Рис. 2. Кисти, применяемые при живописных работах
керамическими красками
Надо помнить, что керамические краски и цветные глазури в большинстве случаев после обжига резко изменяют свой цвет. Они становятся более яркими в силу происхождения в них сложных химических процессов при повышении температуры обжига, в результате чего образуются окрашиваемые соединения, которые и придают интенсивное звучание декору. Для получения нужного цвета или оттенка рекомендуется пользоваться так называемой контрольной палитрой (образцы обожжённых красок), где каждый цвет краски значится под определенным номером.
При росписи также необходимо учитывать температуру обжига каждой используемой краски (вначале следует наносить краски с более высокой температурой плавления, например пурпурные) во избежание выгорания легкоплавких при декоративном обжиге.
Нужно знать, какие краски можно смешивать на палитре в процессе работы, а какие при этом могут дать грязный тон. Лучше смешиваются синие, фиолетовые, пурпурные краски. Тёплые краски при смешивании друг с другом могут растворяться одна в другой. Пурпурные (золотосодержащие) и синие примешиваются почти ко всем краскам, кроме красных на основе селена и хрома.
Синие с жёлтыми и пурпурными – хорошие смеси.
Красная коралловая не смешивается ни с чем.
Красные на основе селена смешивают друг с другом.
Нанося на керамический материал слой краски, важно уметь пользоваться кистями, набирая краску лишь на кончик кисти или на одну сторону (для мазка с растяжкой).
При подглазурной технике росписи декор наносят на неглазурованную поверхность изделия, после чего глазуруют, а затем подвергают политому обжигу. В этом случае декоративный (муфельный) обжиг не проводится.
Существует несколько способов ведения подглазурной живописи. Наиболее распространенный – живопись по утилю (изделия после первого обжига). В живописи по сырому изделию краски наносят на подсушенное изделие, находящееся в суховоздушном состоянии.
По сравнению с надглазурной подглазурная живопись более долговечна и прочна, т.к. сохраняется под слоем стекловидной глазури. Контур рисунка образуется более мягкого звучания, слегка расплывчатый. В подглазурной росписи сложность процесса заключается в том, что краски имеют способность прочно впитываться в черепок утильного изделия и даже при тщательной очистке ненужной краски на этом месте после обжига обязательно останется тёмное грязное пятно. Нельзя перекрывать неудавшийся мазок – получится глухое пятно. Подглазурная роспись требует точности и выразительности мазка. Примером мастерского владения техникой может служить роспись кобальтом гжельских изделий.
Роспись солями оксидов металлов осложняется тем, что эти растворы в большинстве случаев представляют собой бесцветные жидкости, и трудно ориентироваться в том, какой по качеству и силе звучания положен мазок. После нанесения растворов солей они, впитываясь в поверхность изделия, как бы исчезают, не оставляя внешнего следа и проявляются только после обжига. Для облегчения работы с солями к ним добавляется немного красителей (чернила, акварель), которые во время обжига выгорают.
Для придания изделиям художественной керамики наиболее декоративного и эффектного вида применяют различные глазури. Глазурь наносят на материал следующими основными способами: окунанием, поливом, пульверизацией, а также кистью.
Окунание производят вручную погружением изделия в бак с тщательно перемешанной глазурной суспензией, по консистенции напоминающей сметанообразную массу. Этот способ широко применяется при сплошном нанесении глазури на небольшие предметы и при частичном покрытии поверхности изделия глазурью.
Поливка применяется при глазуровании изделий, требующих покрытия глазурью только с одной стороны (например облицовочные плитки), а также при глазуровании внутренней поверхности посуды. Излишки глазури при этом выливаются.
Пульверизация применяется главным образом при глазуровании громоздких и легко ломающихся тонкостенных изделий, а также необожжённых изделий, учитывая, что при таком способе глазурования они не размокнут.
Кистью наносится глазурь при частичном глазуровании и при использовании нескольких цветов глазури на одном изделии.
Для фарфора и фаянса более характерен декор прозрачными глазурями.
Декорирование потёчными цветными глазурями ведут обычно на майолике. Для майолики и гончарных изделий применяют легкоплавкие глазури (температура плавления не выше 1000ºС), которые подразделяют на свинцовые, щелочно-свинцовые, борно-свинцовые, бессвинцовые.
