Смекни!
smekni.com

Концепция формирования конкурентной стратегии на примере фирмы Nokia (стр. 15 из 18)

Первая российская презентация Nokia Design Storyсобрала ведущих специалистов, отвечающих за ключевые направления работы дизайн-бюро Nokia. Разработка дизайна новых моделейNokia начинается с комплексных антропологических исследований и анализа актуальных и будущих тенденций. Это направление представлял Тимо Веикколо (Timo Veikkolo), Старший специалист дизайн-бюро Nokia по прогнозированию. Тимо Веикколо рассказал о работе дизайнеров-антропологов, путешествующих по всему миру и собирающих новые идеи, впечатления и нестандартные решения, которые затем могут найти воплощение в новинках Nokia. Источники вдохновения для дизайнеров есть буквально повсюду. В первую очередь, это люди – их предпочтения и различные культуры. Дизайнеры Nokia регулярно проводят этнографические исследования, в рамках которых они живут в семьях в разных странах мира и буквально погружаются в местную культуру. Подобные исследования помогают понять потребности и вкусы людей и в соответствии с этим разработать оптимальный форм-фактор телефонов, найти новые мотивы для оформления корпуса, создать нужные аксессуары. Безусловно, мощным источником вдохновения для дизайнеров является природа, и наглядным примером этого служит модель Nokia 8800 Sirocco Edition, выражающая силы природы и скульптурную красоту тела. Нередко новые решения можно почерпнуть из других сфер творчества и промышленного дизайна. Например, в модели Nokia 8800 используется тот же механизм затвора, что в автомобилях Porshe.

Важная часть процесса создания новой модели – подбор оптимальных материалов и цветовых решений, поскольку мобильный телефон – это предмет ежедневного пользования, он всегда рядом – в сумке или кармане. А зачастую мобильный телефон является и продолжением индивидуального стиля, ярким аксессуаром. Поэтому тактильные ощущения и цветовая гамма крайне важны. Поиском инновационных материалов – красивых и в то же время практичных, подбором оптимальных цветовых решений, подходящих под конкретную модель и материал, занимается целая группа специалистов Nokia, которую представляла Тиина Карху (Tiina Karhu), Старший дизайнер направления цветов и материалов. В ходе презентации Тиина продемонстрировала на ряде оригинальных примеров, насколько важно правильно сочетание цвета, материала и общего сенсорного восприятия объекта. Например, представленная в ходе презентации картинка с вишнями золотого цвета смотрелась очень эффектно, но ни у кого из гостей не возникло желания попробовать такую вишню на вкус. Соблюсти правильный баланс всех ощущений – такова задача специалистов по материалам и цвету.

После долгого и кропотливого процесса сбора и анализа потребительских предпочтений, новейших тенденций и свежих идей, дизайнеры работают над новыми моделями в группах, соответствующих категориям продуктов Nokia. В рамках московской презентации выступил Томас Розен (Tomas Rosen), Старший промышленный дизайнер категории Премиум. Томас принимал участие в создании таких моделей как Nokia 8800 Nokia и Nokia 8800 Sirocco Edition. Создание новой модели начинается с классических карандашных набросков, которые многократно обсуждаются с коллегами-дизайнерами и техническими специалистами, дорабатываются и меняются. Лишь затем дизайнер ничанает компьютерное моделирование. В процессе разработки промышленные дизайнеры плотно сотрудничают со специалистами по материалам и цвету. Во внимание принимаются самые различные параметры, например, при создании Nokia 8800 дизайнеры тщательно подбирали звук, с которым открывается телефон, а также оптимальный вес – стальной корпус должен был производить правильное ощущение «весомости», и в то же время аппарат должен оставаться достаточно лёгким и компактным.

Таким образом, задача дизайнеров Nokia – разработать не просто оболочку для высокотехнологичного устройства, а идеально сбалансированный, эстетически привлекательный и удобный аппарат.

Наряду с презентациями дизайнеров, на мероприятии были официально подведены итоги российского этапа международной студенческой программы Only Planet, которую Nokia проводит совместно с крупными дизайнерскими академиями и институтами по всему миру. Программу представил Ееро Миттинен (Eero Mittinen), Директор Nokia Design Research. Проект Only Planet проводится дизайнерским подразделением корпорации Nokia и его цель – обмен информацией о культуре и ценностях разных стран мира, а также поиск молодых талантов. В программе Only Planet уже приняли участие студенты из Аргентины, Бразилии, Чили, Китая, Эстонии, Финляндии, Франции, Индии, Израиля, Италии, Японии, Швеции. Российский этап программы Nokia Only Planet прошел в Санкт-Петербурге, в Государственной Художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица на факультете «Дизайн». Победители программы представили свои работы дизайнерам Nokia и гостям мероприятия.

