Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона о товарных знаках. Это юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары или занимаются посреднической или иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком или запрещать его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов.
В Законе провозглашен принцип обязательного использования знака. При этом под использованием понимается фактическое (реальное) применение знака на товарах, для которых знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Правомочие использовать знак является не только правом, но и обязанностью владельца. И если товарный знак не используется непрерывно в течение пяти лет от даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче заявления любого лица в Российское агентство по патентам и товарным знакам, то в силу положений пункта 3 статьи 22 Закона о товарных знаках действие регистрации может быть прекращено досрочно полностью или частично.
Особо регулируется в Законе использование товарных знаков при посреднических операциях. Так, посредник* (дистрибьюторы, перепродавцы и др.) могут на договорной основе применять либо свой товарный знак совместно с товарным знаком изготовителя, либо свой товарный знак вместо товарного знака изготовителя.
Важным правомочием владелица товарного знака является возможность передачи принадлежащего ему знака другим лицам.
Закон определяет порядок передачи товарного знака, включающий уступку товарного знака предоставление лицензии на его использование. Это является весьма актуальным в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйственных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т.е. предметом купли-продажи.
Согласно статье 25 Закона товарный знак может быть уступлен (т.е. продан) по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров. Однако уступка не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Российским законодательством предусмотрена обязательная регистрация договоров об уступке знака и лицензионных договоров в патентном ведомстве (статья 27 Закона о товарных знаках). Без такой регистрации эти договоры считаются недействительными.
Сущность правовой охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. Таким образом, право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком. Любое использование знака другими лицами без согласия владельца в какой бы ни было форме является правонарушением.
Нарушением признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Статьями 20 и 21 Закона о товарных знаках предусматривается возможность регистрации так называемых коллективных знаков.
Коллективные знаки в отличие от товарных знаков (индивидуальных) используются для маркировки товаров, разрабатываемых, изготовляемых или реализуемых несколькими предприятиями, юридически самостоятельными, но экономически связанными между собой, добровольно объединившимися для осуществления совместной работы, в результате чего товары приобретают единые, качественные или иные общие характеристики, которые должны постоянно поддерживаться.
Правовая охрана коллективных знаков предусмотрена законодательствами многих стран мира.
Коллективный знак - объект исключительного права объединения в целом - не может принадлежать совместно организациям, входящим в данное объединение. Это позволяет объединению ставить условия пользования коллективным знаком. Кроме того, к пользователям коллективным знаком относятся только те хозяйствующие субъекты, которые по Закону наделяются субъективным правом на индивидуальный товарный знак (т.е. юридические лица и граждане-предприниматели).
Прекращение правовой охраны товарного знака наступает в случае признания регистрации знака недействительной, а также аннулирования регистрации.
6. Наименование места происхождения товара
С 1992 г. в России впервые введена правовая охрана наименований мест происхождения товаров. Под наименованием места происхождения товара, исходя из Закона о товарных знаках, понимается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Понятие «наименование места происхождения товара» является достаточно сложным? Оно строится на основе следующих признаков:
а) название определенного географического объекта;
б) природные условия и (или) людские факторы (географическая среда);
в) товар, обладающий особыми свойствами;
г) зависимость особых свойств товара от природных условий и (или) людских факторов.
При этом название географического объекта, использованное в обозначении товаров, свидетельствует о том, что соответствующие товары имеют отличительные свойства, наличию которых они обязаны природным условиям и (или) людским факторам (географической среде).
К обозначениям, которые сопровождают товары, обладающие особыми свойствами, присущими территории целой страны, могут быть отнесены такие, как «русский квас», «бразильский кофе», «болгарское розовое масло».
Другой признак определения понятия наименования места происхождения товара - наличие природных условий и (или) людских факторов (географической среды), характерных для конкретного географического объекта.
Третий признак определения наименования места происхождения товара - наличие особых свойств в товаре, обусловленных местом его происхождения.
Последний признак понятия «наименование места происхождения товара» - определяемость (зависимость) особых свойств товара от природных условий и (или) людских факторов (географической среды) географического объекта.
В одних случаях на формирование особых свойств товара воздействие оказывают только природные факторы. Они формируют группу так называемых в мировой практике естественных наименований мест происхождения товаров. Эти наименования связаны с минералами, минеральными водами, сырьем, лекарственными травами и т.д.Например, особые свойства таких известных товаров как «донецкий уголь», «армянский туф», «карельская береза», «уральский малахит», «Волынские топазы», «уральские самоцветы», «якутские алмазы», «боржоми», сформировались под воздействием природных условий.
В других случаях особые свойства товаров определяются только людскими факторами, т.е. долголетним опытом и производственными традициями людей. Например, «шведская сталь», «эстонские рояли».
Таким образом, невозможно производить оренбургские пуховые платки, вологодские кружева, рижский бальзам, гжель, палех, пльзеньское пиво, мадейру, херес и многие другие товары в иной местности, чем та, географическая среда которой обусловила наличие в указанных товарах неповторимых свойств.
В соответствии с Законом о товарных знаках не признаются наименованием места происхождения товара так называемые видовые (родовые) обозначения, хотя и представляющие собой или содержащие название географического объекта, но вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, несвязанное с местом его изготовления.
К примеру, постепенно потеряли способность указывать на так называемую географическую первоначальность широко известные в прошлом во всем мире наименования, связанные с местом происхождения товаров, такие, как «ямайский ром», «чилийская селитра», «жигулевское пиво», «полтавская» и «эстонская» колбасы и др.
Некоторые наименования мест происхождения товаров могут быть неустойчивыми и при определенных условиях легко превращаются в видовые обозначения (одеколон).
Возникновение правовой охраны наименования места происхождения товара зависит либоот его регистрации международных договоров России в данной области.
Анализ специфики наименования места происхождения товара как объекта интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что наименование не может быть объектом исключительного права отдельных юридических или физических лиц в его классическом понимании (как, например, исключительное право на товарный знак).
В круг лиц, имеющих право на подачу заявки на право пользования наименованием места происхождения товара, входят юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в конкретном географическом объекте, при условии, что особые свойства производимых ими товаров определяются природными условиями и(или) людскими факторами этого географического объекта.
Государство предоставляет производителям товаров право пользования наименованием на основании его регистрации, и это право носит коллективный характер.