Смекни!
smekni.com

Реклама в античном мире (стр. 1 из 3)

Реклама в античном мире.

«Реклама родилась вместе с рынком» — наиболее частое высказывание о времени возникновения рекламы. Однако оно от­ражает скорее ставшую привычной точку зрения на рекламу, как элемент рыночного механизма то­варного хозяйствования и намного приближает к современности сроки её зарождения.

На самом деле, вероятно, можно утверждать, что реклама в своем главном значении — опове­щать, призывать — появилась уже на заре челове­чества. Люди каменного века, изготавливая различ­ные орудия труда, обменивались ими. Можно пред­положить, что такой обмен не обходился без взаим­ного «рекламирования», с одной стороны, напри­мер, ножа, а с другой — кремня для добывания огня. Древние рисунки на скалах также свидетель­ствуют о том, что ещё в эпоху палеолита и неолита человек старался подчеркнуть особенности своего труда, выделить его среди других. Так, на многих рисунках древнего человека утверждалась особая значимость охотника как добытчика пищи для всей общины. В последующие периоды развития обще­ства на рисунках уже отображались особенности деятельности разных племён — скотоводов, земле­пашцев и других.

Эпоха зарождения древних цивилизаций также оставила много памятников, свидетельствующих о появлении элементов древней рекламы. Напри­мер, в странах Средней Азии и в Египте возводи­лись сооружения, восхвалявшие правителей и их деяния.

В эпоху античной цивилизации начали широко развиваться торговые отношения. Первым, кто стал использовать самую эффективную форму рекламы — громкие призывы и воззвания, были разного рода торговцы, устроители зрелищных мероприя­тий, а также глашатые правительственных указов. Площади и улицы древних городов оглашались громкими криками многочисленных продавцов и зазывал, которые таким образом привлекали вни­мание горожан к их товарам или услугам. Таким образом, широко распространялась реклама посред­ством слова, и не случайно для последующих поко­лений её главное значение выражалось двумя ла­тинскими глаголами: reklamo — выкрикивать и reklamate — откликаться, требовать.

По улицам Древнего Рима и Азии ходили гла­шатаи, извещавшие о продаже рабов, скота, пред­метов домашнего обихода и товаров. Служители правителей оповещали простой люд об их указах и приговорах.

Работа такого глашатая была не из лёгких и тре­бовала особого мастерства и особых личностных качеств. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в Древнем Риме проводились многочис­ленные (и даже политические) состязания «крикунов». Как правило, это была «битва» за имидж по­кровителя крикуна. Каждый из соперников старал­ся превознести своего правителя или хозяина, не брезгуя при этом громкими «разоблачениями» дру­гого правителя. Поскольку всё это происходило на глазах большой толпы, привлеченной громкими криками соревнующихся, то эффективность рекла­мы для победителя была обеспечена.

Распространенной была и наружная, наглядная реклама. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки на территориях античных стран. В Древ­нем Риме расписывались стены каменных домов и стадионов сообщениями о гладиаторских боях или цирковых представлениях. Наскальные фрески, создаваемые по маршрутам народных шествий, пре­возносили достоинства товаров торговых и ремес­ленных лавок. Внешняя реклама включала в себя также вывески на домах, где располагались торго­вые или ремесленные лавки. Часто такие вывески сопровождались картинками или описанием преиму­ществ товаров (услуг) соответствующего учрежде­ния. Например, на знаменитых фресках обществен­ных бань Помпеи изображались сцены наслажде­ния от ритуала купания. И конечно, такие рисунки-рекламы играли не последнюю роль в привлече­нии посетителей.

Реклама средневековья.

С падением Римской империи в странах Центральной Европы наступил тысячелетний период варварства, когда обозначи­лось резкое замедление в развитии как самого об­щества, так и его экономических и других хозяй­ственных и социальных сфер. Естественно, что это был не лучший период для рекламы. Наука, искус­ство также развивались очень медленно в первое тысячелетие новой эры.

Однако уже в XII веке наблюдается оживление в ремеслах и торговле. В Западной Европе в XII — XV веках возникают цехи ремесленников и купечес­кие гильдии. Возвращается к жизни и реклама. Каждое объединение ремесленников имело свои отличительные знаки: цеховые гербы и знамена. То­вары, сделанные ими, также имели свои отличи­тельные знаки. Часто это были клейма с инициала­ми мастеров, изготовивших изделия. Более того, в ряде городов запрещалась продажа товара без клей­ма (марки) мастера. Таким образом, реклама вновь начинала выполнять свою имиджевую и товарную функции на рынке товаров.

Наступивший в середине средних веков период Ренессанса возвратил к жизни всё, что было утра­чено в эпоху варварства: хозяйство, ремесла, тор­говлю, искусства, науку.

И вновь начала широко использоваться в жизни общества реклама. Главным в ней опять стало жи­вое слово. Торговцы, глашатаи, а также специаль­но нанятые зазывалы у дверей лавок и таверен расхваливали товары и услуги, громко обраща­ясь к прохожим, уговаривая их купить, зайти по­смотреть или поесть, например, рекламируемую пищу.

