· собираются иметь — в среднем по 1,77 (включая уже имеющихся детей);
· хотели бы иметь — в среднем по 1,91 ребенка. [4] (Близость этого числа к двум указывает на то, что наиболее популярна двухдетная модель семьи).
К сожалению, в переписном листе 2002 года женщинам задавался вопрос только о том, сколько детей они родили, но не о том, сколько они собираются или хотели бы иметь. Судя по динамике рождаемости за последние десять лет, а также по данным опросов, которые несколько раз проводились Всероссийским центром изучения общественного мнения [5], уже после микропереписи 1994 г., двухдетная модель семьи в глазах большинства россиян по-прежнему остается нормой, а трехдетная рассматривается ими, скорее как некоторое отклонение от нормы.
Согласно законодательству о социальной защите населения, семьи, начиная с трех детей, признаются многодетными и пользуются определенными льготами. Это объясняется не только тем, что таких семей очень мало (по данным переписи 2002 г., они составляют лишь 3% от общего числа домохозяйств и 7% от числа семей с детьми до 18 лет), но и тем, что само население в наше время также считает эти семьи многодетными.
Представляется, что семьи с одним и двумя детьми все же не следует объединять в одну группу. С педагогической и психологической точки зрения есть разница между единственными детьми и детьми из двухдетных семей. К тому же среднедетные и многодетные семьи в недавно изданных итогах переписи 2002 г. объединены в группу: семьи с тремя и более детьми до 18 лет.
Поэтому в дальнейшем мы также будет подразделять семьи всего на три группы по числу детей:
· семьи с одним ребенком;
· семьи с двумя детьми;
· семьи с тремя и более детьми.
По полноте состава семьи подразделяются на полные и неполные. Полной семьей большинство исследователей считают семью с супружеской парой, независимо от того, есть у этой пары дети или нет. Хотя, например, А. И. Антонов полагает, что бездетную пару не следует считать в строгом смысле семьей, поскольку она не соответствует двум из трех видов родственных связей между членами семьи (супружество, родительство и родство), которые он включает в свое определение семьи. В бездетной семье есть только супружество. [6] По мнению же В. А. Борисова, это все-таки семья, но неполная. [7] Однако почти все остальные специалисты по изучению семьи считают брачную пару полной семьей, даже в случае ее бездетности.
К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой (step-family в англоязычной литературе). Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца. Но на практике, далеко не все неродные родители хотят и могут заменить родных отцов и матерей и отнюдь не все дети принимают их как родителей [8]. Нередко бывает, что отчим остается чуждым для ребенка своей жены не оттого, что плохо относится к ребенку, а оттого, что сам ребенок после развода сохранил тесные отношения с родным отцом и вообще не понимает, почему мать с ним развелась и привела в дом чужого человека.
Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми. При этом дети могут быть и совершеннолетними. Семья является неполной и тогда, когда в ней проживают родители и/или родственники одинокой матери или отца. В таком случае это будет расширенная неполная семья. Если старшее поколение представлено супружеской парой (бабушка и дедушка), с которой проживает овдовевшая, разведенная или никогда не бывшая замужем дочь и ее ребенок (дети), то такая семья тоже неполная, поскольку в ней нет супружеской пары в среднем поколении[9].
Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой и/или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.
В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками. Чаще всего такие семьи тоже образуются из-за полного распада родительских семей.
По родственно-поколенной структуре семьи делятся на три типа:
· нуклеарные семьи;
· расширенные семьи.
· прочие семьи.
Первые два типа считаются основными и подразделяются на ряд подтипов.
Нуклеарные семьи состоят только из супругов с детьми или без детей (подтип — полные нуклеарные семьи) или одиноких матерей либо отцов с детьми (подтип — неполные нуклеарные семьи).
Словосочетание «нуклеарная семья» (по-английски — nuclear family) образовано от латинского слова nucleus («ядро»). Семейным ядром считается супружеская пара с детьми или без них (полное семейное ядро) или одинокая мать (отец) с детьми (неполное семейное ядро). Полная нуклеарная семья состоит только из полного семейного ядра, неполная нуклеарная семья — только из неполного семейного ядра.
