Смекни!
smekni.com

Продовольственная проблема (стр. 2 из 5)

меньше пищи бедность для семьи

Схема 1.

Голодный рацион, вызывающий в итоге физическую деградацию организма, содержит менее 1000 ккал в день; его получают, согласно имеющим большой разброс оценкам, от 500 млн. до 800 млн. человек. В расчетах ООН на 1990 г. эта цифра составила 785 млн. человек. Еще в мире распространено хроническое недоедание, которым охвачено 1,5 млрд. человек, регулярно получающих лишь 1000-1800 ккал в день. Оно представляет собой в настоящее время более серьезную угрозу на земном шаре, чем голод в старом смысле слова, который вызывался отдельными недородами и поражал локализованные, хотя часто обширные и густонаселенные районы. На схеме 1 показан порочный круг недоедания..Возможно, что под термином «недоедание» рационально понимать не только общую калорийную недостаточность питания, но и специфически белковую. В этом отношении контраст между промышленно развитыми и развивающимися странами особенно нагляден и велик: в первых суточное потребление белков на душу населения составляет около 100 г, из которых свыше 50% приходятся на белки животного происхождения; для третьего мира эти показатели равняются соответственно немногим более 50 г и примерно 20%. Протеиновое голодание может возникать при недостаточной калорийности пищи, даже если она сбалансирована по белкам, поскольку часть их тогда используется в организме как источник энергии. В результате, если питание низкокачественное, усваиваются только 30-40% белков против 50-60% в случае обеспечения полноценной диетой.

Зерновые культуры не в состоянии в полной мере заменить продукты животного происхождения, так как содержащиеся в них белки лишены некоторых важных аминокислот; особенно это относится к крахмалоносным культурам типа маниоки, ямса, картофеля, которые особенно бедны белками при низком качестве последних. В тех областях, где богатые углеводами клубнеплоды формируют основу питания, дети в возрасте 4-6 лет потребляют их нередко столько, сколько в состоянии физически съесть, и все же удовлетворяют потребность организма в калориях лишь на 80%. Поэтому преобладание продуктов подобного рода в пищевом рационе, что типично для многих стран Африки и Океании, заслуживает скептического к себе отношения.

Возможно, что под термином «недоедание» рационально понимать не только общую калорийную недостаточность питания, но и специфически белковую. В этом отношении контраст между промышленно развитыми и развивающимися странами особенно нагляден и велик: в первых суточное потребление белков на душу населения составляет около 100 г, из которых свыше 50% приходятся на белки животного происхождения; для третьего мира эти показатели равняются соответственно немногим более 50 г и примерно 20%. Протеиновое голодание может возникать при недостаточной калорийности пищи, даже если она сбалансирована по белкам, поскольку часть их тогда используется в организме как источник энергии. В результате, если питание низкокачественное, усваиваются только 30-40% белков против 50-60% в случае обеспечения полноценной диетой.Зерновые культуры не в состоянии в полной мере заменить продукты животного происхождения, так как содержащиеся в них белки лишены некоторых важных аминокислот; особенно это относится к крахмалоносным культурам типа маниоки, ямса, картофеля, которые особенно бедны белками при низком качестве последних. В тех областях, где богатые углеводами клубнеплоды формируют основу питания, дети в возрасте 4-6 лет потребляют их нередко столько, сколько в состоянии физически съесть, и все же удовлетворяют потребность организма в калориях лишь на 80%. Поэтому преобладание продуктов подобного рода в пищевом рационе, что типично для многих стран Африки и Океании, заслуживает скептического к себе отношения.Вместе с тем нехватка пищи в качестве повода для летального исхода фиксируется, и то лишь частично, только при остром голоде, который наблюдается, например, в последние годы в Сомали. При его же скрытом, латентном характере, как в Бангладеш, ослабленный организм становится жертвой какой-либо болезни, которая и регистрируется статистикой как фактическая причина смерти. Поэтому определить строго количественно влияние голодания и недоедания на показатель смертности и продолжительности жизни пока невозможно. Разрыв в уровне медицинского обслуживания населения и в санитарно-гигиенических условиях затрудняют также прямые сопоставления стран, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития.

II. АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Примечательно, что в 60-80-е гг. в развивающихся странах производство основных продуктов питания опережало по темпам роста население в среднем на 0,3% в год, в том числе в странах Азии на 0,7%, и лишь в Африке отставало на 0,9%. В итоге мировой уровень продовольственного обеспечения в расчете на одного человека, в начале 60-х гг. составлявший 2300 ккал, достиг в середине 80-х гг. почти 2700 ккал (при минимуме в Африке южнее Сахары, без ЮАР, -2000 ккал и максимуме в странах Северной Америки – 3362 ккал). С тех пор обстановка в целом мало изменилась, но, как явствует из таблицы 1, прогноз на XXI в. внушает уже определенную тревогу, хотя и не опровергает тезис о том, что ресурсы продовольствия на Земле по-прежнему достаточны для обеспечения удовлетворительного питания всего человечества.

