Смекни!
smekni.com

Демографическое развитие семьи (стр. 7 из 9)

Одним из возможных объяснений преобладания женской инициативы при расторжении браков является то, что дети в таких случаях почти всегда остаются с матерями. Поскольку жилье делится пропорционально числу членов распавшейся семьи, доля, на которую имеет право бывший муж, как правило, меньше одной комнаты.

По моим расчетам, основанным на данных переписи 2002 года, примерно у 80% семей из трех и более человек число комнат меньше числа членов семьи. [21] Чаще всего мужчины не могут получить законную долю жилплощади де-факто, и на практике квартиры целиком достаются бывшим женам и детям.

Кроме того, многие женщины не позволяют бывшим мужьям видеться с детьми, хотя от алиментов не отказываются. Страх перед потерей жилья, денег и особенно перед утратой возможности полноценного общения с детьми удерживает многих мужчин от развода. Жен они не любят, но с детьми расставаться не хотят. Для женщин сдерживающим моментом служит материальная зависимость от мужей. Конечно, жены не проигрывают материально от развода с пьяницами. Но разводятся и с непьющими.

По данным исследования «Религия, семья, дети», проведенного кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ в 2003—2006 гг., на вопрос «как Вы относитесь к разводу из-за того, что один из супругов разлюбил другого и, несмотря на наличие детей, желает расторгнуть брак?» 28,4% респондентов выбрали ответ «считаю допустимым в любом случае», и лишь 22,5% — «считаю совершенно недопустимым». Остальные остановились на «промежуточных» вариантах — их можно считать уклончивыми.

Не только нерелигиозные люди, но и верующие (христиане и особенно иудеи) чаще высказывали безусловное одобрение разводам в подобной ситуации, чем их безоговорочное осуждение. Лишь у мусульман наблюдалась противоположная ситуация.

Таблица 2 — Распределение респондентов разных религиозных конфессий по ответам на вопрос: «Как Вы относитесь к разводу из-за того, что один из супругов разлюбил другого и, несмотря на наличие детей, желает расторгнуть брак?»
(в % к числу респондентов данной конфессии, ответивших на этот вопрос)

Религиозные конфессии Ответ и его значение в баллах Всего Средний балл
1 балл
(cчитаю допустимым в любом случае)
2
балла
3
балла
4
балла
5 баллов
(cчитаю совершенно недопустимым)
Христиане 29,4 11,8 18,1 13,0 27,6 100 2,98
Иудеи 28,7 23,2 21,3 20,7 6,1 100 2,52
Мусульмане 19,1 9,8 28,5 12,8 29,8 100 3,24
Нерелигиозные 40,7 17,0 18,5 13,3 10,4 100 2,36
Всего 28,4 13,8 21,0 14,2 22,5 100 2,88

Примечание: из-за увеличения числа опрошенных с 706 до 1085, показатели в таблице несколько отличаются от ранее опубликованных нами (Синельников А. Б. Семейная жизнь и религиозность

Базовый материнский капитал делает женщину более независимой от мужа и облегчает развод с ним, если она его разлюбила или никогда не любила. Она, например, может использовать эти деньги для покупки жилья только себе и ребенку. Жилье тогда потребуется поменьше и подешевле, а доля базового капитала в его стоимости выше, чем при покупке квартиры на всю семью, включая мужа.

Ситуация, в которой распоряжаются капиталом лишь матери, уменьшит авторитет мужей для жен и отцов для детей.

Данные социологических исследований показывают, что во многих семьях отцовский авторитет и так не высок. Как пишет Т. А. Гурко, «отцы, работающие в старом секторе экономики и занятые трудом невысокой квалификации, демонстрируют советские практики отстранения от семейной жизни и родительской роли. Обычно они не видят перспективы в передаче детям своих навыков и того, чему их учили родители, у них значительно снижен интерес к занятиям, как с сыновьями, так и с дочерьми». [22]

Кроме того, Т. А. Гурко отмечает, что «в большинстве проинтервьюированных семей не только девочки, но и мальчики сохраняют и к этому возрасту более тесные связи с матерями, которые, в свою очередь хотят видеть в них детей, а не взрослых». [23] Речь идет о старшеклассниках.

Итак, есть основания считать, что побочным эффектом предоставления матерям «базового капитала» может быть дальнейшее уменьшение прочности браков, что ослабит ожидаемый прямой эффект этой меры, т.е. повышение рождаемости.

Этой ситуации можно избежать, если дать обоим родителям равное право распоряжаться данными средствами. Расходы на демографическую политику от этого не повысятся, но сама политика не будет сопровождаться негативными побочными эффектами и станет намного результативнее.

