Политики. Политикам, таким образом, приходится действовать в условиях, когда взгляды экспертов на демографические проблемы страны значительно расходятся. Это, однако, является хотя и важной, но далеко не единственной причиной различий в подходе экспертов (ученых) и политиков к демографическим проблемам. Такие различия, в конечном счете, обусловлены дифференциацией социальных ролей ученых и политиков. Если ученый больше озабочен логической стройностью теории, то политик - последствиями ее применения на практике. Для ученых "мнение толпы" - собрание мифов, которые надлежит развенчивать, для политиков - ресурс, который необходимо использовать. Компромиссы и коалиции в научных дискуссиях по большому счету бессмысленны - кошка останется белой или черной, даже если стороны договорятся считать ее серой. В политике, по определению представляющей собой деятельность по разрешению разнообразных общественных конфликтов, достижение компромиссов и создание коалиций часто оказывается единственным способом решения проблемы. Ученый может позволить себе неспешный поиск истины, политик должен принимать решения "здесь и сейчас", причем в условиях значительной неопределенности. Вполне естественно поэтому, что политики относятся к демографической ситуации в стране по-иному, чем ученые.
Неоднородность мнений политиков по всем вопросам оказывается значительно меньшей, чем у экспертов (таблица 2), что объясняется рядом причин. Доля текстов умеренно-прагматической направленности (58,9%) среди текстов, принадлежащих политикам, гораздо выше, чем по массиву в целом (25,4%)13, что напрямую связано с преобладанием "центристов" и "прагматиков" в нынешних органах власти. Хотя, как уже говорилось выше, при определении политико-идеологической направленности текста высказанные в нем мнения по демографическим вопросам не принимались во внимание, между политико-идеологическими воззрениями и взглядами на демографические проблемы существует тесная корреляционная взаимосвязь (таблица 1). Следствием этого является и большая, по сравнению с другими акторами, концентрация мнений политиков вокруг одной, причем, как правило, "центристской" точки зрения по демографическим проблемам. Так, мнения о том что, повышение смертности в 90-е годы было обусловлено факторами, как связанными, так и не связанными с проведением реформ, а миграция может стать благом для страны лишь при условии ее разумного государственного регулирования, высказывается политиками чаще, чем учеными и публицистами.
Другим, не менее важным фактором, увеличивающим однородность взглядов политиков на демографические проблемы, является склонность политиков декларировать мнения, популярные среди населения. В случае, когда большинство населения придерживается определенной точки зрения на те или иные демографические проблемы, политики достаточно охотно поддерживают ее, что также приводит к большей однородности их мнений по сравнению с позициями экспертов.
В ряде случаев этот фактор оказывается даже более важным, чем принадлежность к той или иной части политического спектра. Так ученые, придерживающиеся либеральных воззрений, считают, что снижение рождаемости ни при каких условиях не может быть объяснено снижением уровня жизни. Однако политики, в том числе, находящиеся в либеральной части политического спектра, придерживаются иной точки зрения. По мнению И. Хакамады, "разумеется, одна из основных причин снижения рождаемости - низкий материальный уровень жизни большинства семей. Сложно вырастить даже одного ребенка, если папа с мамой по полгода не получают зарплату"14. Г. Явлинский считает, что "когда женщины будут уверены в предсказуемости нашей страны, когда уровень материального состояния каждой семьи будет высоким, а самое главное - стабильным, вот тогда многие из них, я уверен, решатся на нескольких детей"15.
В целом, утверждение о том, что низкая рождаемость в России никак не связана с низким уровнем жизни, содержится лишь в 9,5% текстов, принадлежащих политикам, но в каждом третьем тексте экспертов и публицистов. В данном случае мнение политиков совпадает с позицией большинства населения. Так, судя по опросу, проведенному журналом "Ридерз дайджест", 93% респондентов полагает, что снижение рождаемости в девяностые годы было связано со сложной социально-экономической ситуацией, причем взгляды респондентов на данный вопрос практически не зависят от их образовательного уровня16. Близкий результат получили исследователи ИСЭПН РАН в Таганроге, где, по мнению 86,7% опрошенных мужчин и 89,2% женщин, низкий уровень жизни является решающим фактором, предопределяющим отказ современных семей от рождения ребенка17.
