключения коммерческих станциях. Но особенно велик их объем на музыкальных станциях.
Существуют также специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории. Интересен, например, опыт тверского узкоспециализированного «Авто-радио», рассчитанного на автомобилистов. «Авторадио» стремится максимально оперативно предоставить водителям всю необходимую информацию: о состоянии дорог, аварийности, преступности, экологической обстановке и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех этой станции.[3]
Если рекламодатель не знает, на чем специализируется радиостанция, он не должен спешить покупать у нее рекламное время, сначала нужно выяснить этот вопрос. Для сбора информации можно воспользоваться каталогами прессы, радиостанций и телевизионных станций.
2. Принципы выбора радиостанций
Проведем анализ характеристик радиостанции, важных для выбора медианосителей рекламной кампании:
-Технический охват
-Аудитория
-Статус
-Формат
-Время вещания
-Частота вещания
-Стоимость
2.1 Покупка времени на радио
Расценки на рекламное время зависят от трех моментов: времени суток, длительности ролика и количества передач в эфире. Радиостанции часто продают время по одинаковым расценкам как для самих предпринимателей, так и для рекламных агентов. Однако иногда расценки для рекламных агентов выше, чем для местных предпринимателей. Система расценок может показаться сложной. Разные радиостанции пользуются различными способами определения цен.
2.1. 1.Покупка эфирного времени
В самом начале своего существования, до появления телевещания, большая часть радиоматериалов поступала в эфир «в живую», что создавало определенные достаточно серьезные сложности планирования радиоэфира. В случае появления актуальной, животрепещущей с точки зрения аудитории информации рекламные блоки сдвигались во времени и пространстве, а иногда и вовсе выкидывались из эфирной сетки. В последние десятилетия ситуация изменилась коренным образом. Теперь самыми оперативными средствами массовой информации являются телевидение и Интернет, поэтому большая часть радиорепортажей идет в эфир в записи. Исключение составляют некоторые спортивные комментарии и политические репортажи. Результатом такого положения вещей стало снижение рекламных расценок при росте их качества. Более того, радиореклама стала хорошо планируемой и предсказуемой.
Стоимость радиорекламы определяется в первую очередь временем ее эфира. Как правило, сетка радиовещания делится на шесть базовых временных интервалов:
Время утренней активности – 6:00–10:00
Середина дня – 10:00–15:00
Время дневной активности – 15:00–7:00
Вечер – 17:00–19:00
Поздний вечер – 19:00–23:00
Ночь – 23:00 – 6:00.
Помимо этого стоимость радиосообщения может зависеть от следующих факторов:
1. Размещение радиосообщения в то время, когда представители аудитории находятся в пути. При расчете стоимости эфира от «времен поездок» учитываются временные интервалы, когда прослушивание радио находится на самом высоком уровне и в течение которых у аудитории нет возможности получить информацию из других средств массовой информации. «Пиковым» временем считается промежуток с 7:00 до 9:00 утра, когда большая часть людей едет на работу и с 17 до 19:00, когда большая часть аудитории возвращается с работы. Сообщение, выпущенное в эфир в указанные промежутки времени, может стоить на 30–65% дороже сообщения, размещенного в другое время.В утренние часы, когда число слушателей всех радиостанций особенно велико, на первое место тем не менее выходят радиостанции информационные - у них больше всего слушателей.
2. Учет специальных возможностей и повышенного интереса. Сюда относятся сообщения, которые «пристегиваются» к тем блокам информации, которые вызывают наибольший общественный интерес: новостным блокам, информации о ситуации на дорогах, прогнозам погоды, аналитическим комментариям на наиболее оживленно обсуждаемые темы. Стоимость подобных сообщений на 15–20% выше стоимости сообщений, идущих в середине рекламного блока.
3. Демографические показатели. Учет демографических показателей при определении стоимости эфирного времени происходит, как правило, либо в малонаселенных районах, либо, наоборот, слишком густозаселенных.
4. По решению руководства радиостанции. Многие радиостанции при заключении договора о продаже эфирного времени оговаривают возможное смещение сообщения в эфирной сетке, в этом случае стоимость размещения сообщения достаточно низка.
Еще одним параметром, учитываемым при определении стоимости радиорекламы, является ее объем. Эфир одного сообщения будет на 45–60% дороже эфира, если планируется последовательное размещение пяти или более сообщений. Помимо этого радиостанции оценивают объемы покупок несколькими способами: недельный участок, двухнедельный, четырехнедельный, квартальный, полугодовой. Затем рассматриваются пакетные планы, т.е. радиостанция систематизирует информацию о количестве рекламных сообщений, времени их размещения, оптимальном для рекламодателя, и времени, оптимальном для размещения рекламы с точки зрения интересов радиостанции, и планы россыпей, т.е. размещение радиосообщений в разное время.