Смекни!
smekni.com

Экзегеза одного мифа

Экзегеза одного мифа (Этюд о хамстве. Хамология)


Всё, что я вижу кругом в лагере (а лагерь – сублимация!), можно определить одним словом: хамство.

Разнообразные варианты хамства – и только!

Если разобраться в сущности Хама, пользуясь эзотерическим мифом, получается следующее:

1. Предыстория = исторические корни Хама. Потоп.

Социальная почва – кризис, ломка устоев, общественное брожение, переживаемый или – ещё лучше – уже пережитый мировой катаклизм. Долгое общение со скотами (деморализация, дурное общество). Материальные лишения (в ковчеге, наверное, было голодно). Хам видал виды (людей и зверей, людей как зверей, когда они цеплялись за скалы…). Все проявления инстинкта самосохранения в период потопа. Лицо страшного мира в роковые переломные моменты. Хам усомнился в мировой справедливости.

2. Социальная почва Хама. Патриарх Ной, его сыновья, один из них Хам.

Хам выходит из патриархальных кругов (села и города), переживших или переживающих великие исторические потрясения, которые вывели их из инерции и расшатали подпорки и устои общественного здания. Но, сын патриарха Ноя и брат Сима и Яфета, он отличается от дикаря и варвара (с которым его легко смешать по поступкам) сознательностью…, он ведает, что творит.

3. До этого о нем не было слышно ничего и в дальнейшем о нем ни слова. Момент!

Хам – динамическая и историческая категория. Это момент в истории культуры, а не длительная полоса. Хамство не надо смешивать с состоянием дикости и варварства (которые продолжаются столетия и тысячелетия). Хамство – не живуче: момент, короткий эпизод в истории семьи Ноя. Оно внутренне несостоятельно как чистое отрицание. Конец, распад.

4. Социальная почва. Состояние верхов. Ной посадил виноградник и упился вином. Лежал пьяный.

Слабость верхов (низы не хотят, верхи не могут): изнеженность, роскошь. Земля утучнена, избыток всего: рабочего скота, птицы – пей, ешь… Полдень как переход к закату. Есть хамство от дикой нужды – и от варварского пресыщения.

5. Ной лежал в бессилии, опьяненный вином, когда к нему подошел Хам. Культ силы.

Хам обнаруживает себя как Хам, когда имеет дело со слабым и бессильным. Он – молодец против овец (а против молодца и сам овца). По сути Хам – трус: стоит ему только показать палку, чтобы он поджал хвост. Отсюда: «будешь рабом у братьев своих».

6. Вышел из повиновения, восстал против отца: оголил.

Хам родной брат Революционера. Разоблачение, срывание всех и всяческих масок и т. д. Выход из традиционного повиновения… Деклассированный и сублимат классового. (Только Бакунин мог возлагать на деклассированные круги надежды как на революционную силу. Маркс же считал их всегда самой ненадежной и вероломной силой.) Хам – попутчик Революции, как её тень. Это неизбежные накладные расходы Революции: вонь низов. Миазм клоак выходят на свет Божий в такое время, когда не до них и некому чистить социальные клоаки.

7. Пафос Хама. Увидел penis Ноя – такой же, как у всех.

Хам – уравнитель: «Я ничем не хуже Ноя». Поэтому долой всякую иерархию. «Все люди от природы равны». К черту патриарха и главу коллектива (и вообще всякую человеческую иерархию). Никаких авторитетов. Нет ничего святого.

8. Ценность «открытий» Хама. Скотский материализм.

Хамские «открытия» весьма убоги. Примерно они сводятся к тому, что все люди едят и пьют, размножаются – а остальное все от лукавого. У всех людей есть penis, даже у патриархов. В общем, это ху_вые открытия. Дальше х_я Хам не пошел. Хам, однако, порой наивен, как ребенок…

9. Что сделал Хам. Сущность Хамства.

Сущность Хама – бесстыдство или неуважение, точнее, неуважение в форме бесстыдства (в мифе, к старшим и почтенным – характерно для Библии). Здесь видно, что хамство = распад культуры и общества. (Быть может, стыд – это наиболее специфическая черта человека. Она неизвестна в животном мире. Развивая Аристотелево определение, можно назвать человека «животным стыдливым»).

Сущность хамства – неуважение к святыням, к истинным ценностям. Насмешка над ними, цинизм. Хам – антипод культурного человека. Ср. поведение его двух братьев.

«Равенство» Хама – липовое равенство, равенство «для себя» по принципу злодея: твое – мое, мое – мое… Равенство невозможно без справедливости, а её Хам презирает. Иначе говоря, «равенство» невозможно без «братства» и, следовательно, является блефом в зоологическом обществе, основанном на силе. Равенство Хама – это демагогия.

10. Побежал к братьям и рассказал. Художественные вкусы Хама.

Хам не уважает, насмехается и вообще любит смеяться. Но его смех – в виде хохота. Я уверен, что он с хохотом рассказывал братьям о том, что он увидел. Животный тембр смеха (невольно вспоминается Ницше: нет ничего отвратительнее вида ржущей скотины). Можно возненавидеть всю сферу комического из-за этого хамского хохота.
Из всех видов комического отдает предпочтение сальному анекдоту. Вся его эстетика (и словотворчество) вплоть до наших дней вращается вокруг х_я – ху_вая эстетика.

Дополнение. Игры Хама. Каков человек в труде, таков он и в игре, каков в серьезе, таков и в шутке. Игры Хама – это хулиганство, издевательство и поношение. Хам обвел себя заколдованным кругом низости, за пределы которого он не в состоянии выйти. Играя, Хам лупит, валит на землю, жмет, давит, выворачивает суставы, мучает, терзает «керюху» - и всё это в шутку. Ласковые формы обращения к женщине, к другу – те же поношения (но «условные», игровые).

Два типа анекдотов:

1) половой (насмешка над женщиной) и
2) национальный (над малыми народностями). Хам укрывается за широкой спиной пола (сильного пола) и нации (великой нации): Хам – женоненавистник и шовинист. Из всех категорий, роднящих людей, ему понятнее всего самые грубые: биологические и расовые – пол и раса. Хам поэтому герой политической истории XX века.

Но эти насмешки над женщиной, армяшкой, евреем и т. д. имеют ешё другую, психологическую причину. Так как сам Хам стоит на самой последней, самой низкой ступени лестницы, так как он воплощение человеческой низости, которая в нем доходит, так сказать, до самосознания (ведь само хамство есть стремление циническим уравнительством снять это низкое положение), то ему доставляет удовольствие найти другое существо, которое можно поставить ещё ниже себя, чтобы тем самым оказаться на предпоследней ступеньке. Это психология очереди, где «легче» стоять, если сзади тебя кто-то подпирает.

Из окружающей среды избирается персонаж для насмешек и издевательств – шут хамской среды (обычно он не хуже, часто даже лучше и отнюдь не глупее, но слабее других).

11. Финал мифа: «Рабом у братьев своих».

Борьба с Хамом. Хама можно подавить лишь силой. Его не убедишь ничем, ибо ему кажется, что он познал мир «в натуре»… Скот загоняют силой в хлев. От страха ушел – и в страхе жить будешь.