Политики значительно чаще экспертов позитивно относятся к мерам по экономическому стимулированию рождаемости (соответственно, 93,9% и 78,6% текстов, затрагивающих данный вопрос). И в этом случае они также высказывают точку зрения, популярную среди большинства населения, - по данным опроса ВЦИОМ 60,3% респондентов высказались за срочное проведение мер, направленных на повышение рождаемости18.
В целом, результаты контент-анализа свидетельствуют, что большинство политиков склонно декларировать мнения, которые популярны среди населения, тяготеют к политическому центру, отвечают представлениям, легко воспринимаемым на уровне здравого смысла и имеют достаточную поддержку в экспертном сообществе. Правительственная "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года", часто критикуемая за ее "половинчатость", в действительности является логическим следствием этой тенденции.
Публицистические и другие "журналистские" тексты, достаточно полно отражают всю палитру мнений по вопросам демографии, существующих в российском обществе. Господство определенной точки зрения на демографические проблемы "наверху" не приводит к ее доминированию в Интернете. Скорее, имеет место обратное - политики "фильтруют" идеи, высказываемые экспертами и СМИ. Публицистические тексты и другие журналистские материалы больше стянуты к политическим полюсам и чаще, чем тексты политиков, имеют либеральную политико-идеологическую направленность (соответственно, 23,4% и 8,9%), либо носят националистический характер (11,9% и 5,4%). Это, в свою очередь, приводит и к большей полярности мнений по демографическим вопросам, высказываемым журналистских материалах.
Неполитические (общественные) организаци, судя по результатам контент-анализа, стремятся, главным образом, к выполнению функций общественного контроля действий государства, а также - правозащитных функций. Основными линиями полемики являются критика законодательных изменений в области регулирования миграции и вопросы полового воспитания в школьных программах.
Результаты контент-анализа свидетельствуют о значительном расхождении подходов политиков и представителей общественных неполитических организаций к вопросам регулирования миграции в Россию из зарубежных стран. Для 75,7% текстов, отражающих точку зрения политиков, характерно "условно-положительное" отношение к такой миграции - признание ее позитивных аспектов сочетается в этих текстах с требованиями дифференцированного подхода к различным категориям иммигрантов и ужесточением борьбы с нелегальной миграцией в Россию. Точка зрения неполитических общественных организаций на проблемы миграции представлена, главным образом объединениями беженцев и вынужденных переселенцев, а также организациями правозащитной направленности. Для подавляющего большинства текстов, отражающих точку зрения этих организаций, характерно безусловно-положительное отношение к иммиграции, крайне настороженное отношение к действиям государства по регулированию миграционных процессов, несогласие с передачей такого регулирования в ведение МВД, критика недавно установленного порядка предоставления гражданства как чрезмерно жесткого.
Негативной стороной разногласий по вопросам миграции между политиками и общественными организациями представляется не сам факт таких разногласий, естественных и нормальных для демократического общества, а фокусирование дискуссии всего на двух, пусть и крайне важных, аспектах проблемы - правозащитном и этническом. Проблема формирования политики, обеспечивающей комплексный подход к регулированию миграции, развитию системы рабочих мест и профессиональному образованию, по-прежнему остается вне поля общественного обсуждения.
Итог всего сказанного выше оказывается достаточно парадоксальным - несмотря на явную ненормальность (по меркам демократического общества) демографической ситуации в России, механизмы формирования общественных представлений о ней оказываются (по тем же меркам) вполне нормальными. Демографические проблемы широко обсуждаются, взгляды приверженцев различных идеологических доктрин открыто высказываются и транслируются СМИ, эксперты генерируют идеи, политики "озвучивают" или игнорируют их, принимая во внимание мнение избирателей. Вопрос состоит в том, способен ли данный механизм привести к формированию разумной стратегии выхода из демографического кризиса.