Таблица 1

Численность населения и производство зерна в мире

Годы Население Зерно
Численность, млн.чел. Прирост за 10 лет Производство, млн.т Прирост за 10 лет
млн.чел. % млн.т %
1950 2565 631
1960 3050 485 19 849 216 34
1970 3721 671 22 1103 256 30
1980 4477 756 20 1442 339 31
1990 5320 843 21 1688 246 17
2000 6241 921 15 1846 158 9

На протяжении последних лет мировое хозяйство в своем аграрном секторе испытывает все возрастающую потребность в минеральных удобрениях, и для этого есть причины: устойчивый рост населения Земли вызывает потребность увеличения производства продовольствия. По расчетам демографов, население Земли увеличится с 5,2 млрд. человек в 1990 г. до 8 млрд. человек к 2020 г. Основной прирост населения (около 2,5 млрд. человек) ожидается в развивающихся странах Африки и Южной Азии. Среднегодовые темпы прироста в этих регионах составят 1,7-1,8%. Для обеспечения потребностей растущего населения, согласно расчетам специалистов Международной ассоциации удобрений (IFA), производство зерновых должно быть увеличено с 1,9 млрд. тонн в настоящее время до 3,4 млрд. тонн в 2020 г., что требует среднегодовых темпов прироста 2,8%. Возможности экстенсивного расширения сельскохозяйственного производства за счет увеличения площадей обрабатываемых земель практически исчерпаны. Необходима существенная интенсификация сельскохозяйственного производства для повышения урожайности зерновых с 2,7-2,8 тонны до 4,6 тонны с гектара. Это может быть достигнуто, в первую очередь, за счет сбалансированного использования различных видов удобрений и доведения объемов внесения каждого вида питательных элементов до научно обоснованных норм. Необходимо отметить что, в отличие от азотных удобрений, мировое потребление которых в 1997 г. достигло рекордного уровня, размеры использования фосфорных и особенно калийных удобрений остаются ниже уровня начала 80-х годов.

Значительные резервы увеличения потребления калийных удобрений имеются практически повсеместно, за исключением Западной Европы, Северной Америки, Японии, Южной Кореи и Тайваня, где достигнуты оптимальные пропорции использования удобрений и спрос стабилизировался. Наибольший прирост потребления прогнозируется для Центральной и Восточной Европы – 7,5%, государств бывшего СССР – 5,1 и Юго-Восточной Азии – 4,5%.

Калийные удобрения, наряду с азотными и фосфорными, являются залогом успешного сельскохозяйственного производства. Калий обеспечивает высокую урожайность продовольственных и технических культур, повышает устойчивость растений к перепадам температур, болезням и вредителям.

Для производства калийных удобрений необходимо достаточно редкое совпадение геологических и природных факторов, а также значительные финансовые ресурсы. По этим причинам хлористый калий производится всего в 13 странах мира, при этом большинство производителей в основном работает на внутренний рынок или рынки сопредельных стран. Основными мировыми экспортерами являются производители Канады, России, Беларуси, Германии, Израиля и Иордании.

В России хлористый калий производят ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит», которые имеют семь рудоуправлений (шесть шахт и семь обогатительных фабрик) и на которые приходится 18,5% мировых производственных мощностей. В Беларуси выпуск хлоркалия на четырех рудоуправлениях осуществляет ПО «Беларуськалий», на который приходится 15,5% мировых мощностей.

Калийные предприятия «Уралкалий» и «Сильвинит» на Урале в России и «Беларуськалий» в Беларуси, недалеко от Минска, создавались для удовлетворения потребностей СССР и СЭВ и поставляли к концу 80-х годов 11 млн. тонн хлористого калия на внутренний рынок и 5,8 млн. тонн – на экспорт.

Экономические преобразования в странах Восточной Европы на рубеже 90-х годов, распад СССР и реформы в бывших республиках создали кардинально новую ситуацию. Прекращение государственных закупок и централизованного распределения удобрений, отсутствие средств у аграрных хозяйств привели к более, чем пятикратному, сокращению внутреннего рынка. В этих условиях предприятия были вынуждены переориентироваться на экспорт. Нескоординированные поставки товара на внешние рынки различными посредническими фирмами и нездоровая конкуренция между ними привели к резкому падению цен на мировом рынке. Европейский Союз отреагировал на это жесткими антидемпинговыми мерами, угроза аналогичной реакции возникла и в США.