Перечислю основные выводы и рекомендации по совершенствованию региональной демографической и семейной политики, которые были подготовлены по результатам этих исследований.
Государственная семейная политика ориентирована в основном на семьи, нуждающиеся в социальной защите, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска. «Обычные» семьи, выполняющие функции воспроизводства и социализации, оказались вне поля зрения государства и органов местного самоуправления.
В настоящее время назрела необходимость в новых подходах к оказанию социальной помощи семье. Одним из таких подходов может стать утверждение социальных стандартов качества жизни различных категорий семей: многодетных семей, монородительских семей, семей с детьми-инвалидами, семей, в которых один из родителей является нетрудоспособным, и т. п. Принципиальной особенностью социальных стандартов является то, что объектом регулирования становиться семья, участвующая в нормальном процессе труда и быта, а не индивид в экстремальных условиях бедности, угрожающей самой жизни. Методология социальной стандартизации ориентированна не на индивида, а на семью с ее совместным потреблением и инициирует ответственность личности за благосостояние семьи и воспитание детей.
На рождаемости негативно сказываются сформировавшиеся установки на откладывание рождения детей, на рациональное планирование жизни и рождение детей в позднем репродуктивном возрасте, на позитивное отношение к абортам, предпочтительности реализации себя в карьере, но не в семье, на допустимость добрачных сексуальных контактов. Широко распространенные установки на необязательность рожать детей и фактически пожизненную бездетность, а также допустимость рожать и воспитывать ребенка вне брака и без отца также негативно сказывается на показателях рождения детей.
Необходимо пропагандировать ценность стабильного пожизненного брачного союза и регистрацию супружеских отношений, что позитивно скажется на решение супругов иметь детей. Также важно формировать установки на супружеские отношения близости и привязанности в противовес отношениям автономности и независимости.
Одним из важных направлений работы с молодыми родителями, влияющим на желание родить еще одного ребенка в семье, могло бы стать воссоздание, развитие и укрепление семейных традиций, в том числе религиозных, создание родословной семьи, семейных праздников, календарей значимых семейных событий.
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях всех типов, к общей численности детей-сирот в Санкт-Петербурге на 1 января 2009 года составляла 29,1%.
Большое внимание Правительство Санкт-Петербурга уделяет развитию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, в том числе приемные семьи.
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, к общей численности детей-сирот в Санкт-Петербурге на 1 января 2009 года составляла 70,9%.
В течение 2008 года были проведены мониторинг и социологические исследования.
На 1 января 2009 года в Санкт-Петербурге учтено 75955 семей, в которых проживает 110419 детей. Абсолютное большинство семей имеет в своем составе не более трех человек.
Планами предусмотрены следующие меры, направленные на улучшение здоровья, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения, повышение рождаемости и создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, регулирование процессов миграции, адаптацию инфраструктуры города к процессу старения населения.
В сложившейся ситуации очень важно неукоснительно выполнять государственные гарантии в части обеспечения полного объема социальных выплат семьям, имеющим детей, а также эффективно решать проблемы занятости населения в условиях кризиса.
Доля лиц старше трудоспособного возраста в населении Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. Средний возраст жителей Санкт-Петербурга выше, чем в целом по Российской Федерации. Высокая доля числа пожилых людей в населении Санкт-Петербурга будет обусловливать приоритетное значение проблем, связанных с их медицинским и социальным обслуживанием.
Вместе с тем, уровень рождаемости в Санкт-Петербурге остается крайне низким, уступая как общероссийскому, так и наблюдаемому в большинстве развитых стран мира.
Сегодня в Санкт-Петербурге проживает около полумиллиона семей с детьми, в которых воспитывается 630 тысяч детей. Абсолютное большинство семей имеет в своем составе одного ребенка; около 22% – это семьи с двумя детьми; около 6% – семьи, в которых трое и более детей (многодетные). 57 тысяч семей (или около 35%) – это неполные семьи. У 14 тысяч семей – ребенок-инвалид.
В Санкт-Петербурге сохраняется высокий уровень разводимости: число разводов в 2008 году возросло на 5% по сравнению с 2007 годом и составило 26,8 тыс. В минувшем году расторгнут 12761 брак супругами, имеющими общих детей, не достигших совершеннолетия (это 47,6% от общего числа разводов).
