Смекни!
smekni.com

Введение в теорию маркетинга (стр. 26 из 68)

Другим слабым местом в общепринятом понимании сущности потребности является множественность трактовок, возникающая из-за слабой междисциплинарной согласованности исследований, а также вследствие различий в подходах и целях исследований, пред­ставляющих разные научные дисциплины. Понятие "потребность" фигурирует в научной литературе, по крайней мере, в трех значе­ниях. Во-первых, как обозначение объекта внешней среды, т.е. потребность в конкретных предметах (телевизорах, стиральных ма­шинах и т.д.), преимущественно в социологии, экономике, марке­тинге. Во-вторых, как состояние психики, отражающее эмоцио­нальную напряженность вследствие нехватки чего-либо, в общей и педагогической психологии. В-третьих, как фундаментальные свойства личности (высокий уровень развития познавательной потреб­ности соответствует таким свойствам личности, как любознатель­ность, увлеченность, усидчивость и т.д.).

Следовательно, если за словом потребность скрываются три весь­ма непохожих психологических явления, то возникает нелепая си­туация: любое благо, ценность, каждое психическое состояние или просто любую вещь можно бездумно присоединить к слову потреб­ность и тогда получается необозримый, нескончаемый ряд назва­ний-ярлыков, которые невозможно даже сосчитать, не то что клас­сифицировать — потребность в холодильниках, мороженом, по­требность в покое и отдыхе, потребность читать свежие газеты, по­требность в чистой воде, в витаминах и так далее до бесконечности. Отсюда возникло мнение, что разработать классификацию потреб­ностей невозможно в принципе.

Если же принять, что потребность есть свойство личности, что не отрицает, конечно, ни наличия потребительских состояний, ни надобности, положим, отслеживать потребительский спрос в мар­кетинге, но просто делает их предметом анализа в иных исследова­тельских программах, то возникает возможность избавиться от "странной бесконечности", которая, по сути дела, маркетинг про­сто обезоруживает. Если потребностей бесконечно много, то нет никакой возможности определить уникальную композицию потреб­ностей конкретного работника, диагностировать уровень их разви­тия, определить программу воспитательных воздействий и тактику усиления трудовой мотивации данной личности. При этом неизве­стно, какие потребности наиболее сильны и значимы для одухот­воренной личности и смогут ли они служить основанием для пло­дотворного взаимодействия производителя и потребителя. Чтобы понять сущность категории "потребность" попытаемся дать ей оп­ределение.

Наиболее продуктивное определение сущности потребности вытекает, на наш взгляд, из концепции психологического отноше­ния, созданной в трудах одного из классиков отечественной психо­логии В.Н. Мясищева.

Отношение, по Мясищеву, имеет как бы три грани, три сторо­ны: первая — оценка явления, квалификация объекта в системе значимостей, вторая — эмоциональное переживание, принятие или неприятие объекта (в широкой гамме от простейшего "нравится — не нравится" до высокого накала страстей в произведениях искус­ства) и третья — тенденция обладания, захвата и присвоения (от лат. conare — стремиться, домогаться).

В более поздних работах, прямо к теории потребностей не обра­щаясь, Мясищев объясняет потребность как отношения личности потому, что основными конституирующими компонентами этого понятия являются: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Если потребность представляет собой связь между субъектом и объектом, то эта связь, исходя даже из традиционного представле­ния о потребности как о нужде или нехватке определенных усло­вий жизни, должна выступать как противоречие между тем, что требуется, и тем, чего недостает. Подчеркнем, что такое понима­ние вполне соответствует идее развития, сложившейся в отечествен­ной философии, которая утверждает, что источником всякого дви­жения и развития является противоречие.

Следовательно, если потребность издавна рассматривается как движущая сила, источник поведения и развития, и если, далее, источником развития является противоречие, то и потребность дол­жна быть понята как противоречие между тем, сколько имеется и тем, сколько надо бы, между тем, какое есть у меня и тем, какое имеется у соседа. Отсюда, не претендуя на безошибочность, можно предложить следующую характеристику феномена потребности, учитывающую не одно (нужда), а, по крайней мере, три ее необ­ходимых сущностных признака: потребность есть психологическое отношение личности; потребность есть противоречие; потребность есть движущая сила поведения.

В таком случае рабочее определение может иметь следующий вид: потребность — это субъективное отношение личности (к явле­ниям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей в случае духовных потребностей или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности в слу­чае материальных), выступающее источником активности. То же самое, но короче: потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения.

