Смекни!
smekni.com

Введение в теорию маркетинга (стр. 18 из 68)

Брэндинг — это деятельность по созданию долгосрочного предпоч­тения товара, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, мате­риалов и мероприятий "сейлз промоушн ", а также других элементов рекламной деятельности, объединенных определенной идеей и харак­терным унифицированным оформлением, выделяющих товар среди кон­курирующих товаров и создающих его образ.

Внедренный в умы потребителей брэнд-имидж товара позволя­ет фирме-производителю добиться у них ощущения его особой цен­ности. Так, аналогичные по качеству духи могут иметь цены, на порядок отличающиеся друг от друга, тем не менее, больший сбыт нередко получают более дорогие. Значит, они имеют какие-то нео­сязаемые преимущества. Таким образом, ценность товара в глазах потребителей создают не только ощутимые, но и неощутимые факторы — конкретные свойства и нечто формирующее его привлека­тельность.

Это нечто, заключающееся в воплощенной в рекламе идее, вы­деляющей товар среди конкурирующих товаров и объединяющей физические, эстетические, рациональные и эмоциональные эле­менты, соответствует ожиданиям потребителей, является интел­лектуальной собственностью и защищается законом.

Барри Дей из транснациональной рекламной корпорации "Мак-кэн Эриксон" дал удачное определение интеллектуальной собствен­ности в брэнде: "Элемент в коммуникации, который уникален, запоми­наем и неразрывно связан именно с этим брэндом и никаким другим". Эти относящиеся к брэнду элементы включают фразу, мелодию, юмор, символы или другие визуальные элементы, графику и цвет, персонажи людей или животных, стиль жизни, запоминающиеся рекламные идеи, соответствующую ауру. В маркетинговой практике технология брэндинга основывается на формировании визуальными, вер­бальными средствами и организационными действиями фирмы, произво­дящей или продающей товар, определенной для него ниши — позиции, подчеркивающей смысл предпочтительности рекламируемого товара.

Организационные действия, о которых идет речь, усиливают массовое восприятие брэнд-имиджа, созданное текстовым и худо­жественным оформлением товарного знака, упаковки и рекламной продукции, и осуществляются по всей цепочке движения товара от производителя к потребителю, особенно в местах продажи и пос­лепродажного обслуживания. Так, на брэнд-имидж влияют квали­фикация агентов по продаже, уровень сервиса, престижность и оформление мест реализации товаров, содержание опубликован­ных в средствах массовой информации материалов, посвященных фирменному товару и работе с ним, и т.д. Важную роль играет дли­тельность его присутствия и степень известности на рынке. Цен­ность брэнду добавляют и организационные факторы. Престижность товара, являющаяся основой его фирменности и представленная комплексным символом, создающим его репутацию, формируется как бы на трех уровнях.

Первый уровень — это фон, или особенности страны, местности, отрасли, где товар произведен. Франция известна высокой модой, Италия — изысканным дизайном, Швейцария — точностью, Гер­мания — добротностью. Мозельские, рейнские, бургундские, ка­лифорнийские вина или шотландское виски признаны во всем мире и покупаются в первую очередь потому, что они произведены в соответствующих регионах. Не вызывает сомнений качество бель­гийской стали, швейцарских сыров.

Второй уровень — это авторитет фирмы-производителя. Специ­алисты предпочитают компьютеры признанных компаний, таких, как ИБМ, "Компак" или "Эппл", Меломаны — пользующиеся спро­сом магнитофоны и музыкальные центры, например, выпускае­мые корпорациями "Текникс", "Панасоник". Привлекательна одеж­да от Кардена, Диора...

Третий уровень — это престижность, формируемая брэндингом, в частности, использующим два предыдущих направления, создающим и поддерживающим долгосрочную репутацию товара, даже если он мо­дифицируется в соответствии с требованиями времени или конъюнк­турой рынка.

В нашу динамичную эпоху, когда постоянно меняются и рыноч­ная среда, и психология потребителей, грамотная работа в области брэндинга нередко предполагает планирование на много лет впе­ред — в некоторых случаях на 15—20 лет (на срок защиты интел­лектуальной собственности, — баланса между консенсусом и ком­промиссом, т.е. между привычным и новым, необычным. Ведь вре­мя обесценивает брэнд, и он поддерживается новациями, сохраня­ющими и усиливающими в глазах потребителей ощущение особой ценности рекламируемого товара.

