Смекни!
smekni.com

Развитие кооперативного движения (стр. 2 из 7)

Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сто­ронником мирного преобразования общества путем создания об­разцовых общий кооперативного типа. Чтобы увлечь людей лич­ным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс. га земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравни­тельному распределению, что привело ее к краху. На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.

Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в ра­бочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудо­вую частную собственность, большие надежды первоначально воз­лагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалисти­ческой системе" противопоставлял "социальную систему".

Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на 'кооперативное движение в период его зарождения и становле­ния. Пропагандируемые им общины он называл "поселками едине­ния и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при участии Оуэна ор­ганизуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала".

Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств для создания общин. В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооператив­ных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "апостолов кооперации". Некоторые коопе­ративные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сто­ронники исходили из того, что к устранению противоречий сущест­вующего строя прекрасно приспособлена "система общественной кооперации"[3].

Поистине в Англии семена кооперативной системы были по­сеяны Оуэном[4], и он явился духовным отцом кооперативных фаб­рик и кооперативных лавок.

Что касается Фурье, то он после окончания средней школы по­полнял знания путем самообразования, обладал замечательной па­мятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служа­щего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.

В истории человечества после "райской" первобытности Фу­рье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Послед­няя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бед­ность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии".

Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фа­лангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на пер­вый взгляд похожую на оуэновскую общину. Конечно, фаланга то­же занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством. Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах - фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям - и в процессе произ­водства, и в бытовой сфере.

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного обще­ства. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фаланги должен рас­пределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту 3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе.

Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собст­венность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу при­током капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабо­чей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудниче­ство богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тру­жеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной це­лью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гар­монии".

Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.

Зато многие английские и французские ученики и последова­тели Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и от­клонившись от главной линии "патриархов социализма", впослед­ствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения. Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, то ученики и последователи нередко выступали в роли ини­циаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирной, экономической демокра­тии, ассоциации потребителей и производителей[5].

Таким образом, учения о кооперативном движении "отпоч­ковались" от более обширного и высокого общественного идеала. С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.

Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капита­лизма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути об­наружились вполне отчетливо: один - революционный, немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сде­лали выбор в пользу второго пути.

Так оформилась теория постепенного мирного преобразования об­щества чисто кооперативными средствами (вариантом является за­воевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной тео­рии характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой - полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экс­проприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за про­ведение общественных реформ, сотрудничество классов и граждан­ский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных левых партий.

Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 г получила название "кооперативного социализма". Помимо "кооперативного социализма" существуют антикооперативные тео­рии, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория "кооперативного социализма" не однородна, многовариантна, включает различные направления, школы.

Глава 2. Характеристика трех периодов в развитии кооперативного движения в России

2.1. Кооперативное движение в дореволюционной России

Дореволюционную историю коопера­ции России можно подразделить на два периода[6]:

пер­вый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции;

второй - с 1905 по 1917 г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.

Первый период характеризуется медленным развити­ем потребительской кооперации. Рабочие были еще свя­заны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате мно­гим рабочим кооперативы были просто недоступны.

Напуганное размахом стачечного движения царское правительство в 1886 г. запретило выдачу заработной платы натурой через лавки фабрикантов и заводчиков. Поэтому харчевые лавки стали прикрывать кооператив­ной вывеской. Деятельность зависимых обществ потреби­телей, насаждаемых предпринимателями, вызывала у ра­бочих законный протест и неприязнь; рабочие называли такие кооперативы «грабиловками».

Россия была аграрной страной, однако в силу сохра­нения пережитков крепостничества долгое время кресть­янские кооперативы оставались весьма малочисленными

Кооперативное движение потребителей оживилось только с начала 90-х годов, когда наметился бурный промышленный подъем и новый, пролетарский этап осво­бодительного движения. Ускорилось развитие потребительской кооперации в деревне.

Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 об­щества потребителей, из них 654 было закрыто. На начало 1905 г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества. Из 227 рабочих обществ 224 были зависимыми и лишь 3 - независимыми[7].

В России существовала сложная процедура утверж­дения устава каждого вновь организуемого коопера­тива. По ходатайству кооператоров в 1897 г. правитель­ство утвердило нормальный (типовой) устав потреби­тельского общества. С этого момента уставы стали утверждаться на местах губернаторами, что несколько облегчило создание новых обществ потребителей.

В 1898 г. был организован первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губер­нии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации, соз­дание которого было запрещено царским правительством. Первым председателем бюро (правления) союза был избран полковник - известный московский кооператор Н. П. Гибнер (1858-1924), а председателем ревизионной комиссии - экономист, профессор И. X. Озеров (1869- 1942).