К. Менгер отмечал, что потребности зависят от количества потребительских стоимостей, их редкости, возможности воспроизводства. Поскольку человек нуждается не вообще в данном предмете (благе), а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей.
По нашему мнению, потребности человека, даже по мере насыщения благами, безграничны. Но если рассматривать их с точки зрения ограниченных ресурсов, то потребности человека ограничены его жизнью, получаемыми доходами. А сама категория «насыщение потребностей» достаточно относительна, так как процесс насыщения потребностей происходит беспрерывно.
Если рассматривать воззрения П. Госсена, то его первый закон заключается в том, что по мере увеличения количества потребляемого товара его полезность убывает, т.е. насыщение потребностей связано со снижением предельной полезности и падением спроса. Данный закон, по нашему мнению, относителен. Например, в современной России, в бедных семьях, человек потребляет в основном картофель и хлеб и по мере увеличения потребляемого продукта, его полезность не убывает, а, наоборот, в. отдельных случаях, возрастает. У каждого человека своя шкала потребностей. Есть наиболее и наименее неотложные. Люди комбинируют и сопоставляют ценности. За товары и услуги надо платить, и поэтому приходится осуществлять выбор между товарами, удовлетворяющими какую-либо потребность и денежной платой за них. Потребности развиваются, формируются новые, но они определяются доходом человека и им же они ограничены.
Ресурсы, которыми располагает общество, всегда ограничены. Из этой их ограниченности и нехватки вытекает необходимость их экономного расходования, ограничения потребностей и выбора наиболее приемлемых вариантов. Выбор проводится между различными потребностями, между потребностями более важными и менее значимыми. Стараясь повысить свой жизненный уровень, по нашему мнению, человек использует право выбора, но ранжирует свои потребности только в определенной законами природы очередности. Человек, прежде всего, должен есть, пить, одеваться, общаться, иметь жилище, а потом уже заниматься наукой, искусством и пр.
Второй же закон П. Госсена гласит: «Должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого товара». Как видим, представитель австрийской школы ценность товаров для потребления определяет независимо от затрат труда. Ценность товара, по мнению и других представителей австрийской школы, чисто субъективна и выступает как степень полезности, как средство удовлетворения желаний людей.
Но что означает равенство предельных полезностей на рубль каждого товара? Равенства предельных полезностей, по нашему мнению, на рубль каждого товара быть не может, так как всегда будут присутствовать какие-либо отклонения от этого равенства или асимметрия.
Д. Рикардо рассуждал: «Чтобы достичь оптимального результата с точки зрения потребителя - значит - добиться такой комбинации расхода денежных средств, которая позволяет получить набор благ, обеспечивающий максимум полезности».
С нашей точки зрения, оптимального результата, т.е. комбинации расходов денежных средств с целью удовлетворения своих потребностей добивается каждое домашнее хозяйство и этот процесс непрерывный, но не всегда полезно то, что мы можем позволить себе потребить.
Неоклассик А. Пигу, рассуждая об уровне и качестве жизни населения, проводит различие между благосостоянием отдельных лиц, социальных групп и общим благосостоянием нации. А в общее благосостояние включает не только уровень доходов, но и характер, условия труда, обеспеченность жильем, общий порядок, взаимоотношения между людьми. Как видим, в воззрениях А. Пигу появляются общественные и личные потребности. В настоящее время, по нашему мнению, можно говорить еще и о смешанных потребностях «общественно-личностных», так как государство в переходный период развития экономики большую часть общественных потребностей превратило в личные, переложив их на плечи населения.
С точки зрения Дж. Кейнса важен не только денежный доход, но и то, как распределяется этот доход на потребление и сбережения. Эта пропорция характеризует предельную склонность к потреблению. При возрастании дохода, идущего на потребление, все большая часть расходуется на покупку предметов длительного пользования. Эти предметы дороже обычных потребительских товаров. Средства на их покупку должны предварительно накапливаться. Структура же потребления населения меняется. Дж. Кейнс отмечает мотивы поведения людей, ведущие к известному сдерживанию расходов, направляемых на приобретение потребительских товаров. Среди них: скудость, предусмотрительность, расчетливость и пр.
В результате - предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Если в семьях с низкими доходами весь доход расходуется на потребление, то в семьях с высокими доходами часть их откладывается в виде сбережений.