С каким демографическим типом семьи ассоциируется семейный образ жизни в сознании религиозных и нерелигиозных людей?

К сентябрю 2005 года обработано 706 анкет, заполненных в Москве, Казани, Уфе, Чебоксарах и др., в том числе 352 христианских (237 из них православные Московского Патриархата), 152 иудейских, 97 мусульманских и 105 нерелигиозных.

У приверженцев всех трех религий представления о семейном образе жизни, как правило, более позитивны, чем у нерелигиозных людей. Для христиан эти различия статистически существенны по всем параметрам, для иудеев и мусульман — не по всем, но это может объясняться меньшей численностью респондентов данных вероисповеданий. Лишь ассоциация семейного образа жизни с наличием 5 и более детей у мусульман слабее, чем у нерелигиозных, но различие статистически незначимо.

Христиане, считающие себя весьма религиозными людьми, в заметно большой степени ассоциируют семейный образ жизни с наличием, как законного супруга, так и нескольких детей (двух, трех, четырех, пяти и более), чем христиане, которые указали в анкетах «я человек религиозный, но не слишком»). Различия между этими двумя группами христиан больше, чем между всеми христианами в целом и нерелигиозными людьми.

Как для респондентов всех религий и конфессий, так и для нерелигиозных людей семейный образ жизни сильнее всего ассоциируется с наличием законного супруга, затем — с наличием хотя бы одного ребенка, значительно слабее — с двухдетностью, еще меньше — со среднедетностью (3—4 детей), а на последнее место все группы респондентов поставили ассоциацию с многодетностью (5 и более детей).

Таблица 1 — Средние баллы ответов религиозных и нерелигиозных респондентов на вопрос: «В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с…?»

Христиане Иудеи Му-
суль-
мане
Не-
рели-
гиоз-
ные
Различия между
Религиозные, но не слишком весьма рели-
гиоз-
ные
Всего Нерелигиозными, весьма религиоз-
ными и не
слишком религиоз
ными христи
анами
не
слишком религиоз
ными христи
анами и не
религиоз-
ными
христиа-
нами
иудеями мусуль-
манами
В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием...
...законного супруга?
4,43 4,81 4,51 4,45 4,68 4,28 -0,23 -0,17 -0,40 0,37 0,15
хотя бы одного ребёнка?
4,39 4,43 4,40 4,34 4,16 4,13 -0,27 -0,22 -0,03 0,05 0,26
...двоих детей?
3,93 4,27 4,00 3,93 4,20 3,76 -0,24 -0,17 -0,43 0,34 0,16
...троих-четверых детей?
3,17 3,87 3,35 3,41 3,08 3,06 -0,29 -0,36 -0,03 0,70 0,11
...пятерых и более детей?
2,74 3,56 2,95 3,07 2,42 2,64 -0,31 -0,43 0,22 0,82 0,10
...родителей или других родственников?
3,74 3,88 3,77 3,52 3,59 3,45 -0,32 -0,07 -0,14 0,14 0,29

Примечание: Различия между показателями высчитаны до округления средних баллов до двух знаков после запятой. Расхождения между округленными и неокругленными показателями несущественны и не меняют характера существующих различий. Жирным шрифтом выделены различия средних баллов статистические достоверные на уровне значимости не менее, чем 0,95 (t > 2). Оба эти примечания относятся не только к данной таблице, но и ко всем другим. Установки респондентов определяются по пятибалльной шкале, напоминающей школьную: (5 баллов — в очень большой степени; 4 балла — в большой степени; 3 балла — в незначительной степени; 2 балла — ни в какой степени не связываю), на основании чего выводятся средние баллы.

Если произойдет возвращение большинства населения к религии в тех формах, в каких оно имело место до сих пор, то это может ненамного повысить рождаемость, но в рамках преобладающей малодетости — изменится пропорция между числом однодетных и двухдетных семей в пользу последних, семьи же с тремя и более детьми останутся незначительным меньшинством. Следовательно, сохранится режим неполного замещения поколений, а естественная убыль населения будет продолжаться.

Как религиозные и нерелигиозные люди относятся к различным аспектам брачного, репродуктивного и сексуального поведения?

Анкета включала целый блок вопросов, посвященных отношению респондентов к некоторым аспектам брачного, репродуктивного и сексуального поведения.

Религиозные респонденты более позитивно, чем нерелигиозные, относятся к среднедетным и многодетным семьям. Отношение христиан, иудеев и мусульман к людям, которые вообще отказываются вступать в брак и (или) иметь детей, а также к неверным супругам заметно негативнее, чем у людей нерелигиозных.