Цена. При упоминании цены продукции у ребенка не должно возникать неправильного представления о соотнесении цены с реальностью, в частности, за счет применения выражения "всего лишь". Никакая реклама не должна утверждать, что рекламируемая продукция может быть легко приобретена семьей с любым уровнем дохода.
При сравнении российского законодательства и Международного кодекса рекламной практики можно заметить, что часть положений Кодекса нашла отражение в Федеральном законе "О рекламе", однако еще недостаточно сознательности для использования в рекламной деятельности более этичных приемов и методов. В современной российской действительности сложилась ситуация, когда все, что явно не запрещено законом, разрешено им. Тем не менее, работая в сфере рекламы, следует четко понимать, что, нарушая элементарные этические нормы, рекламодатели и рекламопроизводители подрывают тем самым сам институт рекламы. В результате из стимулирующего механизма реклама превращается в отталкивающий. Часто приходится слышать фразу "Если что-то рекламируют, значит, товар плохой, хорошую продукцию и так покупают". Это лишний раз свидетельствует о снижении покупательского доверия к рекламе, что стало результатом недобросовестной, недостоверной рекламы на протяжении многих лет.
Соблюдение обозначенных в Международном кодексе рекламной практики позиций формирования рекламы, адресованной детям, не является обязательным, однако целесообразно для поддержания принципа защиты несовершеннолетних. Далеко не все положения Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты обозначены в российском законодательстве о рекламе, поэтому остается надеяться на соблюдение профессиональной этики в сфере рекламной индустрии.
1.2. Требования федерального Закона «О рекламе» к организации, содержанию и качеству рекламы.
В настоящее время в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) установлены общие требования, предъявляемые к рекламе, в том числе запрет недобросовестной рекламы, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе), а также недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Широкое распространение получила практика, когда в целях соблюдения приведенных требований рекламодатели сообщают о свойствах объекта рекламирования с использованием таких слов в превосходной степени, как «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный», а также с использованием таких слов и выражений, как «главный», «номер 1», «№1», «лидер». При этом достоверность сведений в такой рекламе о наличии данных преимуществ у объекта рекламирования по сравнению с иными товарами подтверждается путем ссылки на результаты опроса мнений определенного круга лиц, результатов конкретных конкурсов, сравнительных исследований и т.п.
Обобщение практики антимонопольных органов позволяет сделать вывод, что такие выражения широко используются в том числе при рекламе различных финансовых услуг, а именно при характеристике услуг по предоставлению денежных средств («самый доступный кредит», «лучший кредит», «самые низкие ставки», «самые выгодные условия»), услуг по привлечению денежных средств во вклады («максимальный процент», «самые высокие процентные ставки», «самые выгодные сбережения», «лучшие условия»), а также в целях указания на какие-либо преимущества организаций-рекламодателей, оказывающих данные услуги («единственная организация», предоставляющая указанную в рекламе услугу, например, страхование вкладов и т.п., «самый динамично развивающийся банк», «самый устойчивый банк», «лучший региональный банк», «первый по капиталу банк», «лидер рынка»), при этом сравнение используется, как правило, за указанный в рекламе период либо на территории какого-либо региона, однако реклама создает впечатление о достоверности такого сравнения при любых обстоятельствах.
Во многих случаях из рекламных материалов потребители рекламы не получают информацию о рекламируемом товаре в доступной форме и в полном объеме.
Например, сведения о преимуществах объекта рекламирования, в том числе о наиболее привлекательных условиях оказания финансовых услуг, выделяются на фоне остальной информации, а информация о подтверждении таких сведений либо об иных условиях оказания таких услуг, как правило, сообщается в рекламе мелким нечитаемым шрифтом, что затрудняет возможность ознакомления с нею при восприятии рекламы потребителем (например, «самый высокий доход по вкладу» с уточнением мелким шрифтом «*среди вкладов банка с аналогичными условиями»). В случае распространения данной информации в телепрограммах часто о преимуществах рекламируемого товара предоставляется звуковая информация, а уточняющие сведения включены в видеоряд рекламного ролика текстом с мелким шрифтом.
В случае, если уточнение не будет донесено до потребителя рекламы по причине нечитаемости шрифта или отсутствия технической возможности воспринять одновременно звуковую и текстовую информацию, оценка объекта рекламирования может производиться потребителем рекламы по любому из возможных критериев (то есть сформируется мнение, что услуга данного производителя имеет преимущества перед любыми аналогичными услугами на данном рынке). Если нечитаемым шрифтом изложены существенные условия оказания услуг, возможно, что решение о выборе той или иной услуги будет принято на основании неполной информации, при этом фактически потребитель услуги сможет получить указанное в рекламе преимущество только при определенных условиях.
Кроме того, в большинстве случаев опросы, конкурсы, исследования, результаты которых приводятся в рекламе, не являются достаточно репрезентативными, поскольку часто сравнение осуществляется среди ограниченного перечня аналогичных товаров, узкого круга потребителей, по результатам специализированных конкурсов, выставок, таким образом, вывод о преимуществах рекламируемого товара основан на мнении незначительного круга лиц.
В ряде случаев используется указание на преимущество объекта рекламирования, установленное по результатам опроса либо исследования, проведенного значительно раньше периода размещения рекламы, причем фактические сроки проведения опроса либо исследования указываются мелким нечитаемым шрифтом. Очевидно, что результаты таких исследований не содержат сведений о соотношении объекта рекламирования и аналогичных товаров (услуг), имеющихся на рынке в период фактического размещения рекламы.
Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг.
Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Соответственно достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и организацией и предотвращения недобросовестной конкуренции.
С 1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в частности, в Федеральной закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Закон Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»). В данном законе вводится ряд правовых новелл, таких как понятие договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, изменения в регулировании биржевой торговли, закрепление права фондовых бирж оказывать услуги, непосредственно способствующие заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а товарных бирж - только в отношении производных финансовых инструментов, предусмотренных федеральным законом, регулирующим деятельность товарных бирж.
Таким образом, вступающие в силу изменения законодательства определяют правовое поле для деятельности целого ряда посредников, находившихся ранее вне правового регулирования. В первую очередь, эти изменения коснутся тех компаний, которые ранее обещали для российского потребителя возможность так называемого «прямого доступа» на рынок FOREX, не имея каких-либо лицензий для работы на российском финансовом рынке или для осуществления каких-либо банковских операций, не подпадая под надзор и контроль государственных органов, и вводя в заблуждения потребителей своих услуг. Помимо того, что с января 2010 года такая деятельность будет невозможна для любых организаций, не являющихся фондовыми или товарными биржами, на основании Законов «О рынке ценных бумаг» и «О товарных биржах и биржевой торговле», законопроект запрещает рекламирование таких услуг лицам, не являющимся товарными биржами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.