Выход из демографического кризиса: консолидирующий потенциал идеи
Как известно, важнейший аспект любой политики - мобилизация ресурсов, причем не только материальных, но и интеллектуальных, информационных, символических19. Перспективы формирования демографической политики в России в значительной степени определяются способностью российского общества консолидировать усилия, необходимые для решения демографических проблем и привлечь к их решению достаточные ресурсы. Возникающие при этом экономические ограничения вполне очевидны. Столь же очевидно, однако, и то, что распределение создаваемого обществом продукта определяется взаимодействием (или, если угодно, борьбой) различных социальных и политических акторов. Среднедушевой ВВП, достающийся на долю одного россиянина, безусловно невелик, но и не настолько мал, чтобы обрекать страну на демографическую катастрофу. Немало стран, расположенных во всех частях света - Болгария, Марокко, Китай, Венесуэла и т.д., и обладающих (при пересчете по паритетам покупательной способности) среднедушевым ВВП, меньшим, чем российский, отличаются, тем не менее, более высокой, чем у нас продолжительностью жизни. Все это побуждает вернуться к социологическому анализу и попытаться с его помощью рассмотреть перспективы формирования демографической политики в стране.
Прежде всего, попытаемся очертить область совпадения взглядов на демографические проблемы России различных участников процесса формирования демографической политики. Ядро такой области образует оценка сложившейся демографической ситуации как неблагополучной, разделяемая практически всеми участниками этого процесса. Столь же общим является и признание уровня смертности, сложившегося в стране, одной из болевых точек современной российской действительности. Наконец, подавляющее большинство политиков и значительная часть экспертов высказывается в пользу мер экономической поддержки семьи, хотя формулируемые при этом позиции варьируют от вполне конкретных заявлений о необходимости материального стимулирования рождаемости с помощью пособий, налоговых льгот и ипотечных ссуд до весьма неопределенных деклараций об экономической помощи семье. Следует также отметить, что если позиции ведущих групп экспертов по данным вопросам давно сложились20, то позиции политиков не столь определенны и в большей степени зависят от политической и экономической конъюнктуры.
Наличие достаточно широкой области совпадения взглядов на меры, необходимые для улучшения демографической ситуации (или, в других терминах, достаточно широкого круга акторов, поддерживающих определенный круг таких мер), является, однако не более чем предпосылкой разработки и реализации эффективной демографической политики. Перспективы решения данной задачи в немалой степени зависят от желания и способности важнейших участников этого процесса мобилизовать необходимые ресурсы. Рассмотрим в этой связи возможные сценарии формирования демографической политики в ближайшем десятилетии.
Первый из них - инерционно-пессимистический - предполагает устойчивое воспроизводство взаимоотношений между политической и демографической сферами жизни общества, типичных для 1990-х годов. При реализации такого сценария политическая полемика по поводу демографических бед России оказывается "самодостаточной", используется, главным образом, для взаимных обвинений и не приводит к реальным изменениям в экономической, социальной и демографической политике. Реализация такого сценария является весьма вероятным, но наименее желательным ходом развития событий.
Общими особенностями двух других сценариев являются, во-первых, более активное, чем в девяностые годы участие государства в решении демографических проблем страны и, во-вторых, достаточно существенное взаимовлияние политической и демографической сфер жизни общества.
Сущность второго, государственно-бюрократического сценария заключается в попытке воспроизвести в новых условиях механизм советской государственной демографической политики восьмидесятых годов. Меры такой политики (включая антиалкогольную компанию) дали в свое время несомненный, хотя и кратковременный, позитивный эффект21, поскольку хорошо вписывались в господствовавший "социальный контракт" между государством и его гражданами22.
Хотя возможность развития событий по государственно-бюрократическому сценарию в принципе нельзя исключить, ряд обстоятельств делают его реализацию весьма проблематичной. В финансовом плане это - опора исключительно на бюджетные средства, в идеологическом - противодействие или индифферентность влиятельных в информационно-пропагандистском плане групп, обиженных исключением из числа "соавторов", а следовательно и получателей политических дивидендов такой политики. Государственно-бюрократический вариант демографической политики - не лучший способ мобилизации финансовых, интеллектуальных и символических ресурсов, необходимых для ее реализации.
Наиболее желательной была бы реализация третьего - государственно-общественного сценария формирования демографической политики. Данный сценарий предполагает формирование возможно более широкой общественной коалиции, ставящей своей целью объединение усилий, направленных на выход из демографического кризиса. Ядро такой коалиции могли бы составить, с одной стороны, общественные организации, выступающие в защиту семьи и семейных ценностей, пропагандирующие здоровый образ жизни, защищающие окружающую среду, и т.д., с другой - политические партии, готовые внести свой вклад в усилия по выходу из демографического кризиса.
Государственно-общественный механизм реализации демографической политики выгодно отличается от государственно-бюрократического механизма тем, что лучше учитывает современные российские реалии, создает больше возможностей для привлечения негосударственных финансовых, интеллектуальных и символических ресурсов. Комплекс идей, определяемых, скажем, слоганом "выбираем жизнь" и нацеленных на преодоление демографического кризиса, став одним из стержневых пунктов предвыборных программ, а затем и практической политики, вполне способен увеличить поток финансовых и информационных ресурсов, направляемых на решение демографических проблем страны. Если с помощью средств массовой информации удастся актуализировать поведенческие стереотипы, работающие на "конструктив" и препятствующие саморазрушению, если через какое-то время после "первого толчка" позитивные механизмы заработают в автоматическом режиме, демографическая ситуация начнет устойчиво меняться к лучшему.
