План
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование купеческого сословия…………………………………….4
2. Особенности российского торгового капитала…………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Введение
История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.
В период нового времени основы сословного деления городского населения Российской империи были сформированы преобразованиями петровского времени и реформами Екатерины II. В результате их осуществления разрушилась старая, относительно замкнутая система, выделявшая среди жителей посада торгово-промышленную элиту — «гостей» и членов «гостиной и суконной сотен» — и были введены новые сословия, формировавшиеся с учетом их реального экономического положения сугубо в фискальных целях. Городская верхушка в начале XVIII в. была записана в «гильдии», с 1723 г. для записи в «торговое сословие» крестьян и разночинцев устанавливался ценз в 500 рублей. По указу 13 февраля 1747 г. крестьяне дворцовые, архиерейские, монастырские и помещичьи, занимавшиеся торговлей и промыслами и имевшие от 300 до 500 рублей капитала, могли переходить в купечество, но с января 1762 г. запись в «торговое сословие» названных категорий крестьян была запрещена без указных отпускных и увольнительных писем от властей и помещиков.
1. Формирование купеческого сословия
Формирование купеческого сословия в Российской империи происходило в XVIII в. Сословная организация купечества (гильдии) окончательно была оформлена в результате городских реформ 70–80-х гг. ХVIII в., которые положили начало новой сословно-податной системе в городах. Знаменитая “Жалованная грамота городам” 1785 г. уточнила и расширила сословные права купцов. В результате этих реформ купечество становится не только наиболее сильной в экономическом отношении частью торгово-промышленного населения, но и самым привилегированным после дворянства и духовенства сословием.
Во второй половине XVIII–первой половине XIX в., несмотря на постоянные попытки правительства стабилизировать состав и правовое положение русского купечества, оно, по выражению Р. Пайпса “пребывало в состоянии беспрестанных перемен” (Пайпс 1993, 286). Верхушка купечества в это время стремилась сочетать своих детей браком с дворянами, поскольку это давало им более высокий социальный статус, доступ к государственной службе и право на покупку крепостных. Мелкие предприниматели из крестьян, мещан и ремесленников, сколотив минимальный капитал, необходимый для перехода в купеческое сословие, вступали в гильдии, внуки их могли стать уже дворянами. Таким образом, купечество в социальном плане являлось своего рода перевалочным пунктом для всех, кто двигался вверх или вниз по общественной лестнице.
Во второй половине ХIХ в. в правовом положении купечества происходят значительные изменения. Отмена крепостного права и перемены в социально-экономической жизни общества неизбежно повлекли за собой изменения в торгово-промышленной политике и в правовом статусе предпринимателей. Только человек, выкупивший сословное гильдейское свидетельство, имел право именоваться купцом. Вновь вступавший в купеческое сословие предприниматель, получивший на свое имя свидетельство одной из гильдий и “при взятии оного представивший квитанцию, свидетельствующую о полной уплате им всех ... повинностей, принимает наименование купца и, вместе с членами семейства его, в свидетельство внесенными, вступает в состав купечества того места, где он записан” (Свод законов о состояниях 1911, 159). Лица, не принадлежавшие ранее к купеческому сословию и выкупившие свидетельства, могли либо причислиться к купечеству, либо сохранить свое прежнее звание. Однако, поскольку сословные права купцов были значительными, правом сохранить свое прежнее звание пользовались немногие, преимущественно дворяне. Наоборот, стремясь получить сословные купеческие привилегии, в гильдии записывались лица, не обладавшие крупными капиталами[1].
В сословном купеческом свидетельстве указывались все члены семьи купца. При этом все родственники, записанные в свидетельство, считались причисленными к купеческому сословию и обладали, таким образом, всеми сословными правами и привилегиями, к числу которых относились: освобождение от телесных наказаний, свобода передвижения (т.н. паспортная льгота), право при определенных условиях получить личное или потомственное почетное гражданство, право на участие в сословном самоуправлении и некоторые другие.
Законом четко определялся круг родственников, которые могли быть внесены в состав купеческой семьи. Так, в сословное купеческое свидетельство, выдаваемое на имя мужа, могла быть внесена жена, а в выданное на имя жены муж внесен быть не мог. При отце или матери могли быть внесены в одно с ними свидетельство их сыновья и незамужние дочери. Внуки включались в состав семьи только в том случае, если их отцы также числились в семействе и не производили торговлю от своего имени (Полное собрание законов, № 41779). В отличие от других сословий, пребывание в купечестве не было пожизненным. Купец обязан был выбирать гильдейское свидетельство ежегодно. Если же в установленный срок он не возобновлял свидетельство, то вместе с членами своей семьи выбывал из гильдии.
Во второй половине ХIХ в. гильдейское купечество продолжает составлять основную по численности и значимости часть предпринимателей. Как справедливо отмечал Д.С. Мирский, типичный купец мог быть найден среди оптовых торговцев, торговцев зерном и владельцев мельниц, речных пароходов и текстильных фабрикантов. Они очень часто имели крестьянское происхождение, одинаково часто они исповедовали старообрядчество. Они имели большие экономические, но немногие социальные амбиции.
Изменение количественного и качественного состава гильдий дали основание некоторым исследователям сделать вывод о том, что в конце XIX–начале XX в. шел активный процесс “размывания российского купеческого сословия”, когда не только резко уменьшается число купцов, но и само сословие в большой степени утрачивает свое торгово-промышленное значение и превращается в “некую нишу для людей, приобретавших купеческое звание совсем не для того, чтобы заниматься предпринимательством” (Кусова 1996, 12). Тем не менее, несмотря на сравнительную малочисленность (в пределах 1% – 3% городского населения), купечество играло важную роль в жизни русского города. Купцам принадлежала большая часть торгово-промышленных заведений, значительная доля недвижимого имущества.
Таким образом, существовавшее в Российской империи законодательство и социальная практика привели к тому, что сама сфера торговли, предпринимательства изначально рассматривалась как сугубо мужская. Человек, занимавшийся предпринимательством, рассматривался именно как “купец”, т.е. мужчина. Понятие “купчиха” означало только жену купца и не более.
“Мужской” характер предпринимательства во многом отражался и на формирующихся идеалах купечества и на его повседневном поведении. В романе Горького “Фома Гордеев” отец героя – купец Игнат Гордеев – произносит характерную фразу, в которой очень образно показано отношение к предпринимательству, “делу” как именно к мужской сфере деятельности, для которой необходимы именно мужские качества характера: “Дело – зверь живой и сильный, править им нужно умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет. Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать”.
Однако подобный образ идеального купца был именно идеальным, и о русском купце давно сложился весьма негативный стереотип: купец обязательно обманщик, эксплуататор, невежа, он вне конкуренции по потреблению спиртного и по обжорству, деспот в семье и т.д. Во многом в появлении такого образа мы обязаны отечественной художественной литературе. Достаточно вспомнить типы купцов в произведениях Островского, Горького, Шишкова и многих других русских писателей, как дореволюционных, так и советских. В хрестоматийной поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” так, например, представлен портрет типичного купца: “В синем кафтане – почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный как медь”. Конечно, такие образы не рождались на пустом месте. На всю страну гремели кутежи в Московском купеческом клубе, ресторане “Яр”, во время больших ярмарок. Любили купцы цыганские и венгерские хоры, не чуждались и других радостей жизни. Ну а провинциальное купечество старалось копировать вкусы купцов столичных. По воспоминаниям современников “сибирский купец того времени любил повеселиться нараспашку, по-своему, в тесной купеческой компании, зело хорошо выпить, в беседе не стесняться в выражениях”.
Пословицы и поговорки, бытовавшие среди русских крестьян и горожан, отражали черты профессиональной деятельности купечества, неразрывно связывая их с “типично” мужскими качествами: смекалкой, инициативностью, предприимчивостью, хитростью, расторопностью, размахом, умением обмануть и пр. Очень характерен эпитет, которым в некоторых районах Сибири называли купцов – “сквозняки”, подчеркивая этим хитрость и оборотистость.