Иногда обстоятельства заставляют производителя полностью менять брэнд-имидж своих изделий, что порой требует от него определенной смелости. Недавно произошла смена товарного знака южно-корейской электронной фирмы "Голдстар" на "Эл-Джи элек­троникс", так как прежний знак у многих ассоциировался с китай­скими изделиями, не отличающимися высоким качеством. Таким образом, был внедрен брэнд современной компании, вступающей в XXI в.

Можно привести примеры, когда брэнд-имидж, наоборот, не меняется в течение длительного времени. Так, у дамских сигарет "Вирджиния слимз" давно поддерживается образ атрибута эманси­пированной женщины, сохраняются форма бутылки и старомод­ный товарный знак "Кока-колы".

Существует несколько путей усиления воздействия брэнда на потребителей: изменить свойства товара, цену, упаковку, рекламу, распределение (например, продавать только в фирменных или спе­циализированных магазинах). Но эти изменения ни в коем случае не могут быть спонтанными, умозрительными. Им обычно предше­ствуют измерения, тесты, исследования, позволяющие определить пути достижения благоприятной реакции потенциальных покупа­телей. Очень важны знание динамики их запросов, нужд, желаний, ожиданий, а также хороший вкус, особенно в дизайне, моде. Сло­вом, отличие должно быть ощутимым и стимулирующим.

Если товару на рынке сопутствуют успех, высокая репутация, всегда найдутся конкуренты, повторяющие его пользующийся по­пулярностью образ или под него подстраивающиеся. В мировой практике такая недобросовестная конкуренция обозначается характер­ным термином "те too" — "я тоже". Грамотно организованный брэндинг, представляющий собой постоянно развивающуюся деятель­ность, помогает оградить производителя от подобных действий, отсечь его товар от "прилипал", часто разрушающих установив­шийся благоприятный имидж.

Нетрудно заметить, что брэндинг отражает стремление рекла­модателя сформировать функционирующую, развивающуюся во времени систему рекламного информирования, обеспечивающего восприятие потребителями "фирменности" товара. Это является предпосылкой его масштабного сбыта с максимальной прибылью. Для создания такой "фирменности" представление ценности брэнда должно основываться на четко сформулированной и понятной для рекламной аудитории позиции товара.

Очевидно, что центром, основой персонализации и идентифи­кации фирменного товара является наименование — словесный то­варный знак, передающий определенное рекламное послание по­требителю и способствующий положительному восприятию или, наоборот, отторжению брэнда. Это наименование, в первую оче­редь, является неосязаемым активом фирмы, производящей то­вар, защищенным и растущим в цене. Оно не только позициониру­ет изделие или услугу среди аналогов, но и помогает потребителю запомнить и выделить товар в ряду его конкурентов, выдерживая испытание временем.

Все элементы брэндинга, по сути дела, являются составляющи­ми мифа — позиция товара, ее литературное оформление, выбран­ная символика, художественно-графическое представление, упа­ковка, антураж реализации, даже выбор рекламоносителей. Брэн­динг — концентрация усилий творцов рекламы в создании мифа.

Теперь, когда понятны суть и особенности брэндинга; разбе­ремся в технологии и этапах создания брэнд-имиджа, т.е. в логике и последовательности решения задачи по формированию активно и доходчиво поданного, долгосрочно выполняющего свои функ­ции персонализированного образа товара.

Первый этап — выделение не изменяющейся в течение времени основы представления товара, т.е. формулы брэнда. В идеале она концентрируется в одном слове, выражающем его сущность.

Второй этап — анализ микро- и макровлияния максимального количества относящихся к делу факторов. Изучаются маркетинго­вое окружение (экономические, политические, технологические и другие особенности и тенденции рынка), конкуренция (прямые конкуренты в том же сегменте потребительского рынка и косвен­ные вне этого сегмента), ценность брэнда для потребителя (социо­логические и психологические особенности, историческое, куль­турное влияние, восприятие образа, его персонализация (иденти­фикация), динамика рыночной среды (изменения отношений и ожиданий потребителей к реальным свойствам товара и мифологи­зированным, создаваемым брэндом, влияние на эти изменения рекламных кампаний и отдельных мероприятий).

Третий этап — формирование на базе данных, полученных в результате качественных и количественных исследований, модели­рования рыночной ситуации, изучения творческих работ, даже ар­хивного анализа, исходной информации, позволяющей ответить на следующие вопросы: какое положение занимает товар среди своих конкурентов? почему? какое более предпочтительное положение он мог бы занять? как этого добиться?