Неизбывной слабостью демографической политики в играх на политическом поле является отсутствие быстрых экономических дивидендов от ее реализации. Основным политическим ресурсом демографической политики является ее консолидирующий потенциал. Такой потенциал лишь отчасти обусловлен чисто "потребительской" привлекательностью демографической политики для большинства населения. Более важно другое обстоятельство - демографическая политика апеллирует к ценностям, которые формируют и стабилизируют любую социальную или этническую группу. Эти ценности - стремление к самовоспроизводству и сохранение ареала проживания.
Российское общество остро нуждается сегодня в снижении аномии23 и повышении солидарности. Есть веские основания полагать, что рост смертности и снижение рождаемости в последние годы - результат чрезмерной атомизации общества, нарушения или "злокачественного перерождения" семейных и других социальных связей. Повышая солидарность и снижая аномию, демографическая политика способна не просто улучшить демографическую ситуацию в стране, она может стать одним из политических инструментов консолидации общества вокруг решения позитивных, жизнеутверждающих задач.
В ходе жарких дискуссий о том, какой должна быть демографическая (или семейная) политика, нельзя забывать простой истины: средства на проведение такой политики не заданы изначально, общество "согласится" выделить их, лишь в случае создания достаточно влиятельной коалиции, способной доказать высокий уровень приоритетности демографических проблем. Поиск конструктивной основы и механизмов создания такой коалиции является сегодня весьма актуальной задачей.
1 - Статья выполнена при поддержке РГНФ (проект 02-03-00028д).
2 - Слембек Т. Идеологии, убеждения и экономическое консультирование: когнитивно-эволюционный взгляд на формирование экономической политики//Politekonom. 2000, №1 (14), c.45-63
3 - Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс//Полис, 2002, №2, с.44-57
4 - Демографическая политика в современном мире. /Под ред. А.Г.Вишневского - М.: Наука, 1989; Сакевич В. Семейная политика в странах Европейского Союза//Население и общество. 1999, №34, с.1-4; Демографическая ситуация в развитых странах глазами их правительств//Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня "Население и общество" 2001, №23-24, http://www.demoscope.ru
5 - Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс//Полис, 2002, №2, с.56
6 - Пантин И. Возможности циклически-волнового подхода к анализу политического развития //Полис. 2002, №5, с.19
7 - Гундаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа //Общественные науки и современность.2001. №5,с.58-65; Рыбаковский Л.Л., Захарова О.Д., Тарасова Н.В., Гришанова А.Г. Демографическое будущее России / ИСИ РАН, Саранск, 2000.
8 - Население России 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский.- М.: Книжный дом "Университет", 2000.
9 - Стенограмма семинара "Проблема-2003": демографический кризис - пути преодоления". 16 марта 2001 года htpp://www.csr.ru
10 - Павлов А. Это глупость, но что-то в этом есть. Предложение о введении многоженства при всей его анекдотичности задевает серьезную реальную проблему [беседа с В. Переведенцевым] http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg442000/polit/art5.htm
11 - Стенограмма семинара "Проблема-2003": демографический кризис - пути преодоления". 16 марта 2001 года htpp://www.csr.ru
12 - С. Захаров в "Клубе женщин, вмешивающихся в политику". Роддома России выполняют план. http://www.arbatova.ru/club/guest/13-1.html
13 - Здесь и далее - по отношению к общему числу текстов, политико-идеологическую направленность которых удалось идентифицировать в соответствии с вышеописанной процедурой.
14 - http://www.aif.ru/aif/old/show.php/903/art032
15 - Электронная газета "Шатура плюс", май 2001, http://www.yabloko.ru/Publ/2001/2001_5/010530_shatura_yavl.html
16 - Лебедева Л. Как преодолеть кризис рождаемости//Ридерз Дайджест, 2001, сентябрь-октябрь, с.28
17 - Россия -2000. Социально-демографическая ситуация. X ежегодный доклад / Под ред. Н.М. Римашевской. М.: Изд-во ИСЭПН РАН, 2001. С.74
18 - Сколько детей хотят иметь россияне. Демоскоп Weekly. Электронная версия журнала "Население и общество" 2002, №81-82, 23 сент. - 6 окт. 2002 г. http://www.demoscope.ru
19 - Важность символических ресурсов, на наш взгляд, недооценивается. Не исключено, что рост рождаемости в начале 80-х годов был вызван не только введением пособий на рождение детей (не столь уж и значительных), но и символическим эффектом этих пособий. Вводя такие пособия, государство как бы дает сигнал: "наступила подходящая пора реализовывать репродуктивные планы". По этой причине введение даже небольших выплат, стимулирующих рождение детей, может иметь позитивные результаты и в современных условиях.
20 - Население России 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский.- М.: Книжный дом "Университет", 2000; Демографическая политика: цели, принципы, приоритеты / Под ред. Л.Л.Рыбаковского. М.:ИСПИ РАН, 2000.
21 - Установить, в какой степени краткосрочный характер такого эффекта был вызван "имманентными" чертами самой демографической политики, а в какой - распадом планово-административной экономики и резким ослаблением государственных институтов на рубеже 1980-х и 1990-х гг. крайне сложно, а может быть и в принципе невозможно.
22 - Неписаные правила такого контракта предполагали как "отцовскую заботу" и "строгость" государства, так и погоню за государственными льготами и массовый обман государства с целью "обойти" его строгости.
23 - "Лингвистическим" подтверждением этого является то, что в лексиконе современного русского языка прочно обосновалось слово "беспредел", по существу - бытовой синоним социологического термина "аномия", носящий, однако, куда более выраженную эмоционально-отрицательную окраску.