Таким образом, анализ перспектив позволяет подобрать цели из множества возможных. Если цель попадает в расчетное множество – она выполнима, если не попадает – она не реализуема и следует ее переопределить (рис. 1).
Рис. 1. Схема методики проведения анализа перспектив
Необходимо отметить, что при прогнозе по тенденции определяется лишь одна точка развития, впоследствии трансформируемая в цель, которая может не совпадать с множеством возможных состояний. В этом кроется причина невыполнимости многих решений.
На этапе выработки механизмов достижения цели осуществляется непосредственный поиск этих механизмов и анализ возможности их реализации при существующем потенциале организации. Под потенциалом организации понимается квалификация и навыки сотрудников, наличие ресурсов и резервов, существующая система управления.
Если механизмы не найдены, то либо потенциал организации недостаточен и требуется его повышение (рост квалификации сотрудников, привлечение ресурсов, оптимизация системы управления), либо механизмов, способных обеспечить достижение выбранной цели, не существует и требуется корректировка цели. В результате разрабатывается согласованный с целями набор механизмов и действий администрации, способных обеспечить достижение поставленных целей.
Разработанные механизмы представляют собой оптимальный (по целям и перспективам) набор методов экономического и политического административного управления, включающих в том числе способы воздействия на городскую среду и способы управления ею. Данные механизмы выражаются в виде рекомендаций качественного характера – суммы правил для принятия решений.
Если возможных механизмов множество, то выбор оптимальных (по целям и перспективам) осуществляется из условия усиления сильных сторон организации, нейтрализации слабых и снижения влияния внешних воздействий.
Рис. 2. Выбор механизмов достижения цели
Из рисунка 2 следует, что, пользуясь управлением по тенденции и не меняя набора механизмов, мы можем никогда не попасть в точку развития – выбранную цель. Применительно к муниципалитету это значит, что вероятность выполнения планов социально-экономического развития города будет минимальной.
Основным результатом стратегического планирования является выработанная стратегия поведения администрации в виде набора правил, используемых для принятия решений, которыми руководствуется администрация для достижения своих целей, а также планы повышения потенциала города, его устойчивого развития.
Одной из первых работ является классификация Ченси Д. Гарриса (1943 г.), в которой рассматриваются города с населением, превышающим 25 тыс. на момент переписи 1940 г. Несколько позже он применил тот же метод при классификации городских населенных пунктов СССР.
Суть этого метода заключается в том, что анализируется структура занятости каждого города в целях выявления ведущей функции, которая характеризуется соотношениями, превышающими некий критический размер (доля работающих по найму или доля занятости в промышленности и торговле, превышающая некий процент, установленный для каждой функции). Это позволило Гаррису выявить девять категорий городов:
1) чисто промышленные города, в которых занятость в промышленности составляет не менее 45 % работающих по найму и не менее 74 % занятых в промышленности и торговле;
2) города с менее выраженными промышленными функциями, в которых эти два соотношения ниже, чем в предыдущей категории;
3) города горнодобывающей промышленности, в которых занятость в горных разработках превышает 15 % от числа всех работающих по найму;
4) города, где господствующая функция представлена розничной торговлей;
5) города с преобладанием функции складских операций (оптовая торговля);
6) коммуникационные города;
7) университетские города, в которых количество студентов превышает 15 % работающих по найму;
8) курортные города и города с преобладанием пенсионеров и удалившихся от дел лиц, где доля экономически активного населения ниже минимума, зависящего от типа экономики страны;
9) многофункциональные города.
Однако предложенная классификация была слишком проста и содержала ряд существенных недостатков: если исключить промышленные центры, она устанавливает только один критерий, что мешает ей учитывать целый ряд возможных влияний; кроме того, установленные критерии на основе анализа американских городов на определенный период не обязательно подходят к любой стране и к любому периоду.
Более гибкую классификацию предложил шведский географ Г. Александерсен. Он выбрал определенный критерий, обозначив его как долю средней занятости в стране среди всех работающих по найму в какой-либо отрасли хозяйства на определенную дату. С помощью этого критерия можно измерить значимость определенной функции города. Эта типология не носит абсолютного характера, большей частью уточняет сугубо качественные характеристики и может быть изменена с качественной переменой объекта, однако она имеет отрицательные стороны. В этой классификации анализ опирается на коллективные, а не на индивидуальные виды деятельности, значение функции измеряется только долей занятости. кроме того, что немаловажно, относительные изменения, наблюдающиеся во времени, могут оказаться лишь на поверхности явлений, поскольку производительность в отраслях обрабатывающей промышленности растет значительно быстрее, чем в непроизводственной сфере.
Российские ученые также делали попытки классификации городов. Так, М. Борщевский выделяет три основных подхода к классификации и типизации городов: экономико-географический; регионально экономический; социологический. Сущность этого подхода в том, чтобы найти иерархию типов городов по «наборам» тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социально-экономического развития.
Б. Хорев представил другую точку зрения, согласно которой для решения проблем городов наиболее важными являются следующие классификации: функциональная (по профилю и степени сложности функций); динамическая (по типам прироста населения); иерархическая (по социально-экономической соподчиненности).
Таким образом, используя экономико-функциональный подход, Б. Хорев выделяет следующие типы городов:
1) однопрофильные города;
2) с преимущественным значением индустриальных центров;
3) с преимущественным значением транспортных центров;
4) города переходного типа между промышленными, транспортными и непромышленными центрами;
5) промышленные города без ярко выраженной функциональной доминанты;
6) промышленные города-новостройки;
7) города с преимущественным значением оздоровительных центров;
8) прочие города.
Недостатком этих подходов является то, что все эти классификации статичны и отражают картину на момент оценки.
Наиболее распространенной является классификация городов по численности населения (тыс. жителей):
- мегаполисы – свыше 3000;
- миллионники – от 1000 до 3000;
- крупные – от 500 до 1000;
- средние – от 100 до 500;
- малые – менее 100.
Согласно приведенной классификации целесообразно разделять подходы к проблемам городов. Если крупные города – это основа государства и НТП, то малые города – это лицо страны и сфера сохранения традиций и культуры.
Поскольку особенности функционирования городов обусловлены, главным образом, степенью их адаптации к рынку, то можно выделить следующие типы городов:
I. Города, адаптируемые к рыночным условиям:
- с предприятиями ориентированных на экспорт отраслей;
- конкурентоспособной на внешних и внутренних рынках продукцией;
- предприятиями, выпускающими конкурентоспособную продукцию на внутреннем рынке, в том числе с иностранным участием;
- города туризма и рекреации;
- приграничные города;
- города, расположенные в зонах влияния крупнейших агломераций.
II. Города, трудно адаптируемые к рынку.
а) Города, требующие коренной конверсии:
- города – ВПК;
- некоторые добывающие центры (угольные города, поселки золото- и алмазодобывающих предприятий).
б) Города, нуждающиеся в поддержке государством и создании условий для функционирования градообразующих предприятий:
- центры обрабатывающей промышленности;
- центры по обслуживанию сельского хозяйства на окружающей территории (города АПК);
- текстильные города;
- научные города.
III. Города, деградирующие и стагнирующие в силу разнообразных причин:
- разрушающиеся в результате экологических факторов и техногенного воздействия;
- не имеющие потенциала для экономического развития (из-за истощения ресурсов, особенностей местоположения – северные города, закрывающиеся железнодорожные ветки и станции);
- стагнирующие в результате геополитических причин.