Большое распространение получила и наружная реклама в виде вывесок, эмблем и изображений то­варов. Такая реклама была доступна простому люду, который в основной своей массе не умел читать и писать. Появились универсальные символы товаров, показывающих, что здесь, в этой лавке, продается такой-то товар или предоставляются такие-то услу­ги. Например, на конторе ростовщика висела вы­веска с тремя шарами. Ступа и пестик стали отли­чительным знаком химика, а золотой сапог свидетельствовал, что владелец лавки шьёт обувь. Все больше стало продаваться товаров с марками их производителей.

В середине XV века с появлением печатного стан­ка на книгах также начали ставиться издательс­кие марки, обычно в виде красиво оформленных вензельных знаков. Они выполняли различитель­ную и имиджевую функции рекламы. В одних слу­чаях книгоиздатель избирал в качестве своей мар­ки эмблему города или графства, где он жил, в дру­гих случаях это была геральдическая эмблема его родословной. Часто отличительным знаком служил вензель из инициалов владельца типографии. Рас­пространенным в книгоиздательстве был графичес­кий символ вместе с каким-нибудь латинским из­речением (прототипы логотипа и слогана рекламы). Например, во всей Европе любители книг знали марку нидерландской типографии Плантенов. Она изображала руку, державшую циркуль, и латинс­кое изречение «Lahoreetconstantia», которое озна­чало «трудом и постоянством». В течение 300 лет просуществовала типография, сохраняя свой девиз и соответствующие ему высокое качество и надеж­ность издательских услуг.

Начало XVII века ознаменовалось появлением пе­чатной текстовой рекламы. Во Франции вышел пер­вый журнал объявлений. Несколько позднее, в 1622 году, в Лондоне стала печататься газета «WeeklyNews» («Еженедельные новости») с рекламными объявлениями о продажах и покупках или, как тогда говорили, «о намерениях и желаниях».

В 1682 году Джон Хауртон, американский изда­тель, основал газету «Сборник для совершенствова­ния супружества и торговли». В газете помещались рекламные сообщения в бытовой и торговой сфе­рах жизни местного населения. Сам владелец был большим сторонником рекламного бизнеса и много сделал для его развития, за что впоследствии его назвали «отцом рекламных публикаций». Через три десятилетия автор всем известной книги «Ро­бинзон Крузо» Даниель Дефо, не менее извест­ный купец, путешественник и издатель, серьезно занимался рекламой в своей газете «Ревью». Де­ятельность его в этой области носила такой же профессиональный характер, как и в других. Он оставил о себе мнение как о талантливом рекла­мисте.

В Англии середины и конца XVII веков разверну­лась и долгое время длилась широкая рекламная кампания, но не предметов и услуг, а, образно го­воря, «живого товара». Американские колонии с помощью многочисленных пропагандистских бро­шюр и писем зазывали к себе новых переселенцев. Исследователи американской истории утверждают, что Соединенные Штаты никогда не смогли бы так быстро превратиться в самостоятельное, сильное государство, если бы не эта мощная кампания по «заманиванию» предприимчивых людей в Новый Свет. В Англии, Ирландии издавались рекламные брошюры, содержавшие обещания, иногда полу­правдивые, а часто и намеренно лживые. Всё шло в ход в рекламе «райской» жизни на новых местах: обещание несметных богатств, золота и серебра, ко­торые переселенец найдёт там; обилия рыбы, зве­рья и дичи — для любителей дикой природы; на­конец, бескрайних пространств для земледелия и пастбищ. Часть обещаний соответствовала истине, но большая часть реклам была рассчитана на пси­хологию человека — верить в слово и надеяться на возможности осуществления своей мечты. И неза­висимо от того, что переселенцы реально обрели в Новом Свете, реклама выполнила свою роль — Аме­рика была заселена, в том числе большим количе­ством умных, предприимчивых людей.

Центром рекламы в Западной Европе в XVII — XVIII веков были Англия и Франция. Однако рекла­ма начинала развиваться и в Америке, но уже не в виде социально-пропагандистской брошюры, а что­бы информировать о товаре и привлекать как мож­но больше его покупателей. При этом ранняя аме­риканская реклама была в основном свободна от преувеличений, характерных для английских рек­ламных объявлений. Талантливым рекламистом оказался Бенджамин Франклин. В основанной им в 1728 году «Газете Пенсильвании» продавались пло­щади под рекламные объявления производителей различных товаров. Публикуемые в газете рекла­мы отличались простотой и правдивостью инфор­мации. Интересно отметить, что сам Франклин со­ставлял многие из них. Реклама его личного изоб­ретения (нового вида печи), написанная лично им, явилась образцом нового вида реклам — в ней из­лагались в первую очередь преимущества, которые эта печь обеспечит покупателю, а не привычные све­дения о размерах и форме товара.