Презентация Nokia Design Story прошла в Музее Архитектуры им. А.В. Щусева, который на сегодняшний день представляет собой не только музей в традиционном понимании, но и ведущий центр по исследованию самого современного и актуального искусства. В день мероприятия залы музея были превращены в концептуальные дизайнерские зоны, оформленные соответственно ключевым направлениям дизайн-бюро Nokia. В каждой из зон, а также в центральном холле музея были выставлены работы участников программы Nokia Only Planet.

В зоне «Антропология» были представлены работы участников программы Nokia Only Planet, иллюстрирующие разного рода социальные взаимоотношения между людьми, их способы выражения впечатлений, вкусов, желаний. Под руководством Тимо Вейккола все желающие могли создать «ментальную» начинку для телефона, выбрать свой образ телефона мечты.

Зона «Материальный дизайн» представляла собой творческую лабораторию, где в режиме реального времени начинающие дизайнеры экспериментировали со смешением различных цветов и материалов. С помощью Тиины Карху гости вечеринки изучали законы мультисенсорности, проходя через все тактильные соблазны и придумывая свои варианты материала, провоцирующего на прикосновение.

Смелые эксперименты с ароматами, макияжем и декором телефонов – такова была концепция зоны «Premium & Fashion». От Томаса Розена гости мероприятия узнали, как воплощаются в жизнь идеалы - появляются телефоны премиум-класса, а профессиональный парфюмер посвятил всех в таинство рождения ароматов и того, как они могут обрести форму и стать осязаемыми.

В течение всего вечера гости, вдохновленные обстановкой, царившей на мероприятии, создавали свой телефон мечты, используя гипсовые модели мобильных устройств, различные украшения, запахи и другие подручные материалы. В конце вечера все «телефоны мечты» были выложены в центральном зале в форме логотипа Nokia, и дизайнеры определили победителей конкурса. Созданные своими руками «телефоны мечты» гости вечеринки смогли забрать с собой.

Системность обеспечивается детальным анализом окружения фирмы, выявлением элементов этого окружения и связей между ними. Традиционно факторы внешней среды относятся к экзогенным, а внутренней – к эндогенным, при этом считается, что внутренними факторами фирма управляет, а внешние принимает как данность.

Однако наблюдения за стратегическим поведением глобальных компаний заставляют пересмотреть тезис о практической недоступности факторов внешней среды для управляющих воздействий. Разумеется, эти факторы невозможно сделать эндогенными, но можно сделать частично управляемыми. Такое явление мы предложили назвать «интериоризацией внешних факторов», по аналогии с термином «интериоризация внешних эффектов», используемым в институциональной экономике.

В результате интериоризации фирмы могут воздействовать, например, на такие параметры, как затраты на производство и величина спроса.

Затраты на производство, которые в конечном итоге определяют себестоимость продукта, традиционно являются экзогенным фактором. В обычных условиях данный параметр задается субъектами внешней среды. В их число входят: рынки всех видов ресурсов, необходимых для производства товара, и государство, которое устанавливает входящие в себестоимость налоги. Но ТНК обладают определенной властью над поставщиками, так как могут диктовать им цены, по которым они согласны закупать комплектующие. Аналогичным образом ТНК имеют определенную возможность влиять на государство, которое снижает для них налоги, предоставляя благоприятный климат для инвестиций. Кроме того, большинство ТНК могут регулировать величину затрат на оплату труда в единице продукции, размещая производство в странах с более дешевой рабочей силой. Еще один путь снижения затрат – разделение их с конкурентами или поставщиками путем образования альянсов.

Спрос каждой из фирм в обычной монополистической конкуренции, строго говоря, не является экзогенным фактором, на него можно воздействовать, рекламируя товар. Но таким образом можно добиться лишь перераспределения спроса – увеличение спроса для одной фирмы означает снижение спроса для другой. Таким образом, совокупный спрос на всем рынке останется постоянной (и экзогенной – по отношению ко всей совокупности поставщиков) величиной. Глобально оперирующим компаниям доступно нечто большее, а именно – создание спроса. Ниже нами будет рассмотрено два механизма воздействия фирмы на величину общего спроса: во-первых, это создание стандарта отрасли, во-вторых – продвижение глобального бренда.

Современные высокотехнологичные продукты требуют огромных вложений на стадии разработки и организации процесса их производства (они являются постоянными издержками) и сравнительно небольших затрат на изготовление каждого следующего изделия (являются переменными издержками). Поэтому, чтобы достичь безубыточности, а затем и прибыльности, компаниям остается только один путь - разложить постоянные расходы на возможно большее число единиц продукции. Для этого фирмы могут воспользоваться следующими приемами: