Смекни!
smekni.com

Реклама в античном мире (стр. 3 из 3)

Лубки можно рассматривать как первую печат­ную рекламу в России. Много было выпущено луб­ков, являвшихся по существу рекламой каких-нибудь товаров российского или заморского происхож­дения. Помимо картинки на таком лубке был напи­сан короткий текст, сообщавший о товаре и его по­лезных качествах. Например, выпускались лубки, рекламировавшие табак, сахар, медовые и фруктовые напитки и многие другие продукты, а также предметы домашнего обихода и хозяйства.

Создавались лубки и по указу царской службы, когда дело касалось пользы государства и его насе­ления. Так, при Екатерине II был выпущен лубок о пользе прививок против оспы с повелением распро­странить его в народе. На лубке-рекламе изобража­лась привитая «девка бела» и непривитая, заболев­шая «девка ряба».

Распространилась на Руси и устная, уличная реклама. Коробейники и менялы ходили по дерев­ням и селам, громко зазывая народ купить товары. Скоморохи, уличные циркачи и другие бродячие люди тоже появлялись в селах и маленьких город­ках и своими театрализованными костюмами и дей­ствиями привлекали народ на зрелища. Яркость костюмов, жесты, мимика, пронзительные голоса и непременный юмор в призывах комедиантов и торговцев, несомненно, были отличными реклам­ными приемами, хорошо отработанными и прове­ренными в течение многих лет.

Яркие рисунки, громкие крики всякого рода зазывал являются характерной чертой российской ярмарочно-балаганной рекламы. Характерным об­разцом такой фольклорной рекламы был изобре­тенный в народе раек, который представлял со­бой зрелищную шарманку, внутри которой дви­галась лента соединенных лубков или фигурок. Игра на шарманке сопровождалась одновременным показом действа помещенных внутрь фигурок. По­явился даже особый вид стиха — раешный, соче­тавший в себе звук, ритм, рифму и особую мане­ру ярмарочного исполнения. Русская ярмарка, таким образом, носила совершенно специфичес­кий характер. Она представляла собой единство праздника и дела, развлечения и коммерции. И трудно было, на первый взгляд, различить, что для чего существует: широкие увеселения для поддержки торговли или торговля для поддерж­ки народных гуляний.

Однако что бы ни лежало в ее основе, ярмарка сама по себе являлась очень яркой рекламой и рек­ламировала саму себя. В этом, вероятно, и скрыва­ется тайна русских народных ярмарок и их славы, распространившейся за рубежом.

Очень заметным явлением в истории русской городской рекламы является наглядная реклама, в первую очередь вывеска. Современники отмечали, что самым примечательным элементом городского пейзажа были вывески. Об этом свидетельствуют и фотографии городов XIX — начала XX века. Глядя на них, удивляешься такому большому количеству вывесок, размещенных в несколько рядов на фаса­дах домов.

Вначале в качестве таких вывесок служили пред­меты сбыта товара или услуг мастера-ремесленни­ка: пук соломы на воротах означал постоялый двор, обруч сообщал об услугах бондаря, кожа теленка — о ремесле сыромятника или шорника, кадушкой или бочкой обозначалась баня. Затем с ши­роким развитием ремесла и торговли предметные вывески были вытеснены более удобными и брос­кими живописными. Вырабатывались даже специ­альные приемы искусства создания вывесок. Не случайно известный русский поэт Максимилиан Волошин считал, что именно вывески как нельзя лучше определяют «физиономию» улицы уже по­тому, что они постоянно висят на своих местах.

Многие русские художники, писавшие городс­кие пейзажи, отражали этот элемент внешней рек­ламы в своих картинах, например Борис Кустоди­ев, Михаил Ларионов, Константин Петров-Водкин. Петров-Водкин уделял этому аспекту рекламного творчества в России особое внимание и даже считал вывески «школой первой ступени» для художника.

Многие вывески в дореволюционной России дей­ствительно выглядели настоящими шедеврами по своим изобразительным качествам и, что было не менее, а может, и более важно, — искусно пред­ставленному предмету рекламирования. Оба эти фак­тора имели первостепенное значение для «направ­ления спроса» в условиях многоязычности и подав­ляющей неграмотности людей, пришедших из де­ревень в города.

Кончался XIX век, наступало первое десятилетие нового, XX столетия.

Это были годы экономическо­го и промышленного подъема, в то же время яв­ственно начали проявляться признаки будущих тя­желых потрясений: первой мировой войны, рево­люций. Реклама XIX веке, носившая национальный, фольклорный характер, мало связанная с полити­кой и большим бизнесом, должна была уступить место новым ее формам, с новым содержанием и новыми экономическими целями. Необходимо было приблизить ее к реальным экономическим и произ­водственным процессам в стране, сделать ее рекла­мой массового товара для массового потребителя.

И если в Америке и странах Западной Европы такой процесс экспансии рекламного бизнеса во все сферы, особенно в производственную, жизни обще­ства набирал все более высокие темпы, России, ве­роятно, не хватило для этого времени. Возможно, были и другие причины, задержавшие в эти годы развитие рекламы. Наступающие тяжелые времена уже ограничивали старые, фольклорные формы ее проявления. Время же новой, товарно-рыночной рекламы ещё не пришло.

Реклама в СССР.

Сразу после свершения рево­люции в октябре 1917 года появился декрет прави­тельства о введении государственной монополии на объявления. С этих пор реклама по существу пре­кратила свое существование в России, а затем и в образованном в 1920 году Советском Союзе.

Несколько коротких лет нэпа в стране (середина 20 — начало 30-х годов) можно рассматривать как короткий период развития рекламы. В 1921 году был издан правительственный декрет о разрешении по­мещать в газетах объявления от государственных организаций, кооперативов и частных лиц. Прави­тельство также санкционировало создание реклам­ных агентств, в основном государственных. Рекла­ма была официально объявлена важным средством пропаганды среди населения отличительных качеств советского образа жизни, в основу ее темы была положена идея прекрасного будущего. Особенно красочно оформлялись плакаты с лозунгами борь­бы за это будущее. При этом реклама приобрела характер орудия государства в борьбе между социа­листическим и частным секторами экономики.

Многие художники и поэты были причастны в этот период к созданию и распространению рекла­мы. Всем известна деятельность В. Маяковского в «Окнах РОСТА». Он написал более 100 стихотвор­ных реклам. Известные советские художники того времени разрабатывали специальный дизайн реклам­ных объявлений и госзнаков. По качеству выполне­ния, профессиональному использованию красок и ди­зайна реклама 30-х годов может рассматриваться как образец рекламного искусства в Советской России.

Однако несмотря на всю красочность и пользу, которую принесла официальная реклама в эти годы, следует отметить, что она по существу не выполня­ла своей главной функции — быть посредником между производителем и потребителем. В стране не было серьезной конкуренции между производи­телями, поскольку нэп не означал подъема и разви­тия мощных частных промышленных предприятий, все ограничивалось мелкими частными структура­ми. Большого рынка товаров в стране не было. И реклама частных мелких предпринимателей не мог­ла сравниться с развившейся за рубежом в этот пе­риод индустрией рекламного дела.

С отменой нэпа и целенаправленным развитием социалистической экономики в СССР реклама вновь, как и после революции 1917 года, исчезла как инст­румент экономического развития. Перестала суще­ствовать не только частная реклама и для частных, лиц, но утратила свое значение и реклама, контро­лируемая самим государством. На протяжении пя­тидесяти лет доперестроечного периода реклама в СССР развивалась очень слабо и если существовала как таковая, так только во внешнеэкономической деятельности государства.