В целом, университеты в странах-членах ОЭСР обладают значительной свободой в определении собственной политики и приоритетов по широкому спектру направлений своей деятельности. Несмотря на распространенную в официальной политике и законодательстве тенденцию к предоставлению институтам высшего образования большей автономии, эти изменения часто сопровождаются новыми механизмами мониторинга контроля результатов, качества и финансирования.
Таким образом, будет упрощением рассматривать реформу высшего образования как одностороннее движение к большей автономии институтов; напротив, зачастую одна форма правительственного контроля и влияния заменяется другой. В частности:
- Правительства иногда внедряли новые механизмы финансирования, ориентированные, в основном, на результаты деятельности университета, определяемые по заранее установленным индикаторам.
- Большая автономия в действиях обычно тесно связана с усилением внутренней оценки деятельности университетов. Особенно это проявилось в Нидерландах, Дании, Франции, Японии и Корее, где традиционно преобладал сильный государственный контроль. Правительства обычно требовали от университетов принятия некоторой формы внутренней оценки качества как важнейшего условия для уменьшения прямого контроля государства.
Таким образом, для университетов цена получения свободы найма персонала, собственной администрации, определения структуры своих программ и управления своими бюджетами может обернуться созданием строгой системы, требующей отчета о собственных результатах, так же как и появлением новых форм контроля средств, поступающих через целевые контракты или распределением ресурсов на основании определенных индикаторов.
Оправдание некоторых форм сохраняющегося государственного вмешательства обычно содержит следующие аргументы:
- что в таком случае высшее образование приводит к большим социальным и экономическим выгодам, чем находясь в руках отдельных индивидов, и что без правительственных субсидий высшее образование будет недофинансировано;
- соображения равенства требуют шагов по устранению препятствий для студентов из малодоходных семей;
- студенты, работодатели и общество в целом должны иметь доверие к качеству квалификаций высшего образования.
Это не означает, что правительства должны решать все вопросы, связанные с высшим образованием. В большинстве стран влияние правительства сочетается со свободой вузов, когда правительства обычно обеспечивают различные аспекты налоговой отчетности, следят за качеством преподавания и исследований, ответственностью институтов и защищают интересы уязвимых групп населения. Текущей задачей является достижение баланса, при котором правительству отводится решение лишь ограниченного числа задач в области высшего образования, тех, где наиболее четко выражен государственный интерес.
Высокая степень сложности и комплексности формирующейся системы «наука – производство – образование» заставляет задуматься о формах взаимодействия между входящими в нее подсистемами, среди которых важное место занимают университеты. В период становления экономики, основанной на знаниях, многими исследователями отмечается повышение важности их роли.
Во-первых, университеты – одни из главных субъектов в процессах производства знаний, поскольку в них концентрируется значительная доля НИОКР. Кроме того, университеты играют одну из важнейших ролей в распространении произведенного знания. Прежде всего, это осуществляется через образование, подготовку высококвалифицированных специалистов, что становится все более и более важным в обществе, основанном на знаниях, поскольку прогресс знаний ускоряется, и накопленное знание устаревает быстрее, чем раньше.
Университеты распространяют знание не только через образовательную деятельность, но и через диссеминацию результатов НИОКР в двух главных формах: открытое распространение результатов фундаментальных НИОКР – конференции, публикации, а также закрытое, коммерческое распространение результатов прикладных НИОКР через трансфер технологий, патенты, лицензирование и т. д. Наконец, университеты весьма активно используют производственное и накопленное знание. Специфика этого процесса в данной области состоит в том, что они являются одновременно как производителями, так и потребителями знания, включая результаты их собственных НИОКР.
Таким образом, роль университетов как производителей, распространителей, хранителей и пользователей знаний и информации в условиях общества, основанного на знаниях, становится всё более важной, несмотря на деятельность новых субъектов рынка знаний и информации.
Концепция реформирования и развития высшего образования базируется на вытекающей из стратегии развития российского общества качественно новой системе взглядов на место, роль, статус и технологию преобразования вузовского комплекса России в период формирования в стране рыночной экономики.
