Содержание:
1.1. «Идеал» как основа рекламной идеи............................................. 11
1.2.Идеалообразование и реклама как часть процесса развития
общества................................................................................................ 14
Глава II. Практическая часть. Исследование влияния рекламы на формирование ценностей и идеалов............................................................................... 19
Организация эмпирического исследования.......................................... 19
Анализ и результаты исследования...................................................... 29
Заключение ………………………………………………………………...31
Приложение ………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………..35
Введение.
Объект исследования – Реклама в современном обществе.
Предмет исследования – роль рекламы в процессе идеалообразования современного общества 20-21века…
Актуальность исследования.
Идеал в современном обществе служит процессу социализации человека, при помощи идеалов мы определяем и относим себя к социальным группам, при помощи идеалов мы оцениваем людей , с помощью идеалов мы определяем свои цели и желания. В различные времена в роли источников идеалов выступали религиозные нормы, философские представления, и люди, наиболее выдающиеся люди общества. В современном обществе, где все более ценится информация, одну из основных ролей в процессе идеалообразования играет реклама, реклама создает образы-идеалы, она указывает на цели и задачи, дает ту самую информацию, которая способна изменить человеческую жизнь. Так по крайней мере утверждают рекламные ролики. Задача специалиста по рекламе в современном обществе это не продажа товара, а продажа образа только что им созданного, внедрение этого образа в сознание человека как идеального образа. Значительная роль рекламы в процессе формирования идеалов, культурных норм и самой человеческой личности делает значимым и актуальным изучение рекламы с точки зрения ее идеалообразующей функции. Актуальность изучения этой темы определяется и необходимостью исчерпывающего анализа структуры и механизмов функционирования рекламной коммуникации, как одного из стержневых явлений современной культуры и общества
Степень изученности предмета.
Изучению различных аспектов рекламы в современном обществе посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. В целом можно выделить несколько подходов к изучению рекламы и исполняемых ею ролей в обществе:
Прагматический подход – ориентирован на изучение экономических последствий воздействия рекламы. С данной точки зрения рассматривали рекламу такие исследователи как Ф. Котлер и Д.Огилви.
Дэвид Огилви один из первых исследователей рассматривавших рекламу с научной точки зрения. В своих исследованиях Огилви обратился к многолетним исследованиям в сфере продаж и собственному опыту в сфере рекламного дела, в результате чего вывел универсальные алгоритмы и правила стимуляции продаж, созданию рекламного сообщения и в частности созданию иллюстраций для рекламного сообщения, а так же менеджменту рекламных организаций.
Филлип Котлер в своей книге «Основы маркетинга»[13] подчеркивает особое значение формирования образа фирмы и товара. А так же правила и последовательность создания текста рекламного сообщения.
Культурологический подход – изучает выполняемые рекламой роли и функции в культурно-коммуникативном, а так же идеалообразующем процессе. Исследованиями рекламы с точки зрения культурологического подхода представлено в исследованиях Л.Н. Федотова, А. Левинсон, О.Туркина, Ильин В. И., Ж. Бодрийяр, Чаган Н.Г. и других.
Так, роль рекламы в современном обществе затрагивает Ильин В.И. рассматривающий современное Российское общество с точки зрения теории «Общества потребления» автором которой является Ж. Бодрийар. В своей работе «Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность» [9] Ильин В. И. определяет роль рекламы как инструмента формирования потребительской культуры современного российского общества.
Отечественный исследователь социо-культурных аспектов в рекламе О. Туркина в своей работе «Женщина и визуальные знаки» [28], определяет не только и не сколько рекламы как вербальную информацию, сколько как своеобразный мировоззренческий код, выстраивающий иерархию символических ценностей: политических, моральных, социальных, семейных.
Исследователь А. Левинсон в своем труде «Заметки по социологии и антропологии рекламы» [14] определяет роль рекламы как коммуникативную, при этом субъектами связи он выделяет рекламодателя, рекламораспространителя, целевые группы и общество в целом: «Для целевой группы реклама выступает репрезентантом общества как целого, с которым данная группа соотносится. Формы соотнесения задаются комбинацией отождествления и разотождествления себя с «большим» обществом и другими группами. В свою очередь по отношению к обществу в целом реклама легитимизирует целевую группу, вписывает ее в общество» [14.С.113-114]
Чаган Н.Г. в своей книге «Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность» [42] определяет рекламу как «один из институтов трансляции духовной культуры» (стр. 6) и утверждает что определяющей целью рекламы должно стать формирование в обществе надличностной государственной идеи феномена, который политолог Р.Белл назвал «гражданской религией».
