Смекни!
smekni.com

Введение в теорию маркетинга (стр. 27 из 68)

* Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.

** Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986. С. 35.

Отличие от потребностей и особое место мотивов в психологии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность может быть реализована посредством множества совершенно разных мотивов. Например, потребность в общении может быть удовлетворена че­рез мотив поговорить по телефону; в нетерпеливом желании пойти на свидание; в намерении быстро одеться и пойти просто в любое людное место или в парадоксальном желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и пригласить только что оставленных друзей на ужин — в виде сюрприза; рас­крыть любимую книгу для продолжения воображаемой дискуссии с постоянным другом-оппонентом или... и т.д. до бесконечности.

В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из потребности в самовыражении (осво­ен новый танец и не терпится продемонстрировать его друзьям), завтра — из потребности в общении (известно, что кто-то из одно­классников там будет и даже, если танцевать не хочется, человек идет все равно ради общения), послезавтра — повинуясь сексуаль­ной потребности, на следующий день на первый план может выйти эстетическая потребность, если на гастроли приезжает популярная группа, и т.д.

Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив — не одно и то же. Потребности — явление субъектно-объектное, они предопределены, заданы человеку социальными от­ношениями, тогда как мотив — явление чисто субъективное, "мое" и ничье больше.

Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе мож­но встретить противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития универсального и единого комплекса базовых потребностей, в котором одни для данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от разных обстоятельств, "дремлют".

Число базовых потребностей ограничено, тогда как мотивов — бес­конечное множество, как бесконечно число предметов и необозримо число благ и ценностей человеческой жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в общении, каждый страда­ет от одиночества, но уникальность и неповторимость личности опре­деляется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой жела­ния и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разно­образием способов удовлетворения, т.е. непохожестью мотивации, возникающей из этой одинаковой для всех потребности в общении.

Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одно­го она ограничена рок-музыкой, а другой интересуется и живопи­сью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей при­роды и общества.

Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия "мотив", потребовались еще и для того, чтобы обратить внимание на недо­пустимость небрежного употребления понятий. Так, в учебнике психологии для пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную книгу, купить галстук модной рас­цветки и т.д. Но должно быть понятно, что таких потребностей не бывает, что названы мотивы, опосредствующие какое-то удовлет­ворение, но никак не сами потребности.*

* Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1978. С. 117.

Неточность в употреблении слов проявляется и в том, что суще­ствует тенденция включать в феномен мотивации самые разнооб­разные психологические явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция, цель, мечта, установка, убеждение. А есть англоязычные термины: "драйв", импульс, "эрг", "трейт", а также подкрепление, стимул. Но это еще не все. Моти­вировать поведение могут такие личностные свойства, как само­оценка, уровень притязаний, особая потребность в достижении. Ведь у человека есть привычки и стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без раздумий и размыш­лений, есть так называемые моральные принципы и т.д.

Систематизировать и понять взаимозависимости всего этого мно­гообразия психологических явлений при данном состоянии науки не представляется возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, если учитывать качественное различие потребнос­тей, т.е. разную степень социализации потребностей нижнего уров­ня в сравнении с духовными потребностями четвертого уровня.

Если мы договорились, что мотивом будем называть образ же­лаемого будущего, инициирующий деятельность, то все приведен­ные определения — это всего лишь или оттенки смысла, или отра­жение места какой-либо потребности в общей иерархии. Напри­мер, есть потребности низших порядков, почти одинаковые у нас и животных, в этом случае вполне уместно использовать понятие "драйв". Стало быть, если вам во время чтения встретится это сло­во, будет понятно, что речь идет о мотивации, вызванной не ка­кой-нибудь, а только одной из примитивных потребностей. Но если говорить, например, о потребности смысла жизни, то слово "драйв" не подходит принципиально.

В то время как низшие потребности выступают в качестве пря­мого, безусловного побуждения, т.е. "толкают" поведение без по­средника-мотива (попробуйте не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется), потребности высших уров­ней имеют множество вариантов реализации, поэтому в данном случае не обойтись, например, без понятия идеала. Здесь даже оп­ределение почти совпадает: идеал — это представление (может быть недостижимое) о будущем, побуждающем активность личности.

С этой точки зрения становится ясно, что, например, интерес — это просто форма потребности, но никак не мотив поведения. Ког­да есть потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но будет ли проявлена активность в деле овладения объек­том зависит не от интереса, а только от мотива. Следовательно, включать интересы в список мотивов поведения не только невер­но, но и нецелесообразно: интерес может быть, а может и не быть мотивом поведения. Хорошо, что язык допускает смысловые от­тенки, усиливая выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то "интереса к живописи", мы не сказали ничего конкретного о мотивации данной деятельности, и это только уводит нас от пони­мания истинных причин поведения.

Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся для уточнения понятия "мотивов", позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной проблемы исследования: уникальность и непов­торимость личности определяется не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно одинакового для всех лю­дей набора базовых потребностей. Людей отличают друг от друга не потребности, а мотивация.

Качество удовлетворения потребностей зависит от различия мо­тивов: по направленности (на высокие или низменные объекты предпочтения); по силе и интенсивности стремления; по разнооб­разию и богатству объектов, удовлетворяющих потребность.

Таким образом, в самом общем виде мотивация человека к дея­тельности понимается как совокупность движущих сил, побужда­ющих к осуществлению определенных действий. Эти силы нахо­дятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или нео­сознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать бо­лее детализированное определение мотивации. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые по­буждают человека к деятельности, задают границы и формы дея­тельности и придают этой деятельности направленность, ориенти­рованную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной свя­зи со стороны деятельности человека.

Прежде чем приступить к дальнейшему рассмотрению этих воп­росов, постараемся уточнить смысл основных понятий, использу­емых в нашей работе.

Обобщая все, что было сказано ранее, можно утверждать, что потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что является достаточно общим для разных людей, но в то же вре­мя имеет определенное индивидуальное проявление у каждого че­ловека. Наконец, это то, отчего человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она дает о себе знать и "тре­бует" своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устра­нять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосоз­нанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно уст­раняются. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляется, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень частоты проявления вли­яния на человека.