В предлагаемом нами определении представлены следующие моменты.

Во-первых, субъектно-объектная сущность потребности как пси­хологической связи личности с предметом потребности, существу­ющим объективно и вызывающим то внутреннее, субъективное, что становится потребностью. Здесь отражен очень важный момент, позволяющий преодолеть иногда стихийно возобновляющиеся взгля­ды о врожденном характере потребностей.

Во-вторых, понимание потребности как отношения личности выгодно тем, что оно выводит важнейшую проблему формирова­ния потребностей на уже освоенный уровень общих закономерно­стей воспитания и тем самым ведет к познанию психологического механизма формирования этого центрального явления в структуре личности. Следовательно, психологический механизм формирова­ния потребности представляет собой процесс отражения социальных эталонов потребления. Это положение позволяет создать теорети­ческую модель процесса целенаправленного формирования потреб­ностей.

В случае формирования потребностей противоречие возникает между освоенными в социуме эталонами, нормами и способами потребления духовных и материальных благ, с одной стороны, и индивидуальными размерами их освоения конкретным человеком — с другой. Отставание от общественно достигнутых размеров и каче­ства освоения ценностей переживается как диссонанс, внутренний кризис, даже ущербность, и вследствие этого возникает та самая побудительная сила для преодоления отставания, которая имену­ется потребностью.

Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Чтобы потребность "заработала" и исполнила роль движущей силы поведения, необходимо наличие особого "пуско­вого механизма" в виде специального психологического явления, называемого мотивом. Другими словами, для инициации деятель­ности необходимо соотнесение потребности с предметом, кото­рый способен данную потребность удовлетворить. Мотив "опредмечивает" потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. Мотив — это то, ради чего совершается деятель­ность. Существуют разнообразные попытки определения понятия "мотив". Их обсуждение, логическое обоснование и выбор наибо­лее точного определения интересны только специалистам-психо­логам и слишком далеко увели бы нас от цели, потому ограничим­ся определением, по возможности, самым простым и коротким, заранее соглашаясь на какие-то погрешности в смысле точности и полноты.

Мотив — это образ успешно завершенного действия по реали­зации потребности, чувственно окрашенное, обязательно прият­ное и притягательное представление будущей процедуры достиже­ния и обладания. Это предвкушение и становится той внутренней силой, которая побуждает действовать (или потерпеть и от дей­ствия воздержаться в случае конкуренции нескольких потребнос­тей) и составляет содержание глагола "хотеть".

Более или менее отчетливое осознание потребности приводит к оживлению в памяти представления о предметах или ценностях, способных удовлетворить данную потребность, — обычно их назы­вают "благо".* Далее человек вспоминает или изобретает заново способы овладения благом и соизмеряет их с собственными сила­ми, ресурсами, умениями, короче, возможностями. На самом деле мотив возникает часто без пространных размышлений, но возмож­ны случаи нерешительности и колебаний, тогда необходимо взве­сить и соотнести затраты и цену. Если цена слишком высока, то нужно ли браться за дело? В таких случаях иногда говорят "овчинка выделки не стоит" и берутся за поиск другого объекта.

* Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личнос­ти. Л.: Наука, 1983.

Наконец, благо определено, способы овладения намечены, при­влекательность объекта оценивается высоко и тогда возникает на­мерение действовать. Однако на этом процесс не заканчивается. В понимании сущности мотивов поведения имеют место серьезные несовпадения взглядов. Например, В.И. Ковалев пишет, что "при самой тесной связи потребностей и мотивов, последние не теряют своей самостоятельности и специфичности, однако ряд авторов фактически отрицают самостоятельность мотива".* Это проявляет­ся в том, что одни из них просто отождествляют мотивы с потреб­ностями (Вайсман Р.С, Кузьмин Е.П.), другие наделяют потреб­ности самостоятельной побуждающей функцией (Якобсон П.М.), третьи рассматривают мотив как только одно из побуждений наря­ду с потребностями, целями или эмоциями (Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н.). Еще более категоричен X. Хекхаузен: "Вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках, вместо мотивации — о направленном влечении, проблемы остаются, в сущности, те же, лишь несколько меняются подходы к их решению.** Обобщая, мож­но сказать, что мотив видоизменяет исходную потребность. Это за­мечание потребуется нам далее при обсуждении процесса возвы­шения потребности.