В своей монографии Л.В. Мантатова «Стратегия развития: ценности новой цивилизации» [17] во-первых приходит к выводу о вреде развития информатизации общества и глобализации телекоммуникационных сетей, а во-вторых называет рекламу одним из инструментов формирования культуры информационного общества.
При изучении механизмов воздействия рекламы на массовое сознание можно обратиться как к зарубежным исследованиям Г. Лебона, С. Московичи, X. Ортега-и-Гассета, Г. Тарда, Э. Тоффлера, Э. Фромма.Гюстав Лебон в своем труде «Психология народов и масс» [15] попытался теоретически аргументировать приход «эры масс» и объединить с этим тотальный упадок культуры. Он считал, что из-за низкого интеллектуального уровня и волевой слабости толпы ею управляют бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Лебон полагал что, попадая в толпу человек, подвергается стадному рефлексу, в результате чего снижается чувство ответственности, самостоятельности, критичности, исчезает личность как таковая.
Серж Московичи в своей книге «Век толп» [18] обращается к психологическим трактовкам и теориям толпы созданных Лебоном, Тардом и Фрейдом. В своих работах Московичи обращает внимание на понятие «толпа», он расширяет границы этого понятия утверждая, что человек является частью толпы даже находясь в одиночестве, но под влиянием средств массовой информации. Московичи выдвигает систему тезисов, которые в итоге приводят к основной мысли «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства.»[18. с.40]
Xосе Ортега-и-Гассета автор книг«Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» представил принципы «массового общества» сложившегося на Западе в следствии бюрократизации социальных институтов, кризиса буржуазной демократии, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов .Ортега-и-Гассета в своей работе репрезентирует систему общественных отношений, в которой человекстановиться исполнителем назначенной ему роли,частью безличной толпы.
Габриэль Тард в своей работе «Законы подражания» выдвигает теорию, в которой одной из движущих сил развития социальных процессов становиться стремление подражать. Тард утверждает, что стремление подражать является стимулятором прогресса, и прогресс не возможен без подражания. Тард выделяет три типа подражания:
1) Взаимное подражание - между людьми
2) Подражание обычаям и традициям культуры
3) Подражание идеалу.
Концепция американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера базируется на идее переменных волн- типов общества. В своих работах «Шок будущего» и «Третья Волна» Тоффлер обозначает следующие волны взаимозамена которых связана прежде всего с техническим прогрессом: Первая волна – является следствием первой технологической революции приведшей к возникновению аграрной цивилизации, сменившей культуру охотников и собирателей. Вторая волна – результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна –постиндустриальное или информационное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация – становиться основным продуктом. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешевую, нацеленную на конкретного покупателя, продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом и покупателем стираются – "prosumer" может удовлетворить все свои потребности.
Эрих Фромм в своих работах «Иметь или быть» и «Бегство от свободы» обращается к типам социального характера человека которые, по его мнению, можно разделить на два кардинально противоположные способа существования человека «обладания» либо «бытия». При существовании по принципу «обладания» сводиться к склонности присваивания, стремлению обладать всем и всеми. Принцип «бытия» характеризуется стремлением к творческому существованию, противопоставленному принципу обладания. В своей работе «Иметь или быть» Фром приходит к выводу, что в современном обществе, нацеленном на ценности потребления, более характерен принцип «обладания» нежели «бытия».
Работы социологов и философов М. Кастельса, Д. Белла, Ф. Фукуямы, посвящены рассмотрению рекламы в контексте переустройства миропорядка и развития глобальной информационной системы. В отечественной литературе наиболее часто обращаются к изучению социальных механизмов коммуникативных процессов. Традиции, обряды и обычаи, являющиеся такими механизмами, имеют главную роль в передаче культурного опыта поколений.