СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
1 .СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ПО БРАЧНОМУ И СЕМЕЙНОМУ СОСТОЯНИЮ…………………………………………………………………6
1.1 Сущность понятий "брак", "семья"……………………………………...8
1.2 Функции семьи…………………………………………………………....10
1.3 Типология семейных структур…………………………………………..12
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………....15
2.1Семейная структура населения…………………………………………...19
2.2 Брачное состояние и брачная структура……………………………..….21
2.3Психологический климат семьи……………………………………….....23
3. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ БРАЧНОЙ СТРУКТУРА
НАСЕЛЕНИЯ РФ………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...…28
Список используемой литературы…………………………………..……….32
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью курсовой работы является изучение брачно-семейной структуры населения. Основными задачами при написании курсовой работы являются: 1. Наиболее подробное изучение понятий брак и семья; 2. Провести анализ стабильности брачно-семейных отношений;
3. Сделать выводы о проделанной работе.
С началом XXI века, по мере того, как возрастает беспокойство по поводу социальных издержек в плане несостоятельности института брака и семьи, именно эта проблема выходит на передний план. Побочным следствием утверждения системы индивидуально-рыночных отношений явилось разложение семьи. Среди самых больших издержек XX века в нравственно-этическом отношении утрата внимания и серьезного отношения к семье и со стороны государства, и со стороны личности стоит на первом месте. А между тем и для общества, и для индивида прочная семья залог стабильности, нравственного благополучия и здоровья.
Семья всегда будет нужна обществу, так как социальная необходимость в людях, в смене поколений, в социализации личности, в сохранении здоровья и удлинении продолжительности жизни каждого отдельного человека повышает значимость и социальную ценность семьи. Формирование культуры брачно-семейных отношений среди молодежи - важное звено во всей воспитательной работе в процессе подготовки юношей и девушек к взрослой жизни, в том числе и семейной.
Место и роль семьи в жизненном сценарии каждого человека, во внутренней эмоциональной и духовной жизни чрезвычайно велико. Человек на рубеже веков стал обладателем огромного количества самых разнообразных знаний, но он радуется и страдает, создает семью или разрушает ее примерно так же и по тем же самым причинам, как и сотни лет тому назад.
Культура брачно-семейных отношений - это особый вид нравственной культуры. Умение жить в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, воспитанной с детства.
Процесс преодоления негативных тенденций в экономике, социальной жизни и в нравственном развитии общества предполагает активизацию деятельности всех общественных ресурсов, и в первую очередь семьи. Причем процесс этот не может быть растянутым во времени. Упрочение брака, активизация функции семьи требуется сегодня, немедленно, чтобы уже в следующем поколении получить заметный сдвиг.
Связанная с обществом семья, с одной стороны, своими основаниями уходит в способ производства, структуру производственных отношений, с другой, - целиком и полностью построена на сознании индивида, включая сферу его эмоций, чувств, настроений, потребностей, интересов, желаний и волеизъявлений.
Последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций. Они выражаются в следующем:
-уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
-непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
- рост количества семей с единственным ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
-рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
-увеличение числа разведенных мужчин и женщин, которые затем не могут или не хотят повторно вступать в брак;
- рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;
-значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной несовместимости супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.
Все высказанные выше соображения подтверждают актуальность и необходимость организации подготовки молодежи к такой важной сфере жизни, как брачная и семейная жизнь. Это тем более важно, что сегодняшние юноши и девушки — это завтрашние папы и мамы, от которых зависит воспитание будущих поколений, так как семейное воспитание является одним из решающих факторов формирования личности ребенка. Упущения в семейном воспитании слишком дорого обходятся обществу и поэтому необходимо еще более активное воздействие на процесс семейного воспитания путем подготовки молодежи к своим будущим материнским и отцовским обязанностям.
Подготовка молодежи к браку должна охватывать все компоненты культуры брачно-семейных отношений и строиться на основе антропологических констант с учетом специфики их освоения молодежью в зависимости от возраста, уровня образования и пола.
Вернуть семье, браку нравственную притягательность - вот конечная цель подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни.
Таким образом, необходимость исследования вызвана, с одной стороны, потребностью общества в стабильном браке и полной семье, выполняющей все свои основные функции, с другой, - личной заинтересованностью каждого индивида в создании прочного духовного союза, каким может стать семья, при освоении каждым членом основ культуры брачно-семейных отношений еще в юношеские годы.
В курсовой работе на основе комплексного подхода к анализу семьи создана антропологическая концепция формирования культуры брачно-семейных отношений, которая в дальнейшем использована при составлении современной системы подготовки молодежи к браку и семье через осмысление философской проблемы человек и семья.
1 .Структура населения по брачному и семейному состоянию
Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.
Для демографии брак интересен прежде всего как фактор создания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности, как фактор, определяющий их конкретную специфику и закономерности изменения.
При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза мужчины и женщины, сколько фактическим браком, т.е. наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет. Вместе с тем демографию не может не интересовать и юридическая форма брака, поскольку с этим понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.
Под видами или формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди видов брака прежде всего различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие).[1] [4.c.173]
Моногамия, или моногамное супружество, - это брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия, или полигамное супружество, - это брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния, или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия, или многомужество).
Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. В настоящее время даже во многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и, более того, поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом.
В настоящее время все большее распространение получает так называемая серийная моногамия, т.е. повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. И серийная моногамия сама по себе, и примирительное отношение к ней как к квазинормативному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.
Под брачным состоянием (статусом) понимают положение индивида по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями или правовыми нормами той или иной страны.
В настоящее время органы статистики большинства стран стремятся следовать правилам определения брачного статуса. Согласно им выделяются следующие категории брачного состояния, или брачного статуса: лица, никогда не состоявшие в браке; состоящие в браке и живущие вместе; вдовые и не вступившие в новый брак; разведенные и не вступившие в новый брак; состоящие в браке, но не живущие вместе; случаи, которые невозможно классифицировать. Эти шесть категорий являются основными категориями брачного состояния, которые учитываются демографической статистикой большинства стран.
Вступая в брак, разводясь или овдовев, люди меняют свой брачный статус, переходя из одного брачного состояния в другое. На уровне всего населения эти случаи смены брачного состояния (а также случаи овдовения) образуют массовый процесс переходов, которые в своей совокупности представляют собой воспроизводство брачной структуры.
Брачная структура - это распределение населения по брачным (статусам) состояниям. Брачная структура строится по данным переписей или микропереписей, т.е. является моментной характеристикой. Обычно распределение по брачному состоянию комбинируют с группировками по полу и возрасту, получая тем самым брачную структуру как всего населения, так и населения разного пола и возраста. Расчет брачной структуры в межпереписные периоды практически невозможен из-за упомянутой несопоставимости данных о брачном состоянии по переписям и текущему учету.