Как ни парадоксально, но, по нашему мнению, в семьях с низкими доходами действительно большая часть средств идет на потребление, но одновременно, отдельные бедные семьи имеют склонность к сбережениям в основном на « черный день». И если брать семьи с высокими доходами, то здесь просматривается склонность не к сбережениям на «черный день», а к формированию сбережений как капитала.
Представитель классического институционализма Дж. Гобсон является общепризнанным автором нескольких определений благосостояния:
1) благосостояние как упорядоченная система ценностей, которую ищут в интересах и инстинктах людей;
2) благосостояние как условие, обеспечивающее полное выражение созидательных склонностей человека;
3) благосостояние как коллективные усилия, направленные на максимальное удовлетворение и исполнение желаний при данной экономической системе.
Периодический недостаток благосостояния он объясняет недостатком, покупательной способности людей. Критерии благосостояния Дж. А. Гобсон определил с точки зрения индивидуального и общественного здоровья, что предполагает гармонию физической и умственной деятельности. По его мнению, общество не должно вторгаться в самостоятельное развитие личности. Несмотря на подробную трактовку содержания благосостояния Дж. А. Гобсон не прав, говоря, что государство, не должно вмешиваться в процесс формирования человеческой личности. Иногда это просто необходимо, так как человек на протяжении всей жизни вступает в общественные отношения.
Встречаются и другие крайности. Например, Т. Скитовски утверждает: «Основная идея экономики заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше тогда, когда удовлетворяет желания потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке. Любая попытка предписания чего-либо или установление стандартов в этом смысле могла бы назваться в лучшем случае деспотической. А « в худшем — вмешательством в сугубо личные дела индивидуума».
А. Мюллер-Армак и Л. Эдхард рассуждали о создании условий для роста жизненного уровня средних слоев и об усилении роли государства, развивая теорию социального рыночного хозяйства, что достаточно справедливо.
Представители теории общественного выбора вели исследования по поводу пользования общественными благами, которые оплачиваются государством. Они предлагают эти блага преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Так, Дж. Бьюкенен выдвинул теорию, которая объясняла неэффективность деятельности государства в области роста благосостояния. Так как все участники общественного выбора имеют разные экономические интересы, то необходимы механизмы принятия оптимального решения, хотя бы для большинства участников.
К. Эрроу доказывал, что невозможно создать идеальный механизм выявления общественных предпочтений. Эта теория получила название теории невозможности К. Эрроу и т.д.
В конце XX века повышается роль человека во всех общественных процессах. Это становится особенно очевидно в экономической сфере, где значение интеллекта, квалификации, профессионализма работника становится решающим для прогресса общества. Отсюда возникает повышенное внимание к потреблению, уровню и качеству жизни населения, степени суверенитета потребителя и роли государства в потреблении населения. В этих условиях заслуживает внимания концепция благосостояния лауреата нобелевской премии Амартии Сена, который не только предложил способы расчета индексов, измеряющих богатство и бедность, но и изменил теорему невозможности К. Эрроу, показав, что можно агрегировать индивидуальные предпочтения в общественные путем голосования большинством.
Представитель Лозаннской школы В. Парето исследовал, как поступает потребитель. С его точки зрения на основе потребительских предпочтений осуществляются сопоставления результатов и затрат. Оптимальным же следует считать тот случай, когда при данных условиях никто не может улучшить свое положение, не ухудшая при этом положение кого-либо другого. Если же имеется возможность улучшить положение одного из участников, то это означает, что оптимум не достигнут.
В. Парето рассматривает понятие оптимальности как такое состояние экономики, при котором невозможно повышение благосостояния, одного человека без ущерба другому человеку. При этом В. Парето придерживается субъективно-идеалистического принципа «суверенитета потребителя» в рамках совершенной конкуренции, поэтому оптимум В. Парето и экономический оптимум нельзя рассматривать как синонимы. Кроме того, критерий эффективности не является единственным критерием для определения общественного оптимума, как это предполагал В. Парето. Необходим критерий распределения по справедливости, иначе выбор из множества Парето - оптимальных состояний невозможен. В этом случае наблюдается ограниченность оптимума Парето. Эту ограниченность, отчасти, преодолел А. Бергсон, который в 1938 году выдвинул функцию общественного благосостояния, позволяющую выбрать одну из общественных альтернатив.