Еще одним неблагоприятным фактором, влияющим на приток импортной арматуры на российский рынок, является отсутствие в России привлекательной с точки зрения производителя инвестиционно-финансовой политики. Например, ГУП ”Водоканал Санкт-Петербурга” в конце июня 2005 года подписало соглашение с ”Данске банк” (Дания) об открытии кредитной линии в размере около 5,6 млн. евро. Тендер на проведение работ по реконструкции канализационных сетей на сумму 5,8 млн. евро выиграла, естественно, датская компания. Нужно ли говорить, что при производстве работ будет, скорее всего, устанавливаться датское оборудование. Таким образом, денежные средства, предоставленные российскому государственному предприятию, фактически останутся в Дании, а ”Водоканал” оплатит произведенные датскими специалистами работы в виде процентов по кредиту, причем сделает это за счет петербургских налогоплательщиков. Стоит ли удивляться тому, что почти одновременно с появлением информации о подписании этого соглашения было объявлено и о повышении тарифов на водоснабжение и водоотвод в Санкт-Петербурге.
Также ни для кого не секрет, что предприятия, входящие в систему "Газпрома" ориентированы, в основном, на импортную продукцию, теплосеть ОАО "ЛЕНЭНЕРГО" пользуется арматурой фирмы "Klinger" и т.д. И препятствовать такому развитию событий можно только экономическими средствами: ценой и качеством.
Еще один отрицательный момент заключается в том, что импортное оборудование, как правило, не рассчитано на эксплуатацию в жестких российских условиях, в том числе на качество нашей воды. А ремонт импортного оборудования возможен только с помощью импортных запчастей. Таким образом, круг замкнулся. В то же время, реализация подобного проекта была бы вполне возможна с привлечением отечественных кредитных организаций, производителей и подрядчиков. И в этом случае выиграли бы все: финансовые ресурсы остались бы внутри страны, были бы загружены производственные мощности и специалисты, заказчик сэкономил бы средства, тарифы можно бы было не повышать. Известны примеры, когда петербургские энергетики закупают трубопроводную арматуру, изготовленную по западным лицензиям по цене в 3-4 раза выше стоимости аналогичной отечественной продукции, мотивируя это недостаточным качеством последней. И приходится привлекать экспертные организации для сравнительной оценки технических и эксплуатационных характеристик этой арматуры.
Другая крайность, имеющая место быть в политике основных потребителей трубопроводной арматуры, - это стремление любой ценой минимизировать затраты на приобретение оборудования. При этом ориентация в решении вопроса выбора поставщика происходит на наименьшие отпускные цены. Соображения надежности и безопасности просто игнорируются. И совершенно напрасно. Дело в том, что 2/3 операторов вторичного арматурного рынка России в настоящее время специализируется на поставках так называемой поддельной арматуры. Впрочем, эта проблема не является чисто российской - мировое арматурное сообщество эти вопросы также беспокоят. Об этом свидетельствует хотя бы издание разработанного Европейской ассоциацией машиностроения, металлообработки, электронной и электротехнической отраслей промышленности ”Руководства по борьбе с подделками” и других директивных документов ЕС. Переводы этих директив публикуются в специализированном периодическом издании Научно-Промышленной Ассоциации Арматуростроителей - Бюллетене НПАА.
Однако российская проблема поддельной арматуры имеет свои особенности. Если на Западе борьба в основном идет с несанкционированным использованием чертежей и технической документации, с пиратством в отношении известных торговых марок, то в России и других странах СНГ на первый план выходит проблема некондиционной и бывшей в употреблении продукции. Как правило, источником поступления такого оборудования на вторичный рынок бывают склады неликвидов крупных потребителей арматуры, воинских частей, реформирующихся предприятий, иногда - предприятий по приему лома черных металлов. Например, в начале прошлого 2005 года из Китая в г. Курган в адрес одной из коммерческих структур прибыл вагон (!) арматуры произведенный курганским арматурным заводом ”ИКАР” и отгруженный в Китай 10 лет назад! Закупочная стоимость такой продукции примерно на порядок ниже заводской цены на новую арматуру, что позволяет недобросовестным предприятиям выводить на рынок такого рода продукцию по бросовым ценам. В результате тендерные комиссии, отделы контроля цен и подобные структуры предприятий-потребителей арматуры при принятии решений о выборе поставщика ориентируются на некачественную или некондиционную продукцию, гарантийный срок консервации которой давно истек. В свою очередь, это приводит к возникновению аварийных ситуаций на трубопроводах, многомиллионным убыткам, травматизму, а иногда даже к гибели людей. Различного рода ссылки на то, что арматура, продающаяся на вторичном рынке по явно заниженным ценам, имеет взаимозачетное происхождение или получена от производителя со скидкой 50%, мягко говоря, беспочвенны и появляются либо по злому умыслу, либо вследствие низкой компетенции распространяющих их людей. Зачетно-бартерные схемы расчетов уже давно канули в Лету либо сократились до незначительных объемов. Практика же скидок для дилеров существует, но их размер довольно четко ограничен на уровне 7 - 12%.