(Отмечу, что число заключенных браков в 2008 году также возросло на 5% по сравнению с 2007 годом и составило 46,6 тыс.).
Изменения в образе жизни современной семьи сформировали в общественном сознании представление о предпочтительности не только малодетной, но и простой нуклеарной семьи. Таких семей абсолютное большинство.
Все больше семей ориентируются на одного ребенка с откладыванием его рождения.
Повышается средний возраст матери при рождении первого ребенка. Данная тенденция наряду с положительными моментами (ребенок рождается у социально зрелых родителей) имеет и отрицательную сторону, поскольку с возрастом нарастают патологии, осложняющие роды.
Сокращается число женщин репродуктивного возраста.
В 2008 году увеличилось количество рождений вне зарегистрированного брака; удельный вес детей, рожденных вне брака, сохраняется в последние годы на уровне 25–27% от всех родившихся.
Высокие уровни внебрачной рождаемости и разводимости, а также высокие показатели смертности мужчин в трудоспособном возрасте приводят к тому, что каждый пятый ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье.
Таким образом, демографические процессы и демографический потенциал семьи в современной России крайне чувствительны к экономической ситуации, что в частности проявлялось в резком повышении смертности и снижении рождаемости при переходе к рыночной экономике в начале 90-х годов, некотором улучшении демографической ситуации в середине 90-х, новом повышении смертности и кратковременном снижении рождаемости в период после «дефолта» 1998 года.
Можно предположить, что на текущий финансово-экономический кризис женщины также отреагируют корректировкой планов на рождение детей. Причины такого решения – безработица и инфляция, порождающие неуверенность в своих силах вырастить и воспитать второго, а иногда и первого ребенка. Семьи, не зная на какие средства накормить и вырастить детей, станут откладывать их рождения.
Кроме того, стабильно низкая рождаемость и массовое распространение малодетности в значительной степени связаны с изменением репродуктивных установок и семейных ценностей, снижением роли семьи в обществе.
С точки зрения демографии, семьи классифицируются по трем основным параметрам — числу детей, полноте состава семьи и ее родственно-поколенной структуре.
Для простого замещения поколений требуется, чтобы среднее число детей в расчете на одну супружескую пару, способную их иметь, составляло не менее, чем 2,5—2,6. [1] Эти расчеты выполнены с учетом смертности в детских и молодых возрастах, а также того, что:
· некоторые женщины не выходят замуж;
· какая-то часть супружеских пар не может иметь детей;
· многие браки распадаются из-за развода или преждевременного овдовения до выхода жены из репродуктивного возраста.
Если подобные расчеты исходят из несократимого минимума семей, которые из-за каких то заболеваний вообще не могут иметь детей, то существует и минимальная доля семей, которые могут иметь лишь одного ребенка — как по состоянию здоровья, так и из-за плохих супружеских отношений, да и по другим причинам.
Даже если этот минимум составляет всего 10%, то средняя в 2,5 ребенка будет складываться из распределения либо 10% с одним ребенком, 30% с двумя, 60% с тремя детьми, либо 10% с одним, 40% с двумя, 40% с тремя и 10% с четырьмя детьми. Возможны, конечно, и какие-то иные варианты распределения по числу детей, при котором средняя величина составит 2,5, но в любом случае семьи с тремя и более детьми будут, скорее всего, составлять не менее 50% от общего числа полных семей, завершивших свое формирование. [2]
В. А. Борисов считал семьи с одним-двумя детьми малодетными, поскольку они ни при каких условиях не обеспечивают нормального замещения поколений. Исходя из той же логики, он считал семьи с тремя-четырьмя детьми среднедетными, а семьи с пятью и более детьми — многодетными. [3]
Подобный подход основан на демографических критериях. С точки зрения других наук, например педагогики, критерии могут быть другими. А само население, скорее всего, посчитает двухдетные семьи среднедетными, ведь, по данным опросов, большинство семей однодетны, но идеальной моделью считают семью с двумя детьми.
Практика показывает, что, как правило, семьи имеют:
· одного ребенка — при любых условиях (если позволяет здоровье);
· двух детей — при благоприятных условиях;
· трех и более детей — в большинстве случаев семьи не желают иметь ни при каких условиях.
По данным микропереписи населения 1994 года, женщины репродуктивного возраста (от 18 до 44 лет):
· фактически имеют в среднем по 1,4 ребенка;