Бесцветные глазури характеризуются тем, что в их материалах отсутствуют красящие соединения, обладающие свойством при обжиге растворяться в глазурной массе.
Окраска цветных глазурей объясняется введением в состав бесцветных глазурей пигментов в виде оксидов определённых металлов и их солей.
В синей глазури цвет обусловлен введением в состав глазури оксидов или солей кобальта. Голубой цвет определяется наличием оксида меди, создающего красивые голубые и бирюзовые цвета. Зелёный цвет различной глубины и оттенка зависит от присутствия оксида меди. Оксид хрома окрашивает глазури в яркие, но малопрозрачные зелёные тона. Жёлтый цвет получают при введении в глазурь оксида железа и оксида сурьмы.
Эмаль – разновидность глазури. Это непрозрачная глухая глазурь. Эмаль применяется для цветных керамических материалов в качестве грунта, на котором пишут красками, и для росписи изделий из цветного материала.
Как грунт в основном применяют белую эмаль, наносимую на изделие методом поливания. После того, как эмаль подсохнет, по ней пишут с помощью кисти керамическими красками. После обжига создаётся впечатление, будто краски слегка тонут в эмали, давая нежные и глубокие контуры рисунков. Роспись по сырой эмали требует от исполнителя свободного владения кистью, уверенного мазка и большого навыка. Она представляет собой самую сложную технику живописи для майолики.
Для росписи изделий из красно-жгущихся глин применяют широкую палитру цветных эмалей. Роспись ведут техникой резерважа. Для этого эмали, предназначенные для нанесения живописного одноцветного или многоцветного рисунка, смешивают с раствором воска, скипидара и глицерина, а затем кистью пишут на предварительно очищенном от пыли изделии, используя полученную жировую эмульсию. После выполнения рисунка изделие окунают в чан с глазурным шликером. Шликер пристаёт к свободным пористым участкам, не покрытым глазурью. В процессе обжига жировой состав выгорает, а рисунок, нанесённый глазурью, остаётся.
Необычный художественный эффект достигается при украшении художественных изделий так называемыми перегородчатыми эмалями. На изделии выполняются перегородки высотой от 1 до 2 мм, разделяющие контуры цветовых пятен, которые будут в дальнейшем нанесены на изделие. В процессе глазурованного обжига эмали расплываются и закрепляются на изделии, при этом контуры цветовых пятен будут четко проявляться. Этот способ широко применяют для производства архитектурно-художественной керамики (майоликовые вставки, панно).
Дефекты глазури. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек – сетьмелких волосяных трещин на глазури, а также отслаивание глазури. Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделий. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури – снижение блеска и шероховатость, матовость – при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость, слабый блеск – при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига. При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникать натёки – утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины – отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка – стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утильного обжига могут образоваться наколы – точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800–1000ºС – пузыри или прыщи.
Ассортименткерамических товаров
Ассортимент керамических товаров формируется под воздействием научно-технического прогресса, социально-демографических факторов, смены стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве.
Ассортимент изделий тонкой керамики классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий, фасонам, размерам, видам и сложности декорирования, комплектности.
По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашки с блюдцами), в виде наборов, комплектов, сервизов и гарнитуров.
Наборы – совокупность одного вида посуды, например наборы тарелок разного размера.
Комплект– несколько видов посуды одного назначения, например подарочный комплект из чашки с блюдцем и тарелки.
Прибор – это набор или комплект для индивидуального пользования.
Сервизы – чайные, кофейные, столовые – включают обязательные виды посуды для определенного числа человек.
Гарнитуры – представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных единым стилевым решением.
Фарфоровые изделия благодаря ценным физико-химическим и эстетическим свойствам фарфора очень разнообразны по назначению.
Ассортимент чайной и кофейной посуды из твердого фарфора весьма широк и представлен в прейскуранте следующими основными видами: чайные чашки с блюдцами (вместимостью 0,2-0,5 л.), кофейные чашки (0,60-0,130 л.) кружки (0,90-0,5 л.), стаканы (0,2-0,25 л.), пиалы (0,140-0,4 л.), чайники заварные (0,25-1 л.), доливные (до 5 л.), кофейники (0,5-1,4 л.), масленки, сливочники, сухарницы, вазы для фруктов и варенья, блюдца для варенья, полоскательницы.