– никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
– ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением.
Целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, оборонном и других аспектах.
В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов. Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.
В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения [20].
Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.
Переход к устойчивому развитию всего мирового сообщества может быть осуществлен только в условиях эффективного международного сотрудничества. Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется обладанием большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:
– организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
– активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
– стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
– обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.
Переход к устойчивому развитию – процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей – рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей – совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. Причем только для относительно ранних этапов могут быть разработаны соответствующие программные и прогнозные документы [12].
Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу рационализации этих мер.
На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.
В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей.
Устойчивое развитие города может быть обеспечено наличием: многоотраслевой экономики, развитой транспортной инфраструктуры, выгодного геополитического положения, квалифицированной рабочей силы [10].
Существует и другая точка зрения (Ю.Н. Николаев) устойчивого развития социально-экономической системы города, которая представляется как изменение состояний составляющих подсистем (рынков, благ, денег, труда, сферы социально-культурного обеспечения, экологической системы) вследствие воздействия внутренних и внешних органов законодательной и исполнительной власти. В математическом понимании устойчивость математической модели, описывающей социально-экономическую систему города, характеризуется определенным соотношением балансовых показателей (например, спроса и предложения на рынке благ).
Для повышения устойчивости развития г. Волгограда можно выделить следующие основные аспекты:
– общеэкономические ресурсы устойчивости, решение коренных задач рыночного реформирования экономики, создание методов и инструментов выявления ресурсов устойчивости;
– ресурсы более эффективного использования территорий и внутренней структурной реорганизации города;
– ресурсы уплотнения, реконструкции и гуманизации городской среды;
– сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
– ресурсы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
– ресурсы организации (человеческие ресурсы, капитал, материалы, наука, образование, технология и информация);
– ресурсы административного управления городом.
В настоящее время крупные города Российской Федерации, учитывая опыт развитых Европейских стран, видят свое развитие в реализации стратегических программ, рассчитанных на 20–25 лет. Стратегии развития российских городов принимаются как отдельные документы или как составная часть генерального плана развития.
С целью повышения эффективности обработки собранной информации при административном аппарате региона, на наш взгляд, целесообразно осуществлять ее содержание в рамках маркетинговой информационной системы. Маркетинговая информационная система – это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений [61].
Если для отдельных предприятий, являющихся гораздо менее сложными образованиями, чем целые регионы, о создании маркетинговых информационных систем споры не ведутся, то в отношении регионов руководство многих из них данной работой не занимается. Информация собирается лишь в рамках информационной системы всего региона, основой которой являются комитеты по государственной статистике. В то же время данные, полученные в ходе независимых маркетинговых исследований, в ходе научной деятельности учебных заведений используются недостаточно полно, хотя и представляют с точки зрения маркетинга не менее важные источники информации.
Содержание маркетинговой информационной системы достаточно полно представлено на схеме (рис. 3).
Рис. 3. Маркетинговая информационная система (по Ф. Котлеру)
(источник: по материалам [36])
Как уже отмечалось выше, в процессе разработки региональной стратегии экономического развития маркетинговое исследование проводится с целью выявления конкурентных преимуществ региона, проблемных аспектов в его функционировании и выявления стратегических задач развития. Одним из современных инструментов проведения маркетинговых исследований, который позволяет решить поставленные выше задачи, является бенчмаркинг.
Данный термин образован от английского «benchmark» – стандарт, ориентир. В предпринимательстве бенчмаркинг связан с поиском и изучением наилучших методов организации процессов, которые становятся эталоном, ориентиром для организаций и помогают осуществлять собственный бизнес качественнее и производительнее. На наш взгляд, с решением аналогичных проблем сталкивается и руководство отдельных регионов, а следовательно, бенчмаркинг может использоваться и на региональном уровне. В таком случае ориентирами могут служить регионы, добившиеся наибольших успехов по тем или иным направлениям деятельности, причем не только регионы страны исследования, но других стран, а также сами отдельные страны, сопоставимые по экономическим условиям, природным, демографическим и другим видам ресурсов с регионом, в котором осуществляется разработка стратегии экономического развития.
В конце 70-х – начале 80-х гг. бенчмаркинг стал активно использоваться на Западе и превратился в широко известный и распространенный маркетинговый инструмент, который все более часто применяется с целью достижения превосходства над другими. Цель бенчмаркинга при проведении маркетингового исследования региона не должна звучать как достижение превосходства над другими, поскольку это означает, что жители других регионов могут быть поставлены в условия, худшие, чем в те, в которых они находятся сейчас. С точки зрения целостности государства постановка подобных целей недопустима, хотя это не означает, что использование бенчмаркинга на региональном уровне недопустимо. Скорее идет речь об искусстве обнаружения того, что другие регионы делают лучше, и изучении, усовершенствовании и применении их методов работы, но не с целью подрыва благополучия регионов-лидеров, а с целью наиболее эффективной мобилизации имеющихся в распоряжении региона собственных ресурсов и достижения положительных результатов в росте именно за счет них.