В расширенных семьях, кроме членов семейного ядра есть еще и другие родственники — чаще всего родители одного из супругов в полных семьях или одинокой матери (отца) в неполных семьях. Наличие детей от предыдущих браков не превращает сводные семьи в расширенные, если других старших или боковых родственников в их составе нет.
Супружеские пары с детьми или без них, проживающие без родственников - это полные нуклеарные семьи, а проживающие хотя бы с одним из родственников — это полные расширенные семьи.
Одинокие родители с детьми, в семьях которых нет никаких других родственников — это неполные нуклеарные семьи. Если же одинокая мать или отец проживают не только с детьми, но также и хотя бы с одним родителей и (или) родственников, то они образуют расширенные неполные семьи.
Прочие неполные семьи, которые нельзя отнести ни к нуклеарным, ни к расширенным. Это те семьи, в которых дети проживают только с дедушками, бабушками и прочими родственниками, но без обоих родителей.
Из-за нуклеаризации семей, то есть разделения среднего и старшего поколений, ухода супружеских пар из отчего дома, дети часто оказываются оторванными не только от дедушек и бабушек, но и от самих родителей [10], если в семье и отец и мать очень много работают.
Стремление молодых и не только молодых супружеских пар отделиться от старшего поколения носит практически всеобщий характер и рассматривается большинством ученых, изучающих семью, как позитивный процесс. Но то, что хорошо для родителей, не всегда хорошо для детей, в том числе и в педагогическом аспекте.
Для родителей может быть удобнее ограничиться одним ребенком, чтобы не осложнять себе жизнь. Однако единственным детям присущи многие проблемы, которые отсутствуют (а если и присутствуют, то в меньшей степени) у детей, имеющих братьев и сестер. Единственные дети часто ощущают себя центром не только семьи, но и всего мироздания. Нередко они бывают очень избалованными, эгоистичными, плохо социализируются, конфликтуют в учебных коллективах (а впоследствии и на работе), испытывают большие трудности в супружеских отношениях, поскольку не умеют уступать.
В связи с этим большой интерес представляют данные переписи о доле однодетных семей среди всех семей и единственных детей среди всех несовершеннолетних детей.
В период между 1979 и 1989 гг. доля семей с одним ребенком уменьшилась с 58% до 51%, а доля семей с двумя и более детьми, напротив, увеличилась с 33 до 39%. Это было результатом временного повышения рождаемости, вызванного мерами демографической политики, принятыми в начале и середине 1980-х годов. Повышение коснулось главным образом вторых детей. Продление отпусков по уходу за детьми и введение частичной их оплаты привело к тому, что многие семьи решились на рождение второго ребенка. Вероятно, в тот период повышение рождаемости оказало позитивное влияние на воспитательный потенциал семей.
Однако доля семей с тремя и более детьми увеличилась незначительно — с 9% до 10%, поскольку большинство семей просто не имело потребности в таком их числе. Поскольку доля среднедетных и многодетных семей осталась незначительной, демографическая политика того периода не решила проблему воспроизводства населения по существу. К тому же подъем рождаемости оказался кратковременным.
Таблица 1 — Распределение по числу детей до 18 лет, по данным переписей населения РФ в 1979, 1989 и 2002 годах
(в процентах к числу семей, имеющих несовершеннолетних детей)
Всего с детьми до 18 лет | В том числе: | |||
с одним ребенком | с двумя детьми | с тремя и более детьми | ||
1979 | 100 | 58% | 33% | 9% |
1989 | 100 | 51% | 39% | 10% |
2002 | 100 | 65% | 28% | 7% |
Рассчитано по «Итогам Всероссийской переписи населения 2002 года». Т. 6. М., 2005, табл. 2, а также по аналогичным публикациям итогов переписей 1979 и 1989 гг.
Снижение рождаемости в период между 1989 и 2002 годов привело к тому, что доля семей с одним ребенком повысилась с 51% до 65%. А доля семей с двумя детьми, напротив, уменьшилась очень резко — с 39% до 28%, а с тремя и более детьми — с 10% до 7%.
Ситуация в 2002 году оказалась хуже не только по сравнению с 1989 годом, но даже и по сравнению с 1979 годом, хотя до 1979 года активной демографической политики в стране не проводилось. Изменение распределения семей по числу детей сложилось из-за катастрофического падения рождаемости, на которое, несомненно, повлияли социальные потрясения 1990-х годов.