Исполнительная дирекция НПАА собирает с заводов-изготовителей и обнародует такого рода информацию с целью пресечения недобросовестной конкуренции. Помимо этого, ведется планомерный мониторинг ценовых показателей на рынке трубопроводной арматуры, результаты которого в обобщенном виде публикуются в ежеквартальном Бюллетене НПАА и в режиме реального времени на сайте Ассоциации http://www.npa-arm.org. Эти данные позволяют потребителям ориентироваться на действующие в текущем периоде цены при выборе поставщиков трубопроводной арматуры.
Восстановленная арматура, безусловно, имеет право на существование. Имеют право на существование и фирмы, специализирующиеся на ее ремонте. Это - мировая практика. Потребитель должен иметь возможность выбора: приобрести восстановленную арматуру подешевле, либо новую, но подороже. Однако в мире этот процесс проходит цивилизованно, никто не пытается выдавать восстановленную арматуру за новую, гарантии за нее несет тот, кто ее восстанавливает и продает. Кроме того, необходимо упорядочить сам процесс восстановления и ремонта. То есть, ремонтное предприятие должно иметь необходимое оборудование, квалифицированный персонал, получить, в конце концов, сертификат или иной документ, удостоверяющий, что соблюдается технология ремонта и восстановленная продукция может эксплуатироваться без ущерба для жизни и здоровья людей и окружающей среды. У нас же этого нет и в помине. На сегодняшний день момент истины находится, как и всегда, в золотой середине. Многие крупнейшие потребители промышленного оборудования, в том числе и трубопроводной арматуры, перешли к практике взаимодействия либо непосредственно с заводами-изготовителями, либо с их официальными дилерами в регионах. По этому пути идут ”Росэнергоатом”, РАО ”ЕЭС России”, ”Газпром”, многие нефтяные компании. Например, РАО ”ЕЭС” ввело систему аккредитации поставщиков и подрядчиков. Такая практика уже существует в других отраслях экономики, например, в строительном комплексе и, по мнению специалистов, это оказывается очень полезным для потребителей.
Развитие российского рынка трубопроводной арматуры невозможно рассматривать без учета предстоящего присоединения России к ВТО. По словам начальника Департамента тарифной политики Минэкономразвития А. Кушниренко, ставка ввозных таможенных пошлин при присоединении к ВТО меняться не будет, точнее, будет, но не сразу, а постепенно. Таким образом, примерно до 2010 года ситуация будет изменяться достаточно мало. Этот период арматуростроительным предприятиям необходимо использовать для того, чтобы еще лучше закрепится на уже занятых позициях российского рынка, а также предпринять шаги для освоения новых ниш и подготовки к экспорту своей продукции.
По мнению аналитиков, проблемы, которые встанут перед промышленностью, не идут ни в какое сравнение с теми проблемами, с которыми столкнется сфера услуг. Например, присоединение России к ВТО может сильно осложнить жизнь российским компаниям, которые занимаются дистрибуцией в самых простых видах. В процессе подготовки российской промышленности к присоединению к ВТО роль арматурных предприятий состоит в оптимизации ценовой и номенклатурной политики отрасли, ориентации на выпуск продукции с использованием передовых технологий, активизации работ по внедрению технологий ремонта арматуры, выпуска запасных частей и т.д. Сегодня - это неосвоенная ниша, хотя мировая практика показывает, что один из главных стратегических резервов отечественного арматуростроения состоит в отказе от выпуска неконкурентоспособных готовых изделий, сбыт которых обречен на снижение из-за прогрессирующих трудностей, и постепенном переходе на производство конкурентоспособных комплектующих узлов, новых готовых изделий, которые будут пользоваться спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Это создает условия для более активного включения отрасли в международное разделение труда - прогрессивный и высокодоходный процесс, степень участия в котором наших предприятий пока еще крайне низка.
Вообще, номенклатурная политика в арматуростроении на сегодняшний день носит стихийный, неорганизованный характер. В период государственного планирования производства вся номенклатура выпускаемой на территории СССР трубопроводной арматуры была строго распределена между арматуростроительными предприятиями, какое-либо дублирование было сведено до минимума и допускалось только по наиболее распространенным видам продукции, пользующимся повышенным спросом. В период же рыночных отношений заводы-изготовители стали произвольно расширять номенклатурный ряд выпускаемой продукции, осваивать производство новых видов арматуры. В целом это - нормальный рыночный процесс, однако, при отсутствии серьезного, взвешенного анализа рынка, экономических расчетов, маркетинга, этот процесс начинает играть отрицательную роль, приводит к кризису перепроизводства. Сейчас результаты такого хаотичного освоения ”смежных территорий” в арматуростроении можно наблюдать на примере стальных задвижек на Ру 1,6 МПа, которые не изготавливает только ленивый. Следствием этой тенденции является отсутствие гарантированного сбыта произведенной продукции, затоваривание складов готовой продукции и, как следствие, реализация арматуры по себестоимости или даже ниже ее.