Ключевым здесь является принцип саморегуляции взаимодействия и развития образовательных, научных и педагогических структур при активной и приоритетной государственной поддержке прогрессивных нововведений и тенденций, требующий новых подходов к решению основных вопросов функционирования высшей педагогической школы.
Накопленный в России интеллектуальный, научно-технический потенциал, уникальные научные и инженерные школы – первостепенный ресурс, один из определяющих элементов национального богатства. В настоящее время образование в России, как и другие отрасли социально-культурной сферы, переживает период реформ, итог которых во многом могут определить место и роль нашей страны в мировой экономической системе.
Действующий в настоящее время механизм государственного регулирования в сфере образования далек от совершенства. В качестве негативной тенденции, прежде всего, следует отметить снижение доступности образования, слабый учет как потребностей рынка, так и перспективных направлении развития экономики.
Сочетание рыночных принципов функционирования отрасли с ее государственным финансированием порождает серьезное искажение мотивации основных субъектов образовательного процесса [13]:
– абитуриенты получают всю полноту прав выбора специальности и конкретного вуза, не неся при этом груза оплаты обучения (то есть финансовой ответственности за свой выбор) и не обладая необходимой компетентностью для верного определения реального содержания будущей профессиональной деятельности;
– фирмы и организации, являющиеся будущими работодателями молодых специалистов и, следовательно, олицетворяющие в своем лице спрос на них, фактически отстранены как от финансирования высшего образования, так и от определения профессиональной структуры подготовки кадров;
– вузы становятся заинтересованными в привлечении максимального количества абитуриентов, но не несут никакой реальной ответственности за качество подготовки специалистов;
– государство полностью монополизирует в своих руках отбор тех, кто получит право на бесплатное высшее образование. При этом оно практически ни перед кем ни за что не отвечает: не гарантирует высшим учебным заведениям необходимый уровень знаний поступающих на первый курс студентов; не отвечает перед бизнесом за соответствие структуры выпуска специалистов потребностям экономики; не несет ответственности перед самими абитуриентами за риски несложившейся карьеры, если их высшее образование окажется некачественным или никому не нужным.
В то же время формирование основ информационного общества, необходимость выбора инновационного типа развития, конкурентная борьба на мировом рынке делает образование приоритетной сферой государственного регулирования и приложения капитала.
На современное развитие систем высшего образования оказывают воздействие следующие факторы, которые можно отнести к глобальным, поскольку они характерны как для всех 30 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), так и для значительной части 70 стран – партнеров ОЭСР:
1) массовое стремление к получению высшего образования;
2) формирование общества знаний, что подразумевает регулярное обновление и дополнений «базового» высшего образования в связи с возросшей динамикой развития общества и технологий;
3) разнообразие потребностей общества и, соответственно, требований к системам высшего образования – содержанию, объему, формам и методам получения знаний;
4) либерализация административного управления образованием со стороны государства;
5) демографический спад, изменение демографической структуры населения: увеличения доли более взрослого и пожилого населения, по сравнению с долей населения «традиционного» студенческого возраста. Необходимость учета в образовательной политике потребностей старших возрастных групп;
6) дефицит государственных ресурсов, необходимых для поддержки и развития системы высшего образования;
7) развитие инновационных образовательных технологий;
8) интернационализация рынка образовательных услуг.
Отмеченные факторы определяют три взаимосвязанных тенденции в сфере высшего образования:
1) повышение образовательного уровня населения;
2) интернационализация высшего образования;
3) активное развитие самоуправления вузов – «автономизация» образования.
Что касается высшего образования, то оно имеет огромное значение для инновационной системы страны и развития людских ресурсов. В этой связи можно привести три серьезных аргумента в пользу дальнейшей государственной поддержки высшей школы: наличие внешних эффектов, ассоциированных с развитием высшей школы, проблемы равенства в доступе и в образовании и функция высшей школы как опоры всей системы образования [36, с. 112].